Фрагмент для ознакомления
2
Истерики, пытающиеся выглядеть привлекательно, естественно, отни-мают много энергии и представляются в самом драматичном свете. Кстати, это делает их интересными и привлекательными клиентами, но только на первый взгляд. Начинающий консультант обычно впечатляется ее живостью, манерой говорить, внутренней теплотой и, казалось бы, серьезными намере-ниями решить свои проблемы. Однако работать с такими клиентами не так просто, как представлялось изначально.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что истерики - это не такие эмоционально богатые личности, и намерения и возможности их консульти-ровать отнюдь не однозначны. Истеричный человек готов использовать все возможные маски и роли, которые, по его мнению, приемлемы, если ему не удается понравиться другим. Таким образом, теряется личная идентичность, внутреннее ядро, которое создает ощущение «настоящего я». Таким обра-зом, реальная жизнь заменяется инсценировками.
Истеричные клиенты на консультациях пытаются использовать свои качества, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант - клиент-женщина и консультант-мужчина). Обычно они стремятся придать контакту эротическую, сексуальную окраску. Однако такое поведе-ние истеричной клиентки довольно специфично - если консультант проявляет хоть малейший интерес к эротическому персонажу, она немедленно отступа-ет, заявляя, что имела в виду нечто совершенно иное [18].
Истеричный человек на самом деле не осознает последствий своего по-ведения, поэтому другие часто чувствуют себя преданными и разочарован-ными. Кстати, это традиционный стереотип поведения истеричного человека в жизни. Такой постоянный отказ брать на себя ответственность за провоци-рование флирта исключает нормальные отношения с лицами противополож-ного пола.
Истеричная личность производит только впечатление теплоты и легко-сти в общении. На самом деле, у нее постоянно возникают проблемы с насто-ящей любовью и интимными связями. Эротический эффект поведения исте-ричной личности не означает, что клиентка жаждет близости - она не знает, что делать с настоящей близостью. Невербальные сигналы служат для нее только заменой настоящей физической близости.
Истеричный человек постоянно ищет любви, но не знает, как построить зрелые отношения. Еще одна особенность истерического поведения, прояв-ляющегося при консультировании, - это представление себя бессильным и зависимым существом, жаждущим заботы и внимания со стороны сильной отцовской фигуры. В таких случаях консультант пытается превратиться в суррогата. Истеричной клиентке на самом деле не нужен любовник, ей нужен хороший отец. Вот почему она шокирована, дождавшись соответствующей реакции на свое провоцирующее поведение. Представлять себя ребенком, нуждающимся в опеке, очень типично для истеричного человека. Следует отметить, что истеричная личность часто настроена антагонистически по от-ношению к представителям своего пола и склонна к соучастию, она рассмат-ривает других женщин как соперниц в борьбе за внимание окружающих [6].
Поведение истеричной личности может вызвать у консультанта контр-переносы. Поэтому консультант, работающий с такими клиентами, должен постоянно следить за своими эмоциями. Истерики чаще всего связаны с про-блемами, связанными с семейными отношениями и сексуальной жизнью. Проблемы заключаются в нежелании жертвовать собой в любых отношени-ях. Несмотря на внешнюю сексуальность, большинство истеричных лично-стей не способны к нормальной сексуальной реализации.
Женщины склонны жаловаться на фригидность, которая является реак-цией на страх перед своей сексуальностью. Истеричные мужчины часто страдают импотенцией и склонны к гомосексуализму. Истеричные личности используют различные формы психологической защиты, о которых консуль-тант должен знать. Вытеснение испытанной сексуальности очень характерно. В результате сексуального опыта нет, а некоторые события стираются из па-мяти.
Истеричные личности склонны фантазировать - только в воображае-мом мире они получают много любви и внимания. Символическое удовле-творение потребностей более приемлемо, поскольку оно не затрагивает кон-фликты, скрывающиеся в бессознательном. Во время истерик реальность ча-сто смешивается с фантазией; они верят в свои собственные изобретения. Ре-грессия в сочетании с отрицанием также часто проявляется в их поведении, что позволяет им не осознавать смысла своего собственного поведения. Большинство истеричных клиентов, особенно женщин, имеют долгую исто-рию лечения у многих врачей. В этом случае внутренний психологический конфликт выражается физическим симптомом, который становится его сим-волом. Поэтому истеричных людей постоянно лечат от различных соматиче-ских расстройств. Как правило, конверсионные симптомы принимают форму потери чувствительности: анестезия конечностей, слепота, глухота и т. д.
Большинство истеричных клиентов очень эмоционально рассказывают свою историю во время консультации. Говоря о невротических симптомах, важно подчеркнуть их вторичную пользу для клиента. Клиент не осознает этого преимущества или осознает его лишь частично. Истерические симпто-мы служат трем основным целям: «наказать» людей, к которым клиент отно-сится враждебно; помочь клиенту избежать неприятных, пугающих и потен-циально унизительных ситуаций; помочь пробудить сострадание к другим или привлечь их внимание. Таким образом, часто существует очевидное про-тиворечие между желаниями и чувствами клиента и тем, на что указывают его симптомы. Это противоречие заставляет консультанта подозревать, что клиент неискренен и притворяется.
Интуиция консультанта помогает понять ситуацию, которую не следует игнорировать. Полагаясь на интуицию, он сможет не только выявить исте-ричных клиентов, но и избежать множества подводных камней, скрываю-щихся при общении с ними. Лечение истерии основано на психотерапии во всех ее разновидностях, которая направлена на изменение отношения паци-ента к конфликтной ситуации и повышение уверенности в выздоровлении.
Неоднократные, настойчивые и целенаправленные беседы с пациентом способствуют формированию у него правильного отношения к причинам за-болевания. Психотерапевтическое лечение включает психоанализ, групповую терапию, техники релаксации и т. д. Для устранения определенных симпто-мов истерии внушение используется в бодрствующем или гипнотическом со-стоянии.
Форма и содержание психотерапевтической работы должны учитывать болезненные особенности личности, клиническую картину истерии, а также микросоциальную (семейную) среду, в которой живет пациент. Лечить чело-века - значит влиять на личность пациента. Однако одним из основных прин-ципов лечения пациентов является строгая индивидуализация проводимых мероприятий, при этом обязательно учитываются особенности характера че-ловека [12].
Другим важным принципом лечения является постепенное внедрение психотерапевтических техник. В личностном переустройстве есть определен-ный этап. На первом этапе терапевт добивается постепенного «ослабления» сложившегося патологического стереотипа поведения и его «развенчания» в глазах пациента, показывает ему «невыгодность» прежних форм отношений с родственниками, друзьями, коллегами и преимущества новых моделей от-ношений. На следующих этапах резервные ресурсы подвергаются интенсив-ной тренировке, а патологические характерные черты уравновешиваются.
На заключительном этапе при активном участии пациента возникают новые позитивные межличностные отношения.
Итог: в основе практической психологии лежит человек: реальный, жи-вой, со всеми его характеристиками, интегрированный в реальную сферу жизни (профессиональную, личную и личную); наполненный различными жизненными проблемами, которые могут радовать и мучить его.
Задача психологов и психиатров - помочь человеку разобраться в себе, своих сложных проблемах и найти рациональный выход из существующих ситуаций без значительных нервно-психических стрессов и расстройств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология: (Учебник для вузов) / Г.М. Андреева, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 373с.
2. Блейлер Э. Аффективность. Внушение. Паранойя - М.: Издатель-ство «Винити» 2004. - 208с.
3. Большой психологический словарь. // Сост. Мещеряков Б., Зин-ченко В. М.: Олма-пресс, 2004.
4. Ганнушкин П.Б.. Избранные труды по психиатрии - М.: Феникс, 2001. - 210с.
5. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, си-стематика. Некоторые общие соображения и данные, М.: Класс, 2017.
6. Дубинин Н.П. Избранные труды/ Экологиче-кая и космическая генетика. Селекция. Т.3 - М.: Наука, 2001. - 440с.
7. Иващенко О.И., Огарок Е.М., Шостакович Б.В. Психометриче-ская оценка свойств темперамента при расстройствах лично-сти возбудимого и тормозимого типа// Российский психиатрический жур-нал.- 2002.- №3.- С.26-30.
8. Кербиков О.В., Коркина М.В., Наджаров Р.А. Психиатрия. Пе-реизд.-М.: «Инфра-М», 2005. - 448с.
9. Кернберг Отто Ф. Агрессия при расстройствах личности и пер-версиях. - М.: Класс, 2001.
10. Кернберг Отто Ф. Тяжелые личностные расстройства. - М.: Класс, 2001.
11. Клиническая психиатрия/ пер. с англ. Доп. / гл. ред. Т.Б. Дмитри-ева - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2004. - 505с.
12. Крысько В.Г. Социальная психология: (Учебник для вузов) / В.Г. Крысько. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. - 448с.
13. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, М.: Феникс, 2004. - 315с.
14. Попов Ю.В., Вид Современная клиническая психиатрия - М.: «Экспертное бюро-М»,- 1997. - 496 с.
15. Пронина Л.А. Эпидемиология психических расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2005.
16. Психические состояния / Под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
17. Смулевич, А.Б. Пограничные психические нарушения, М.: Офис-центр, 2018. – 119 с.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
19. Сухарева Г.Е. Клиниче-ские лекции по психиатрии детского возраста Т.2 - М.: Медгиз, 2004. - 408с.
20. Ясперс К. Общая психопатология - М.: Практика, 2002. - 1053с.