Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время одной из основных целей выхода российской экономики из системного финансового кризиса остается задача построения эффективной налоговой системы. Финансовая политика ряда российских банков оказала негативное влияние на их жизнеспособность, что особенно проявилось в условиях кризиса и потребовало внедрения новой модели развития банковского сектора, для которой характерен приоритет качественных показателей, в частности, путем изменения системы налогообложения банков.
Существуют экономические рычаги, с помощью которых государство оказывает влияние на рыночную экономику, среди которых налоги играют важную роль. Любое государство в условиях рыночной экономики использует налоговую политику как определенный регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Сами налоги, как и налоговая система в целом, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Банковскую систему следует рассматривать как одно из основных звеньев в структуре рыночной экономики, способствующее активному формированию и развитию государства. Коммерческие банки являются неотъемлемой частью финансового сектора. Поскольку основной функцией коммерческих банков является перераспределение капитала, что повышает общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение депозитов, размещение средств в кредиты, ведение счетов, операции с ценными бумагами), кредитные учреждения, а именно банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на доходы, имущество, добавленную стоимость и т. д.).
Тем не менее, налогообложение банков имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой банковской работы. Эти характеристики влияют на такие элементы налогового процесса, как расчет налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налога значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.
Степень разработанности проблемы. При написании были изучены работы современных исследователей финансовой науки по теории и практике налогообложения в России: А.Л. Глинкина, Л.И. Гончаренко, И.В. Горского, В.В. Гусева, Л.А. Дробозиной, В.Г. Князева, Н.И. Морозовой, М.А. Моторина, К.И. Оганяна, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, О.И. Пилипенко, С.Г. Пепеляева, Г.Б. Поляка, А.П. Починка, В.М. Родионовой, В.М. Романовского, Н.Ф. Самсонова, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной и других.
Теоретической основой исследования послужили работы по теории налогов А. Смита, Д. Рикардо, Г. Посошкова, И. Озерова, Н. Тургенева и других.
Целью работы является исследование системы налогообложения кредитных организаций, банковских групп, проблемы её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть банк как участника налоговых отношений;
-изучить элементы, принципы и процесс налогообложения банков;
-обозначить виды налоговых обязательств коммерческих банков;
-дать краткую характеристику АО «Альфа-Банк»;
-выполнить анализ системы налогообложения АО «Альфа-Банк»;
-определить проблемы совершенствования налогообложения коммерческих банков.
Предметом исследования является -системы налогообложения банка.
Объектом исследования является АО «Альфа-Банк».
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложений и рекомендаций, сформулированных в работе, при разработке нормативных документов, касающихся налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации.
В процессе работы использовались общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип историко-логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.
Рабочая гипотеза исследования основана на идее создания оптимальной системы налогообложения коммерческих банков и заключается в том, что устойчивое функционирование коммерческих банков в современных экономических условиях (возникающие финансовые кризисы) определяется необходимостью изменения подходов к формированию резервов банка, финансовый результат, основы
Методологической и теоретической основой данного исследования являются законодательные и нормативные акты, данные консолидированной финансовой отчетности, баланс и информация для акционеров выбранной организации, публикации в российской финансово-экономической прессе, электронные ресурсы по выбранной тематике, материалы семинаров, пособия обучения, а также результаты исследований.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РФ
1.1 Банк как участник налоговых отношений
Отношения, возникающие между государством в лице его законодательных и исполнительных органов и налогоплательщиками, плательщиками налогов и налоговыми агентами по вопросам установления, введения и взимания налогов и сборов на территории этого государства, и в то же время в процессе налогового контроля со стороны государства обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействий должностных лиц этих органов, называются налоговыми отношениями [18].
Лица, участвующие в налоговых отношениях, делятся на две основные группы:
1.правительство в лице органов законодательной и исполнительной власти, вводящее налоговые платежи и сборы, которое взимает их и держащее под контролем корректность исчисления, полноту и своевременность поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней.
2.хозяйствующие субъекты, а конкретно налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, должны в соответствии с законодательством вовремя исчислять и перечислять налоговые платежи и сборы в надлежащие бюджеты.
Банк как участник налоговых отношений может быть отнесен ко 2-ой группе.
Банк - это особое финансовая организация, специализируемое на накоплении средств и размещении их от собственного имени в целях получения дохода. Главная задача банков - посредничество в платежах и кредитовании [8].
Статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской работе «дает подобное определение» банк является кредитным учреждением, которые имеет необыкновенное право производить в общей сложности последующие банковские операции: завлекать во вклады средства граждан и организаций, располагать подобные средства на счетах в банках и банках". средства от его имени и за собственный счет на критериях погашения, оплаты, срочности, открытия и ведения счетов в банках граждан и организаций " [1].
Налоговый кодекс России (Налоговый кодекс России) под понятием банк понимаются кредитно-финансовые учреждения и иные финансовые учреждения, уполномоченные Центробанком России.
В критериях рыночной экономики безналичные расчеты меж хозяйствующими субъектами, другими словами участниками налоговых отношений II группы, исполняются средством открытых ими счетов в банках.
Посредническая функция банков в кредитовании обеспечивается производительным перераспределением денежных ресурсов в народном хозяйстве по подобным принципам, как: возврат, срочность и вознаграждение [15].
Банки не только сформировывают свои ресурсы, привлекая средства жителей и аккумулируя вольные средства хозяйствующих субъектов, которые конкретно являются участниками налоговых отношений II группы, да и обеспечивают гарантию внутренних сбережений для экономического роста государства.
Коммерческий банк действует как финансовая организация, которое специализируется на накоплении денег и размещении от собственного имени для получения дохода. Банковский сектор призван играться главную роль в системе регулирования экономики. Финансовые учреждения выступают одними из самых крупных плательщиков налогов, потому правительство уделяет данной теме больше внимания.
Система налогообложения частных кредитно-финансовых учреждений гарантирует жизнеспособность и стабильность кредитно-финансовой отрасли и отражает воздействие налогообложения частных кредитно-финансовых учреждений на обеспечение финансового развития государства. Банки являются частью общего финансового механизма, являясь главным экономической отраслью, действенное развитие которого оказывает положительное воздействие на экономику.
В налоговой системе банки играют тройную роль. Во-1-х, они выступают в качестве независимых плательщиков налоговых платежей и, обычно, производят перечисления в госбюджет. При всем этом банки являются посредниками меж страной и налогоплательщиками, при этом, переводы налоговых платежей исполняются на счета страны. А также, они выступают в качестве налоговых агентов, удерживая налоговые платежи со средств, уплаченных налогоплательщиками, и перечисляются в бюджет [24].
От таковых свойств, как оперативность и ответственность банка как посредника, зависит пополнение госбюджета. Но банки должны делать функции денежного и налогового контроля. Банки несут вину за выполнение установленного порядка открытия счетов, предоставление инфы об открытых счетах и экономически-хозяйственных операциях клиентов, актуальное выполнение распоряжений о перечислении налоговых платежей и сборов, распоряжений о приостановлении операций по счету клиента.
На формирование политики в сфере налогообложения и налогового механизма оказывает влияние ряд причин. Изучение налогового потенциала банков важен, исходя из убеждений следующего обоснования методологических подходов к налогообложению этого вида компаний, а заодно и улучшения работающей налоговой системы. Чтоб всесторонне изучить "налоговый потенциал банка", нужно рассмотреть разные подходы к определению этого термина. Принципиальным фактором является отсутствие определения «налогового потенциала» на законодательном уровне. Сам термин можно найти конкретно в разных видах нормативно-законодательных документов, также в Экономном кодексе России, но ни в каком документе нет определенного определения налогового потенциала. В Экономном кодексе России налоговый потенциал равен налоговой базе.