Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
1.1. Понятие и признаки правоохранительных органов
Необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время важнейшая роль в механизме управления государством принадлежит правоохранительным органам в Российской Федерации. Именно эффективность работы правоохранительных органов, по большому счету, определяет уровень законности и правопорядка в Российской Федерации, а также безопасность граждан. Следует заметить, что именно от сотрудников напрямую зависит эффективность деятельности существующих правоохранительных органов, которые, соответственно, образуют определенную систему.
Вопрос относительно понятия и системы правоохранительных органов до сих носит дискуссионный характер. Как отмечается в современной юридической литературе, такие понятия как «правоохранительные органы», «правоохранительная деятельность» и другие раскрываются исключительно на доктриальном уровне.
Существуют определенные причины относительно того, почему невозможно добиться единства мнений по данному вопросу, в частности, это:
1) отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации определения понятия «правоохранительные органы». Так, до сих пор законодатель не внес соответствующие изменения в российское законодательство относительно понятия правоохранительных органов, их системы и тому подобное;
2) не совсем однозначное раскрытие круга в различных нормативных правовых актах тех правоохранительных органов, которые сейчас функционируют в российском государстве;
3) динамичное изменение круга органов государственной власти, создание которых происходит в целях осуществления деятельности правоохранительного характера.
Для того, чтобы в полной мере определить круг существующих правоохранительных органов в российском государстве, следует, в первую очередь, раскрыть содержание этого понятия, поскольку его сущность по-разному трактуется в современной юридической литературе.
Так, под правоохранительным органом необходимо понимать специально учрежденный орган государственной власти, который опирается в соответствующих случаях на меры принуждения, выполняющий правоохранительную функцию. Целью такого органа является обеспечение в российском государстве законности и правопорядка, что происходит с помощью решения круга определенных задач, выполнения специальных функций, которые непосредственно связаны с охраной и защитой прав и свобод граждан.
Правоохранительне органы имеют свои определенные отличительные признаки:
1. Свою деятельность данный органы имеют возможность осуществлять исключительно в рамках действующего законодательства Российской
Федерации. Любые действия, которые носят произвольный характер, недопустимы со стороны лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность. В случае нарушения правовых норм действующего законодательства Российской Федерации, лиуо может быть привлечено к определенному виду юридической ответственности, в частности, к административной ответственности, к дисциплинарной ответственности.
2. Деятельность правоохранительного характера имеют возможность осуществлять исключительно те лица, которые состоят на службе в правоохранительных органах, они, как правило, имеют специальную подготовку, в том числе, юридическую. Присвоение иными лицами возможность осуществлять правоохранительную деятельность носит недопустимый характер, в результате чего в отдельных случаях может расцениваться как преступление.
3. Началом любой деятельности правоохранительного характера является определенный повод, в качестве которого может выступать сообщение относительно готовящегося, либо совершенного деяния противоправного характера. Во всех других случаях не допускается вмешательство со стороны правоохранительных органов в жизнь граждан, либо же в деятельность государства, различных объединений и тому подобное.
4. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы имеют возможность осуществлять применение различных мер государственного принуждения к тем лицам, которые совершили соответствующее противоправное деяние.
5. Решения, принятие которых осуществляется со стороны правоохранительных органов, выступают в качестве мер юридического воздействия, которые основываются на действующем законодательстве Российской Федерации. Нарушение подобного рода требования влечет за собой отмену того решения, которое было принято правоохранительным органом, а в определенных случаях виновные лица могут быть привлечены к соответствующему виду юридической ответственности.
6. Решения правоохранительных органов, которые носят обоснованный и законный характер, подлежат выполнению в обязательном порядке любыми гражданами и должностными лицами. Если такое решение не выполняется соответствующим субъектом, то для правонарушителя могут быть применены дополнительные санкции.
7. Все решения, которые непосредственно связаны с преступлениями и другими правонарушениями, существенно влияющие на права и свободы, либо же затрагивающие интересы государства, могут быть обжалованы в порядке, который предусмотрен действующим российским законодательством. Воспрепятствование осуществлению данного права носит недопустимый характер и при соответствующих обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
1.2. Принципы организации и деятельности правоохранительных органов
Стоит отметить, что в нормативных правовых актах, которые составляют правовую основу организации и деятельности различных правоохранительных органов, нашли свое отражение юридические нормы, которые непосредственно определяют начала организации и деятельности подобного рода органов. В правовой науке такие нормы принято именовать принципами.
В настоящее время существуют различные принципы организации и деятельности правоохранительных органов. Выделим основные из них.
Прежде всего, необходимо выделить принцип законности. Этот принцип нашел свое отражение в части 2 статьи 15 действующей Конституции Российской Федерации. Согласно данной правовой норме все существующие государственные органы, а также органы местного самоуправления, должностные лица, организации и отдельные граждане в обязательном порядке должны соблюдать действующее российское законодательство.
Иными словами, можно сказать, что при осуществлении своей деятельности правоохранительные органы в обязательном порядке должны руководствоваться исключительно положениями действующего законодательства Российской Федерации, не нарушать его юридические нормы.
Следующим принципом является принцип публичности. Это принцип можно увидеть как раз преимущественно в деятельности различных правоохранительных органов, которая выполняется с момента обнаружения соответствующих признаков определенного преступного деяния.
Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность рассматриваемого принципа заключается в том, что в силу своего официального положения правоохранительные органы обязаны осуществить возбуждение уголовного дела, принять все необходимые меры для выявления лиц, которые его непосредственно совершили. Иными словами, можно сделать вывод, что правоохранительные органы, осуществляя свою деятельность в интересах общества и государства, в обязательном порядке должны проявлять активность, а также инициативу относительно раскрытия различных преступных деяний, а также изобличения лиц, которые их непосредственно совершили.
В качестве следующего важнейшего принципа выступает принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Данный принцип находит свое воплощение в деятельности правоохранительных органов, а именно в том, что правоохранительные органы имеют возможность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производить аресты граждан, осуществлять заключение граждан под стражу, что происходит при наличии разрешения со стороны органа судебной власти, а также при наличии достаточных для этого оснований (в частности, обвиняемый может скрыться от органов, которые осуществляют производство предварительного расследования по уголовному делу).
Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту также выступает в качестве важнейшего принципа деятельности правоохранительных органов в российском государстве. Так, правоохранительные органы в пределах своей компетенции имеют возможность на законных основаниях задержать физическое лицо, которое может подозреваться в совершении соответствующего преступного деяния, а также предъявить ему обвинение в совершении такого преступного деяния.
Так как выполняемая со стороны правоохранительных органов деятельность носит достаточно активный, даже наступательный характер, то законодателем было бы несправедливо не наделить подозреваемого, либо же обвиняемого и подсудимого правами, которые непосредственно связаны с защитой.
Следующим принципом является принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность данного принципа заключается в том, что каждый гражданин имеет возможность обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на том языке, на котором он пожелает. При этом, следует заметить, что правоохранительные органы не имеют права отказать какому-либо гражданину в защите по тому мотиву, что он не владеет каким-либо языком.
Принцип гласности также выступает в качестве одного из принципов организации и деятельности правоохранительных органов. Так, действующим законодательством Российской Федерации закреплена обязанность правоохранительных органов обеспечивать любому гражданину возможность ознакомления с теми документами и материалами, которые, так или иначе, затрагивают его соответствующие права и свободы.
Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов также выступает в качестве одного из принципов организации и деятельности правоохранительных органов. Этот принцип заключается в том, что граждане имеют возможность принимать свое непосредственное участие в судебном разбирательстве, что происходит в качестве присяжных заседателей и иных участников судебного процесса.
Представители общественности также принимают непосредственное участие в деятельности органов, которые ведут борьбу с преступностью в российском государстве. В частности, допускается привлечение отдельных лиц к проведению различного рода оперативно-розыскных мероприятий, при этом, возможно сохранения их конфиденциальности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 14.04.2023 № 116-ФЗ) // Российская газета. 2001. № 249; // Российская газета. 2023. № 87.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022 № 592-ФЗ) // Российская газета. 1995. № 229; // Российская газета. 2022. № 251.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022 № 621-ФЗ) // Российская газета. 2010. № 250; // Российская газета. 2022. № 251.
Научная и учебная литература
1. Артюхов А.В. Проблемы взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений. // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 1. С. 56-61.
2. Берегова З.Р. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации. // Молодой ученый. 2019. № 46. С. 97-99.
3. Бобров В.К. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Юрайт, 2020. - 377 с.
4. Бозров В.М. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Норма, 2018. - 589 с.
5. Воробьева Н.А. Проблемы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 4. С. 100-106.
6. Гриненко А.В. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Юрист, 2020. - 551 с.
7. Келдибеков Р.Ж. К вопросу об отнесении судов и прокуратуры к правоохранительным органам. // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 5. С. 75-79.
8. Комарова Е.Е. Проблемы современной прокуратуры и пути их решения. // Молодой ученый. 2022. № 30. С. 34-36.
9. Ляхов Ю.А. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Инфра-М, 2018. – 416 с.
10. Романовский Г.Б. Правоохранительные органы: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. - 300 с.
11. Станкевич Г.В. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Проспект, 2020. - 531 с.
12. Томин В.Т. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 529 с.
13. Устинова А.В. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 361 с.
14. Чашин А.Н. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Феникс, 2017. - 517 с.
15. Шалитаев В.Ю. Следственный комитет Российской Федерации - важнейший элемент конституционного строя. // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. № 2. С. 90-91.
16. Шувалов М.Н. Дознание как форма предварительного расследования. // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3. С. 153-157.
17. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Инфра-М, 2020. - 519 с.
18. Яшин А.В. Вопросы организации предварительного следствия в органах внутренних дел. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 5-12.