Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В рамках истории государственное управление всегда существовало не только в отношении социально-эмпирических и политико-правовых событий, но и в отношении государственных органов - в виде закона, устанавливающего порядок (метод) формирования и организации в органах государственной власти,
Монархия отличается тем, что в ней есть глава государства, которому право на власть передается по наследству. При республиканской форме правления происходит избрание высших государственных органов обычными людьми этого государства. Монархии по степени мощности власти подразделяются на абсолютные и ограниченные (дуалистические, конституционные (парламентские)). При этом республики подразделяют на президентские и парламентские (это зависит от степени концентрации власти в одних руках определенного органа. Необходимо обратить внимание на то, что данная классификация несколько условна, и в чистом виде каждый их указанных типов практически не существует.
Монархия и республика, как формы правления, в настоящее время противостоят друг другу, и существует мнение, что монархия является лучшей богоизбранной формой правления в нынешней России.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить особенности, достоинства и недостатки монархической и республиканской форм правления.
Объектом исследования является процесс реализации особенностей, достоинств и недостатков монархической и республиканской форм правления.
Предметом исследования являются основы и принципы монархической и республиканской форм правления.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление особенностей, достоинств и недостатков монархической и республиканской форм правления.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть форму государства и форму правления;
- изучить понятие, признаки и виды монархий;
- детально проанализировать понятие, признаки и виды республик;
- проанализировать достоинства монархической формы правления;
- проанализировать достоинства республиканской формы правления;
- рассмотреть смешанные (нетипичные) формы правления.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по теории государства и права, истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Форма государства и форма правления: основные подходы к проблеме изучения
Рассматривая основные подходы к определению формы государственного управления, следует отметить, что в современной научной и юридической литературе существует плюрализм мнений, который, в свою очередь, определяет актуальность изучаемых вопросов. Это различие можно объяснить тем, что как зарубежные, так и отечественные исследователи вкладывают в это понятие разный смысл [3].
В то же время, если для русской литературы характерно стремление выразить сущность изучаемого явления путем формулирования определений, то в европейской специальной литературе мы склонны определять сущность термина через характеристику различных форм правления. Например, швейцарский исследователь И.К. Блюнчли прослеживает генезис монархического и республиканского правления со времен Аристотеля, характеризует их характеристики на современном этапе, но не формулирует соответствующих определений, знакомых российской науке, а именно «форма правления», «монархия», «республика». Однако в понимании И. К. Блюнчли формы государственного управления могут быть определены как система отношений между высшими государственными органами, то есть главой государства, парламентом и правительством, их организацией и структурой.
Форма правления интерпретируется французскими исследователями несколько иначе. Например, государственный деятель М. Дюверже понимает форму правления как понятие, характеризующее отношения между высшими органами государства и зависящее от характера партийной системы. Он различает: 1) президентский режим с системой двух псевдополитических партий или многопартийная система, типичная для стран Латинской Америки; 2) парламентские режимы с двухпартийной системой британского типа и парламентский режим с многопартийной системой, аналогичные странам континентальной Европы [8].
Другой современный французский ученый Ж.-П. Жакке рассматривает форму правления как организацию власти, которая зависит от степени участия народа в ее осуществлении, самореализации. Таким образом, автор подчеркивает:
а) форму правления, основанную на народном суверенитете, при которой законодательная власть принадлежит Всеобщему народному собранию, а управление осуществляется исполнительной властью. Исполнительная власть избирается и контролируется народом, который может отозвать ее в любое время;
б) представительная форма правления, при которой народ осуществляет свою власть через представителей. В зависимости от характера распределения власти при представительной форме правления автор определяет форму правления, основанную на сочетании полномочий, то есть вся власть находится в руках одного органа или лица, и форму правления, основанную на разделении властей. Если распределение власти сильное, то мы говорим о президентской форме правления, и наоборот, если акцент делается на сотрудничестве между исполнительной и законодательной ветвями власти через правительство, отвечающее за парламент, мы получаем парламентскую форму правления.
Более четкое определение формы правления можно найти в работе словенского исследователя П. Кресака, который определяет форму правления («форма правительства») в широком и узком смысле. В широком смысле это означает участие населения в государственной власти (политическом режиме государства), характере, составе, методе образования и отношениях между парламентом, правительством и главой государства.
В узком смысле форма власти (модель власти) отождествляется исследователем с формой правительства и означает организацию отношений между парламентом, правительством и главой государства и то, как они формируются. Основываясь на приведенном выше определении, автор классифицирует модели власти на:
а) парламентскую (парламентская республика, парламентская монархия), президентскую, парламентскую (суперпарламентаризм, директория);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакьян А. С., Арбузкин А. М., Кененова И. П. Современные проблемы публичной власти /А. С . Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова // - М. : Юстицинформ. - 2014. - 596 с.
2. Авакьян С. А., Арбузкин А. М., Кененов И. П. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян // - М.: Юстицинформ 2014. - 692 с.
3. Авдеев Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония / Д. А. Авдеев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - N 4. 8 - 13 с.
4. Баглай М. В. Указ. соч. ; Козлова Е. И. Указ. соч. ; Конституционное право России / М. В. Баглай, Е. И. Козлова; Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин // - М. , 2011 - 195 с.
5. Безруков А. В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / А. В. Безруков // М. : Юстицинформ, 2015 - 304 с.
6. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства / А. Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - N 5. С. 3 - 6.
7. Бредихин А.Л., Кириенко Г.С. Федерализм как концепция организации государственной власти /А. Л. Бредихин, Г. С. Кириенко // Вопросы правоведения. - 2012. - N 2. - 88 - 97с.
8. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; Вступ. ст. : И. Ю. Козлихин - С. - Пб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 752 c.
9. Ильин И. А. Наши задачи : Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 годов : В 2 т. Т.1. / И. А. Ильин ‹ notices/index/IdNotic :8492/index.php?url= auteurs/vi w/1113/source:default› // - М. : Рарог, 1992 . - 271 с.
10. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова// - М. : Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
11. Катков Д. Б. Конституционное право / Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго //- М. , 2011. - 288 с.
12. Кряжкова О. О демократии и демократических процедурах: что не так?/ О. О. Кряжкова // Сравнительное конституционное обозрение.- 2014.
13. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства ‹consultantplus://offli e/ref=A6641D73CC81F175 D663B3F DA9C9810A1E2813754F5 66D7481163DFBC2B8A319D ACAC1EB00 7yCM› / И. Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - N 6. С. 11.
14. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Западной Европы / Г. Н. Андреева, О. В. Белоусова, И. С. Власов и др. ; под ред. В. И. Лафитского // - М. : ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. Т.2. - 768 с.
15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права /Н. И. Матузов, А. В. Малько // - М., 2014. - 528 с.
16. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. /А. А. Мишин // - М. : Статут, 2013. - 520 с.
17. Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права /В. С. Нерсесянц // - М. , 2010. - 560 с.
18. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова// - М. , 2012. - 97 с.
19. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правов е институты / В.Н. Руденко; Отв. ред. : А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин // - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. - 476 c.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В. Е. Чиркин // - М. , 2009 и др.