Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы коммуникативных барьеров в педагогическом общении 5
1.1 Коммуникативные барьеры в педагогическом общении: сущность 5
1.2 Виды коммуникативных барьеров в педагогическом взаимодействии 9
Глава 2 Анализ барьеров в общении педагога 14
2.1 Коммуникативные барьеры при педагогическом общении с родителями 14
2.2 Барьеры в педагогическом общении школьников (на примере начальной школы) 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема затрудненного общения интенсивно изучается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта проблема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн [1], А.А. Бодалев [2], Л.П. Буева [3], А.С. Золотнякова [16], М.С. Каган [10], В.Ф. Ломов [11].
Актуальность данной проблемы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Представление школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков самостоятельно.
На современном этапе развития науки и общества к учителю предъявляются особые требования.
Целью данной работы является рассмотрение коммуникативных барьеров в педагогическом общении.
Задачи:
- описать коммуникативные барьеры в педагогическом общении: сущность;
- рассмотреть виды коммуникативных барьеров в педагогическом взаимодействии;
- описать коммуникативные барьеры при педагогическом общении с родителями ;
- изучить барьеры в педагогическом общении школьников (на примере начальной школы).
Объект исследования – коммуникативные барьеры в педагогическом взаимодействии.
Предмет исследования – преодоление коммуникативных барьеров в системе «учитель-родители» и «учитель-ученик» (начальная школа).
Глава 1 Теоретические основы коммуникативных барьеров в педагогическом общении
1.1 Коммуникативные барьеры в педагогическом общении: сущность
Общение составляет большую часть человеческой жизнедеятельности. Оно имеет большое влияние на формирование человеческой психики. Через постоянное общение с развитыми личностями человек сам становится личностью.
Общение, как информационный процесс взаимодействия между людьми имеет свою структуру. В психологии исследователями особое внимание уделяются сторонам общения – коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Это непосредственно связано с тем, что каждому человеку необходимо овладеть техникой общения, вне зависимости от его рода деятельности. Сущность коммуникативной стороны общения заключается Взаимообмене информацией между двумя или более индивидами. Организация взаимодействия между общающимися людьми или обмен действиями, сущность интерактивной стороны общения.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: ЭКСМО, 2015. – 576 с.
2) Бодалев, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалев, Г.А.Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5.-С.15-20
3) Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988
4) Бухарова А. В., О разработке проектов учащимися начальных классов // Химия в школе. — 2019. — № 2. — С. 53-56
5) Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. Москва: Совершенство, 1998. 608 с.
6) Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. 2-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2019. 410 с.
7) Евграфова Л. Е. Современные подходы к понятию психолого-педагогического сопровождения развития личности учащегося//Сборник материалов I Международных педагогических чтений, посвященных научным школам Института педагогики, психологии и социальных проблем. 2019. С. 86-90
8) Игнатьева Т. В. Цифровой и речевой этикет в дистанционном образовательном процессе// V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ФОРУМ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ» (ПРИУРОЧЕННЫЙ К ПРОВЕДЕНИЮ В 2021 ГОДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ). Сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 9 томах . Том 5 Часть 1. Рязань, 2021. С. 204-209
9) Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
10) Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание : Избр. ст. / М. С. Каган; ЛГУ. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 383,[1] с.
11) Ломов, Б. Ф. Системность в психологии [Текст] : избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 3-е изд. - Москва : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 423 с.
12) Лукова М. С. Стереотипы профессиональной педагогической деятельности//ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. 2016. № 3. С. 74-80
13) Николаева Е. К. Барьеры педагогического общения// МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ || ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «QUANTUM». 2019. С. 13-20
14) Носова Д.А. Профессиональные барьеры взаимодействия преподавателя и обучающегося и способы их преодоления// Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Главный редактор Р.Е. Барабанов; ответственный редактор С.В. Жундриков; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. 2019. С. 100-102
15) Попова Л. А. Компетентность учителя в психолого-педагогическом сопровождении обучения школьников//
16) Проблемы психологии общения [Текст] : (Социальный и личностный типы общения, их проф., познават. и генет. аспекты : Учеб. пособие по спецкурсу / А.С. Золотнякова ; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. – 146
17) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html/ (дата обращения: 26.10.2022).
18) Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология- СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 302
19) Тарасов, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде / С. В. Тарасов. Текст: непосредственный // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2012. С. 5–8
20) Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Федина. 2-е изд. Москва: Юрайт ; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019. 131 с.
21) Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. Текст: электронный // Вестник Института образования человека. 2012. No 2. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2011/200.
22) Чирков И. А., Работа с классом как малой группой // Воспитание школьников. — 2019. — № 6. — С. 41-50
23) Шнейдер Л.Б. Исследование профессиональных автостереотипов педагогов//Актуальные проблемы психологического знания. - 2010. - No 1. - С. 93-100