Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Профессиональное обучение персонала является составляющей непрерыв-ного образования и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 9 «Профессиональное обучение» и гл. 10 «Дополнительное образование», ст. 76 «Дополнительное профессиональное образование»). Также важной составляющей является дополнительное образование. Между дополнительным и профессиональным образованием существует тесная взаимосвязь.
Программа профессионального образования разрабатывается в соответствии с потребностями организаций. Программа призвана удовлетворить потребности общества в квалифицированном персонале, обеспечить его успешную адаптацию меняющимся условиям окружающей действи-тельности. Под системой профессионального образования подразумевают систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации сотрудникам по различным профессиям.
Ожидаемыми результатами от реализации программ профессионального обучения персонала является:
- приобретение сотрудниками новых навыков, в том числе, навыков работы с инновационными проектами, новым оборудованием, изучение передовых технологий;
- повышение квалификации, расширение профессионального опыта и кругозора;
получение профессиональной категории, разряда.
Профессиональное обучение подразумевает обучение лиц, которые уже имеют первичное об-разование и опыт работы по специальности. Целью является повышение качества образования и знаний с целью лучшего удовлетворения потребностей производства, общества.
Организация профессионального обучения подразумевает необходимость в обязательном по-рядке учитывать ряд психологических и организационных условий, при которых реализация программы представляется возможной, и будет эффективна.
Работа со взрослыми имеет свою специфику. Во-первых, нужно учитывать, что для взрослого человека ведущим видом деятельности является трудовая. Учебная деятельность рассматрива-ется как вспомогательная. Однако качество усвоения программы находится на более высоком уровне, чем у других возрастных категорий.
Обязательными условиями профессионального обучения является добровольность участия в образовательном процессе, высокий уровень осознанности и самостоятельности. Для взрослого важна мотивация. При отсутствии мотивации процесс обучения практически невозможен. Также взрослому человеку важно создать условия, при которых он сразу же сможет реализовать полу-ченные знания на практике. Это выступает в роли дополнительного мотивационного фактора.
Обязательно должен быть профессиональный опыт и уже имеющиеся первичные знания.
Проблематика исследования. Основная проблема состоит в том, что для того чтобы организовать профессиональное обучение для сотрудников, необходимо учитывать множество факторов. Во-первых, необходимо учитывать специфику обучающихся – это взрослые люди. Поэтому важно создать мотивацию, поскольку без нее обучение взрослых невозможно. Обязательно должен быть профессиональный опыт и уже имеющиеся первичные знания. Важен жизненный опыт, наличие собственного взгляда на учебный материал. Теоретические и практические материалы должны быть тесно переплетены, трудовая деятельность должна совмещаться с учебной. Пре-имущество следует отдавать активным формам обучения.
Характеристика источников и критический анализ литературы. В основе исследования лежит нормативно-правовая база, представленная Федеральным Законом «Об образовании в Россий-ской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (в ред. от 07.03.2018), а также Постановлениями и письмами Министерства Образования; Министерства Труда российской Федерации. Основными литературными источниками, освещающими психологические и организационные аспекты ор-ганизации профессионального образования, были труды таких авторов, как Булганина С.В., Ле-бедева Т.Е., Вачков И. В., Власов П. К., Вялов С.С., Геращенко А.Л.
Использовались преимущественно практические пособия, учебники, методические рекоменда-ции и указания, а также статьи из журналов. Использовали труды авторов, изучающих особенно-сти профессионального обучения применительно к педагогическим кадрам. Принципы меди-цинской подготовки педагогов представлены в первую очередь, Типовой инструкцией по оказа-нию доврачебной помощи при несчастных случаях №22; Инструкцией по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях; Международным руководством по оказанию первой медицинской помощи (данные ВОЗ).
Цель работы – исследовать психологические и организационные условия, лежащие в основе ор-ганизации профессионального обучения персонала.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников и нормативно-правовой базы по теме исследова-ния;
2. Выделить основные психологические факторы профессиональной подготовки персонала;
3. Выделить основные организационные условия профессиональной подготовки персонала;
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление пробелов в обра-зовании на примере педагогических кадров;
5. На основе выявленной проблемы разработать и реализовать программу профессионального обучения педагогов;
6. Оценить эффективность предложенной программы и разработать практические рекоменда-ции.
Объект исследования – профессиональное обучение персонала.
Предмет исследования – психологические и организационные условия организации профессио-нального обучения педагогических кадров.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что для эффек-тивной организации профессионального обучения, необходимо учитывать психологические и организационные факторы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть исполь-зованы для организации профессионального обучения персонала различных организаций.
В частности, результаты могут использоваться в сфере образования ждя создания безопасной среды в образовательном учреждении, для разработки программ и методических рекоменда-ций, пособий по подготовке педагогов оказанию первой помощи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических и организационных условий ор-ганизации профессионального обучения персонала
1.1. Психологические условия организации профессионального обучения персонала
На современном этапе, в условиях, происходящих в экономике структурных изменений, и про-цессов модернизации и оптимизации на предприятиях важнейшее значение приобретает обу-чение работников. Такое обучение может осуществляться разными способами :
• на рабочем месте;
• в виде самообразования;
• на курсах переподготовки и повышения квалификации.
Потенциал взрослого человека к обучению достаточно высок, вместе с тем взрослый человек осознает значимость собственного обучения, то есть он мотивирован .
Однако необходимо учитывать некоторые особенности обучения взрослых, которые выражают-ся в личностном подходе.
Личностный подход к обучению взрослых предполагает учебную деятельность в общем контек-сте жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориента-ций, понимания смысла обучения для развития творческого потенциала личности .
Одним из главных аспектов обучения взрослых является мотивация.
Мотивация появляется благодаря социальной и профессиональной практике человека, а также желанию данную практику совершенствовать.
Следовательно, задача обучения состоит в том, чтобы обеспечить процесс совершенствования в овладении инструментами трудовой деятельности. Это относится как к профессиональному обу-чению, так и к дополнительному профессиональному образованию.
Для наиболее эффективного построения учебного процесса для взрослых необходима чёткая постановка цели обучения. Необходимо помнить, что у взрослого человека основным видом деятельности является трудовая, а процесс обучения рассматривается как возможность овладе-ния новыми знаниями .
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и слу-жащих в Законе об образовании в РФ понимается профессиональное обучение лиц, уже имею-щих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенство-вания профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уро
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров А. В. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 192 c.
2. Акимов В.В. Культура безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2008. - № 11. - С. 23-27.
3. Булганина С. В., Лебедева Т. Е. Моделирование системы внутрифирменного обучения персонала сервисной организации и опыт ее реализации // Современные проблемы науки и об-разования. – 2015. – № 2-2. – С. 313. – URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=21858 (дата обращения: 29.06.2018).
4. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М: Ось-89, 1999. – 176 c.
5. Власов П. К. Организационная психология. – М.: Гуманитарный центр, 2009. – 480 c.
6. Вялов С.С. Общая врачебная практика. Неотложная медицинская помощь. - М.: МЕД-пресс-информ, 2013. - 112 c.
7. Геращенко А.Л. Консультирование и тренинг: профессиональный подход. – М.: Ин-т эф-фективного тренинга, 2003. – 166 c.
8. Гильманова Э. P., Хайбуллина З.P. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. - 2009. - № 5. - С. 37.
9. Гринштейн Ю.И. Неотложная помощь в терапии и кардиологии. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 224 c.
10. Гуревич П. С. Психология: учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 465 c.
11. Гусев А. Ф. Первая помощь для преподавателей // Основы безопасности жизни. - 2007. - № 6. - С. 8 - 9.
12. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. – М.: МГУ, 1990. – 104 c.
13. Захаренко О.В. Неотложная медицинская помощь. Симптомы, первая помощь на дому. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 288 c.
14. Инструкция по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях. - М.: Воениздат, 2015. - 160 с.
15. Каткова О. В., Лебедева Т. Е., Фокина Т. А. Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса // Вестн. Мининского ун-та. – 2013. – № 2 (2). – С. 13.
16. Красильникова И. М. Неотложная доврачебная медицинская помощь. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 192 c.
17. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда Организация обучения безопасности труда. Общие положения". URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018)/
18. Международное руководство по оказанию первой медицинской помощи (данные ВОЗ). - Женева, 1970. - 393 с.
19. Мессель М. А. Неотложная терапевтическая помощь. - М.: Медицина, 2012. - 224 c.
20. Мессель М.А. Медицинская помощь при экстремальных ситуациях. Справочник. - М.: Эксмо, 2015. - 704 c.
21. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / О.П. Щепин и др. - М.: Медицина, 2012. - 176 c.
22. Михайлович Е.А. Руководство для врачей скорой помощи. - Л.: Медицина, 2014. - 542 с.
23. Нехорошева И. В., Зубов В. Н. Здоровье нации и будущее России // Основы безопасности жизни. - 2008. - № 6. - С. 40 - 46.
24. Нехорошева И.В. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь. Справоч-ник. - М.: Медицина, 2016. - 608 c.
25. Парташников М.Б. Краткое пособие по неотложной терапевтической помощи. - М.: Госу-дарственное медицинское издательство УССР, 2015. - 286 c.
26. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2017 г. № 15-2/В-950 в адрес Главного технического инспектора труда Общероссийского Профсоюза URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
27. Письмо Министерства труда Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 15-2/ООГ-6230. URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
28. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работ-ников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29. URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
29. Постановление Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. — 2010 г. — № 21. — Ст. 2168.
30. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утвер-ждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183). URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018)/
31. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: Бахрах-М, 2011. – 480 c.
32. Рамендик Д. М. Управленческая психология. – М.: Форум: Инфра-М, 2006. – 256 c.
33. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. – Т. 1 (А–О). – М.: Вече: АСТ, 2000. – 592 с.
34. Розанова В. А. Психология управления. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 352 c.
35. Смирнов А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М.: Просвеще-ние, 2012. - 175 с.
36. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. – СПб.: ЛКИ, 2008. – 168 c.
37. Тарасов А. Н. Неотложная доврачебная помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях. - М.: Медицина, 2015. - 208 c.
38. Типовая инструкция по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях №22. URL: http://www.consultsnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
39. Трудовой Кодекс Российской Федерации URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (в ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
41. Фетискин Н. П. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии. 2002. – 490 c.
42. ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323. URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения: 29.04.2018).
43. ФЗ № 313 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" URL: http://www.consultаnt.ru. (Дата обращения:29.04.2018).
44. Чазов Е.И. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь. - М.: Медицина, 2016. - 640 c.
45. Чазов Е.И. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. - М.: Феникс, 2015. - 672 с.
46. Шанин В.Ю. Неотложная помощь при острых терапевтических заболеваниях. - М.: СПб: Элби, 2014. - 132 c.