Фрагмент для ознакомления
1
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ
1.1 Понятие жаргона, его основные характеристики
1.2 Жаргонизмы как языковое и социальное явление
1.3 Лингвистические особенности молодежного жаргона
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ В ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «НОВЕНЬКИЙ» (2020-2021 гг.)
2.1 Лексическо-грамматические особенности жаргонизмов в сериале «Новенький»
2.2 Стилистические особенности жаргонизмов в сериале «Новенький»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема изучения жаргонизмов является одной из наиболее острых для современного языкознания. Современный ритм жизни диктует высокую скорость передачи информации. Современное общение прочно связано с миром информационных технологий и проходит в рамках социальных сетей, мессенджеров, форумов и чатов. Таким образом, многие слова разговорного языка искажаются, переосмысливаются, приобретают дополнительные значения. В результате активизируются процессы образования жаргонизмов, или сленгизмов, в языке. Проблема изучения жаргонизмов привлекает в настоящее время многих исследователей, что также является важным фактором актуальности темы.
Объект исследования – жаргонизмы как элемент живой разговорной речи. Предмет исследования – лингвистические особенности функционирования жаргонизмов, выявленных на материале современного отечественного сериала «Новенький» (2020-2021 гг.).
Цель исследования заключается в изучении особенностей функционирования жаргонизмов в живой разговорной речи.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие «жаргон» и привести его основные характеристики;
2) охарактеризовать жаргонизмы как языковое явление в современном русском языке;
3) рассмотреть лингвистические особенности молодежного жаргона;
4) проанализировать особенности функционирования жаргонизмов, выявленных на материале современного отечественного сериала «Новенький» (2020-2021 гг.).
Теоретическая значимость работы обусловлена представлением в ней анализа жаргонизмов, выявленных на материале современного отечественного сериала «Новенький» (2020-2021 гг.).
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении курсов русского языка на лингвистических отделениях вузов.
Для решения поставленных задач в нашем исследовании использовались следующие методы: описательный; метод контекстуального анализа. Составными частям метода являются наблюдение, обобщение, интерпретация. Сущность наблюдения заключается в выделении лексических единиц, их свойств, признаков, характеристик. Обобщение сводится к синтезу подобных и повто¬ряемых языковых явлений, единиц наблюдения в одну более широ¬кую категорию, в пределах которой они объединяются те¬ми или иными признаками. Интерпретация результатов наблюдения представля¬ет собой их толкование, установление места факта среди других фактов.
Контекстуальный анализ используется для изучения функциональной специфики слов и их значений, он представляет собой анализ текста (фрагмента текста, предложения), в котором использовано данное слово, а также анализ зависимости значения слова от этого контекста.
Материалом исследования послужил современный молодежный сериал «Новенький» (2020-2021гг., режиссер – О. Барковская).
Теоретическую базу исследования составили работы лингвистов (Ю.А. Башкатовой, И.Р. Гальперина, М.А. Грачева, Л.И. Захаровой, Л.П. Крысина, Н.С. Марушкиной, В.Ю. Неупокоевой, Д.Т. Садреева и др., в которых рассматривается современное употребление жаргонизмов в различных ситуациях повседневного общения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его теоретическая база, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе проанализированы теоретические основы изучения жаргонизмов. Во второй главе проанализированы результаты проведенного исследования особенностей функционирования в живой речи жаргонизмов, выявленных на материале современного отечественного сериала «Новенький» (2020-2021 гг.).
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башкатова Ю.А. Телесная метафора в английской и русской лингвокультурах / Ю.А. Башкатова // Вестник КемГУ. – 2013. – № 2 (54) Т. 2. – С.24-27.
2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Э.М. Береговская // Вопросы языкознания. –2018. – №8. – С.71-78.
3. Бурнаева Е.М., Ерофеева О.П. Сленг в социальных сетях как способ самовыражения молодежи / Е.М. Бурнаева, О.П. Ерофеева // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – № 2. – С.264-265.
4. Гальперин И.Р. О термине «сленг» / И.Р. Гальперин // Вопросы языкознания. – 2004. – №6. – С. 29-34.
5. Голденков М. Осторожно! Hot dog! Современный активный English / М. Голденков. – Мн.: ООО «Инпредо», 2017. – 83 с.
6. Грачев М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне / М.А. Грачев // Русский язык в школе. – 1996. – № 1. – С. 78-85.
7. Доронина П.Д. О языке подростков в социальных сетях / П.Д. Доронина. – Ярославль. 2017. – 121 с.
8. Жаркова Т.И. О сленге современной французской молодежи / Т.И. Жаркова // Иностр. языки в школе. –2019. – №1. – С.34-37.
9. Захарова Л.И. Проблемы молодежного сленга в современной среде / Л.И. Захарова, Ю.С. Гусева // Эволюция современной науки: Сб. статьей Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 25 июля 2016 г.): В 3 ч. Ч. 3. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 41-46.
10. Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке конца XX века / Л.П. Крысин // Исследования по славянским языкам. – 2000. – № 5. – С. 63 -91.
11. Курчакова Н. Формы самопрезентации в блоге / Н. Курчакова // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: Сборник статей под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова – СПб: СПбГУ, 2007. – С. 132-163.
12. Малько А.А. Молодежный сленг / А.А. Малько // Юный ученый. – 2018. – № 2 (16). – С. 33-35.
13. Марушкина Н.С., Неупокоева В.Ю. Молодежный сленг как языковое явление / Н.С. Марушкина, В.Ю. Неупокоева // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2 (103.2). – С. 103-105.
14. Орлова Н.О. Сленг vs жаргон: проблема дефиниции / Н.О. Орлова // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 3 (40). – С. 38-39.
15. Рубцова Е.А. Молодежный сленг как противоречивое явление в современной лингвистике / Е.А. Рубцова // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2009. – № 1. – С.19-25.
16. Садреев Д.Т. Молодежный сленг в современном английском языке / Д.Т. Садреев // Sciences of Europe | Philological sciences. – 2016. – №1. – С.66-68.
17. Смирнов Д. Молодежный сленг от Сталина до наших дней / Д. Смирнов // Комсомольская правда. – 2008. – 4 сентября. – С.3.
18. Фирсова Н.М. Фразеологизмы с соматическим компонентом в сленге молодежи Испании / Н.М. Фирсова // Вестник РУДН, серия «Лингвистика». – 2010. – №1. – С.26-30.