Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цифровое налогообложение для целей исследования в настоящий момент является весьма актуальной проблемой. Проблема в налогообложении цифровых сервисов заключается в том, что многие компании, предоставляющие такие услуги, не имеют физического присутствия в тех странах, где они оказывают свои услуги. Это делает сложным определение места налогообложения и взимание налогов со стороны государств.
Кроме того, некоторые компании используют различные налоговые уловки, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства. Например, они могут регистрировать свои компании в странах с низкими налогами или использовать сложные схемы перевода денежных средств между своими подразделениями в разных странах.
В результате, многие страны сталкиваются с проблемой недостаточного сбора налогов с цифровых сервисов, что может привести к снижению доходов государства и неравенству в обществе. Для решения этой проблемы необходимо разработать международные стандарты налогообложения цифровых сервисов и ужесточить контроль за их соблюдением.
Цифровизация как неотъемлемый процесс современного мира проникает во все сферы жизни общества, изменяя его, в том числе и в транспортной отрасли. Факторы, влияющие на такие области, как Интернет, социальные сети, большие массивы данных и автоматизация процессов, меняют привычные модели развития. Налоговые системы не являются исключением, они также подвержены этим тенденциям, однако во многих странах, включая Российскую Федерацию, цифровизация налоговых процессов происходит не быстро. Главной задачей государства является эффективное стимулирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет в чтобы сократить свой дефицит, а также сократить количество уклонений от уплаты налогов. Реализация программ цифровизации, включая систему налогового мониторинга, помогает решить эту проблему и может положительно повлиять на развитие бюджета страны в транспортной отрасли [1]. Реализация масштабного проекта цифровизации налогообложения дает ощутимые результаты, которые выражаются в увеличении собираемости налогов и выводе бизнеса из тени. На мировом рынке появился спрос на российские разработки.
Объект исследования работы – цифровые налоговые сервисы. Предмет исследования – применение цифровых налоговых сервисов в мировой налоговой практике.
Целью исследования является анализ проблемы применения цифровых налоговых сервисов в мировой практике налогообложения и сбора налогов с резидентов.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических положений о цифровизации налоговых органов
2. Анализ мировой практики применения налоговых сервисов в цифровой экономике
3. Изучение основных проблем применения цифровых налоговых сервисов
4. Исследование возможных решений приведенных проблем.
Методы исследования работы: анализа, сравнения, синтеза, наблюдения.
Теоретические и прикладные исследования изложены в трудах: Анисимова А.А., Пирововой О., Засенко В., Медведниковой Д., Безверхий А. С., Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Дементьев В.В., Гурнак А.В., Жугльская Е.П, Черноусова К.С., Кирова Е. А., Корниенко О.В., Корниено Н.Ю., Селезнева Л. Ю., Измалкова И. В., Староверова О. В., Aulia S., Hambali A.
Глава 1. Теоретические основы цифрового налогообложение
1.1. Понятие и назначение налоговых сервисов в цифровой экономике
По мнению авторов, одним из главных приоритетов в условиях цифровизации экономики выступает внедрение новых технологий в систему налогообложения как важнейшую составляющую государства . Сама «цифровая бизнес-среда» выступает одной из проблем, трудно поддающихся контролю налоговых органов; что и создает прецеденты для уклонения от уплаты налогов налогоплательщиков из числа бизнеса и физических лиц. .
Теоретическую и методологическую основу нашего исследования составляют работы Д.С. Львова, С.А. Кимельма, Е.А. Куклина, С.В. Чернявский, В.В. Понкратов и другие экономисты, занимающиеся изучением рентного налогообложения природных ресурсов. Феномен “цифровой” ренты используется в работах Т.Н. Юдина .
Множество авторов сегодня сходятся в определении цифрового налогообложения. Под цифровым налогообложением следует понимать процедуры по формированию налоговых счетов, сбору и учету налогов, а также взысканию задолженностей по налогам без физического присутствия налогоплательщика с использованием программных средств в цифровой экономике23 .
Сегодняшние международные правила корпоративного налогообложения не соответствуют реалиям современной глобальной экономики и не охватывают бизнес-модели, которые могут получать прибыль от цифровых услуг в стране без физического присутствия. Действующие налоговые правила также не учитывают новые способы получения прибыли в цифровом мире, в частности ту роль, которую пользователи играют в создании ценности для цифровых компаний.
Под цифровым сервисом для налогообложения следует понимать программное решение или устройство на базе программного решения при помощи которого возможна уплата налогов, получение данных по текущим и просроченным налоговым задолженностям, а также по информационному обеспечению налогоплательщика.
Цифровая налоговая система не может существовать в отрыве от цифровой экономики, атрибуты которой приведены на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Анисимова А.А. Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов в современной практике налогового администрирования // Налоги и налогообложение. – 2021. – № 1. – С. 71
2. Безверхий А. С. Проблемы налогообложения в цифровой экономике в рамках Евразийского экономического союза / А. С. Безверхий, Е. А. Кирова. – Москва: ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 2019. – 7 с.
3. Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Дементьев В.В., Гурнак А.В. Принципы налогообложения для цифровой экономики. Terra Economicus – 2022 - № 20(2). С. 59–71
4. Жугльская Е.П., Черноусова К.С. Проблемы налогообложения в цифровой экономике// Вопросы студенческой науки - № 12 (52) – С. 214-218.
5. Кирова Е. А. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономики / Е. А. Кирова, Н. Г. Морозова, А. С. Безверхий. – Москва: ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 2019. – 7 с.
6. Корниенко О.В. Налогообложение в условиях цифровой экономики: вызовы и перспективы//Вестник института экономических исследований – 2020 - № 1 (17) – С. 147-153.
7. Корниено Н.Ю. Основные тенденции в регулировании налогообложения цифровой экономики// Круглый стол «Актуальный проблемы налоговой системы цифровой экономики» - 2022. [Электронный ресурс] – URL: https://www.iep.ru/files/news/kornienko_thesis_09.04.18.pdf (Дата обращения: 26.04.2023)
8. Селезнева Л. Ю., Измалкова И. В. Проблемы налогообложения в условиях цифровой экономики // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — № 11 (28). — С. 641–643.
9. Староверова О. В. Цифровые технологии в налогообложении // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 339–342.
10. Aulia S., Hambali A. Digital Service Tax: Lessons Learned// The 5th International Conference on Vocational Education Applied Science and Technology 2022) [Электронный ресурс] – URL: https://www.mdpi.com/2504-3900/83/1/7 (Дата обращения: 26.04.2023)
11. Koroleva L.P. Taxation of digital services: theory, international practice and domestic prerequisites. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12, no. 3, pp. 91–106.
12. Pirogova O., Zasenko V., Medvednikova D. Development of digital tax services in the transport industry in the Russian Federation// VIII International Scientific Conference Transport of Siberia – 2020 – 10p.
13. Digital services tax: country practice and technical challenges//Woeld bank group – 2022 – p.61.
14. Digital Taxation in Countries. encyclopedia.pub [Электронный ресурс] – URL: https://encyclopedia.pub/entry/27740 (Дата обращения: 26.04.2023)