Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» И «РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» 4
ГЛАВА 2. РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 7
2. 1 РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ 7
2. 2 РАСКОЛЬНИКОВ И ЛУЖИН 10
2. 3 РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ 11
2. 4 РАСКОЛЬНИКОВ И МАРМЕЛАДОВ 13
2. 5 РАСКОЛЬНИКОВ И ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ 14
2. 6 РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 19
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (1866) — один из центральных в его творчестве. Он привлекает к себе внимание читателей и критиков по целому ряду причин. Это и его сюжет — детектив, хотя читатели изначально знают, кто же совершил преступление, это и многочисленные персонажи со сложными противоречивыми характерами, это и Петербург — странный и страшный город, который порождает уродливые фантазии и теории. Это и образ главного героя романа Родиона Раскольникова, которого Достоевский проводит через ряд испытаний.
Несомненно, об этом произведении написано множество исследований, но образы его героев столь многообразны и разносторонни, что всегда открываются новые и новые аспекты.
Цель данной работы — дать речевую характеристику героев романа «Преступление и наказание». Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- дать определение понятия «языковая личность», «речевая характеристика»;
- привести речевую характеристику некоторых центральных героев романа (Раскольникова, Сони, Мармеладова, Порфирия Петровича);
- проследить, как в речи героев отражаются их жизненные позиции, а также — авторские установки;
- сопоставить речевые характеристики данных персонажей, их роли и место в структуре романа.
Глава 1. «Языковая личность» и «речевая характеристика»
Обращаясь к исследованию языка художественной литературы, следует отметить, что «основной категорией в сфере лингвистического изучения художественной литературы обычно признается понятие индивидуального стиля (то есть своеобразной, исторически обусловленной, сложной, но представляющей структурное единство системы средств и форм словесного выражения в ее развитии). В стиле писателя, соответственно его художественным замыслам, объединены, внутренне связаны и эстетически оправданы все использованные художником языковые средства». То есть в языке художественной литературы все элементы подвергаются отбору, получают новую, эстетическую ценность.
Целостность восприятия произведения обеспечивается тем, что все элементы объединены образом автора. Как пишет В. В. Виноградов, «образ автора проявляется на всех уровнях структуры художественного текста, в том числе и прежде всего — на языковом, что часто обеспечивает целостность восприятия произведения. Из этого, в частности, следует, что анализ языка литературного произведения, системы средств словесно-художественного выражения, оценок героев произведения по речи позволяет в той или иной степени реконструировать авторскую позицию».
Язык автора, как отмечает исследователь, впитывает в себя речь и мышление персонажей, присущие им приемы драматического переживания и осмысления событий. В стиле повествования выражается не только личность автора или образ старинного мемуариста, но остро звучат разные живые голоса эпохи.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1996
2. Айхенвальд Ю. И. Достоевский //Айхенвальд.Ю. И. Силуэты русских писателей, М., 1994
3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959
4. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1936. С. 91
5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2007
6. Ружицкий И. В. Языковая личность Ф. М, Достоевского: лексикографическое представление. Дисс. на соискание уч. ст. доктора филологических наук. М., 2015Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Киев, 1994
7. Старостина Г. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и статья Ф. И. Буслаева «Повесть о горе и злочастии, как Горе-злочастие довело молодца во иноческий чин». Русская литература, No 3, 2004
8. Фриндлендер Г. Ф. М. Достоевский и его наследие. М., 1988