Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада характеризовалась как эффективный компонент воспитательного процесса, важно, в первую очередь, обеспечить совместную игровую деятельность детей и воспитателя.
Это связано с тем, что отсутствие руководства и организационных рамок игры, которые существуют в том случае, если воспитатель является режиссером и контролирующим субъектом, позволит детям расслабиться, а воспитателя считать не своим наставником и оценивающим взрослым, а партнером, который также имеет свою роль и может взаимодействовать с дошкольниками в свободной игровой форме [3].
Вторым важным условием эффективности сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада является наличие интересного сюжета, который каждый раз будет меняться, что даст возможность не только развиться творческому воображению детей среднего дошкольного возраста, но и сформировать высокий уровень их социально-коммуникативной компетентности.
Кроме того, моделирование разных жизненных ситуаций в процессе качественной сюжетно-ролевой игры позволит детям примерить на себя различные социальные роли и выстроить свою модель поведения и отношение к поступкам других в игровой форме, которую впоследствии они успешно смогут перенести в реальную жизнь.
В научной литературе выделяется два основных вида условий, при которых сюжетно-ролевая игра будет позитивно воздействовать на личность детей среднего дошкольного возраста и развивать их способности [2]:
1) использование такой сюжетно-ролевой игры, где подразумевается сложная структура взаимоотношений между персонажами, а также необходимо понимание детьми того, как соотносить характер своего персонажа с персонажами, которых разыгрывают другие дети;
2) обязательное использование принципа многообразия персонажей в сюжетно-ролевой игре, что подразумевает превалирование количества персонажей над количеством играющих средних дошкольников.
Очень важное значение для эффективности сюжетно-ролевой игры в воспитательном процессе средних дошкольников имеет сюжет, который должен быть последовательным, подразумевать постоянное появление новых персонажей, а также придумывание для них линий поведения и реплик, которые будут постоянно активизировать процесс игры и развивать сюжетную линию [3].
Только такое построение сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте даст возможность мотивировать детей на творчество, стимулировать их к развитию и получению новых коммуникативных навыков.
Зачастую происходит так, что средние дошкольники забывают о том, с чего начиналась та или иная игра и придумывают все новые и новые повороты сюжета. Это является неким индикатором качества построения сюжетно-ролевой игры [1].
Очень важно также применять в построении сюжетно-ролевых игр со средними дошкольниками различные сказочные сюжеты. В этом случае воспитателю не нужно самостоятельно придумывать сюжетные линии и направления взаимодействия персонажей, в каждой сказке они прописаны изначально, а в процессе ее проигрывания необходимо только немного разнообразить детали и дать творческую свободу детям для реализации собственных задумок.
Выводы по 2 главе
Во второй главе курсовой работы, которая называется «Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста», были сделаны следующие выводы:
1. В дошкольном детстве осуществляется активное становление личности каждого ребенка. Все начальные социальные и коммуникативные навыки формируются именно в этом возрасте: ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает определенные умения и знания о том, что происходит вокруг, формирует в своем сознании важные модели поведения, которые будут эффективными для удовлетворения ряда потребностей.
2. Игра позволяет дошкольнику в любом отрезке данного возрастного периода строить свое взаимодействие со сверстниками, а также усваивать некоторые правила, дисциплину и планирование. Особенно для этого процесса эффективна именно сюжетно-ролевая игра, которая не просто формирует навыки, но и позволяет дошкольникам раскрыть свой творческий потенциал и быть в ситуации выбора (роли, сюжета, поведенческой и речевой линии), что является эффективной основой для личностного развития.
3. Отсутствие руководства и организационных рамок игры, которые существуют в том случае, если воспитатель является режиссером и контролирующим субъектом, позволит детям расслабиться, а воспитателя считать не своим наставником и оценивающим взрослым, а партнером, который также имеет свою роль и может взаимодействовать с дошкольниками в свободной игровой форме.
4. Очень важное значение для эффективности сюжетно-ролевой игры в воспитательном процессе средних дошкольников имеет сюжет, который должен быть последовательным, подразумевать постоянное появление новых персонажей, а также придумывание для них линий поведения и реплик, которые будут постоянно активизировать процесс игры и развивать сюжетную линию. Только такое построение сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте даст возможность мотивировать детей на творчество, стимулировать их к развитию и получению новых коммуникативных навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ефремова, Н.А., Муханкина, Ю.В., Пуларгина, А.С., Сурикова, О.В. Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста / Н.А. Ефремова, Ю.В. Муханкина, А.С. Пуларгина, О.В. Сурикова // Молодой ученый. – 2020. – № 48 (338). – URL: https://moluch.ru/archive/338/75537/ (дата обращения: 15.05.2023).
2. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А Короткова. – М.: Педагогика, 1990. – 106 с.
3. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. 2-изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 328 с.