Фрагмент для ознакомления
2
При фантазировании происходит перестановка элементов, составляющих реальность. Фантазия обладает большой ценностью в научно-познавательном и художественном смыслах, поскольку дает возможность посмотреть на уже известные факты и ситуации с совершенно иной точки зрения, под другим углом.
Умение человека фантазировать, его творческая активность в этом направлении очень индивидуальны и зависят от степени одаренности и опыта конкретного человека. Возникновение фантазий обусловлено снижением интенсивности сознательного, что приводит к приближению к бессознательному.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд вообще называл фантазии снами (грезами) наяву. И следы первых фантазий предлагал искать в глубоком детстве: «Не следует ли нам поискать первые следы художественной деятельности еще у дитяти? Самое любимое и интенсивное занятие ребенка — игра. Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок» [4, с.128].
Фрейд проводит прямую аналогию фантазии, проявляемой в творчестве, с теми фантазиями, которые свойственны детям; «Ведь и поэт, подобно играющему ребенку, делает то же: он создает фантастический мир, воспринимаемый им очень серьезно, то есть затрачивая на него много страсти, в то же время четко отделяя его от действительности» [4, с.128].
Фрейд считал фантазии бессознательными или сознательными, но иллюзорными вариантами исполнения эротических или честолюбивых желаний. По его мнению, воображение помогает людям сглаживать переживания от собственных неудач и несовершенства реального мира.
Фрейд отмечал также, что для любого ребенка состояние фантазии является естественным и органичным. А вот взрослые не всегда готовы признаться, что им свойственно фантазировать. Это ученый связывал в том числе и с тем, что темы фантазий взрослых людей далеко не всегда соответствуют тем культурным нормам, которые приняты в обществе и усваиваются каждым, кто рождается и взрослеет в условиях соответствующей культуры.
Галлюцинацией называют такую форму воображения, когда воображаемые образы возникают и переживаются без какой-либо внешней стимуляции органов чувств.
Галлюцинации связаны со стойкими нарушениями перцептивной деятельности человека, поскольку посредством галлюцинаций он воспринимает такие объекты, которые в данный момент не оказывают воздействия на его органы чувств.
С точки зрения материализма, галлюцинации - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Они возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:
- агглютинация- соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация, или акцентирование, - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;
- заострение- подчеркивание каких-либо признаков;
- схематизация- сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Образы воображения также различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. В этой связи выделяют:
- реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события;
- фантастическое воображение, которое "отлетает" от действительности.
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало.
То есть в нашей человеческой психике ничего не берется ниоткуда. И наши фантазии – это всегда результат увиденного, услышанного, прочитанного, то есть всего такого, что составляет нашу психическую жизнь.
Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций. Для примера достаточно вспомнить работы известного советского художника Казимира Малевича.
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека.
У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой психологический сло¬варь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с. – Темат. указ.: с. 782–811. – Персоналии: с. 8. – Список сокр.: с. 10. – Авт.: с. 9. – ISBN 978-5-93878-663-9.
2. Климов, Евгений Александрович. Основы психологии : Учеб. для студентов вузов непсихол. специальностей / Е.А. Климов. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 462 с.
3. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 3 Воображение и мышление: учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 224 с. — (Серия : Профессиональное образование).
4. Фрейд 3. Художник и фантазирование (сборник работ), — М.: Республика, 1995, в переводе Р. Ф. Додельцева, стр. 128-134
5. Чернобровкина Светлана Владимировна, Гусарова Валерия Владимировна Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников // ОмГУ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-kak-faktor-proyavleniy-trevozhnosti-i-strahov-u-doshkolnikov (дата обращения: 21.04.2023).
6. Новикова, Е. М. роль и влияние воображения на формирование проектной компетенции бакалавров агроинженеров / Е. М. Новикова // . – 2018. – № 2. – С. 53-57. – EDN XUGKUH.
7. Смирницкая, Д. Б. Особенности воображения детей младшего школьного возраста и их влияние на усвоение иностранного языка / Д. Б. Смирницкая // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации : сборник материалов II Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Орел, 31 марта 2022 года. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. – С. 1090-1095. – EDN HVRZCI.