Фрагмент для ознакомления
2
Арбитражный процесс относится к разновидностям юридической деятельности, которая регулируется нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесная связь как генетического, так и функционального взаимодействия существует между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.
Арбитражные суды являются органами юстиции, осуществляющими правовое регулирование и защиту прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эти суды действуют в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Конституция Российской Федерации и Федеральный закон № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года относят арбитражные суды к федеральным судам и составной части судебной системы Российской Федерации.
В отличие от судов общей юрисдикции компетенция арбитражных судов в российской судебной системе распространяется на разрешение хозяйственных споров и иных дел, связанных с хозяйственной и предпринимательской деятельностью.
Предметный состав правоотношений, которые входят в компетенцию арбитражных судов, определен законодателем. В таких спорах могут участвовать юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако одного только отнесения участника спора к юридическому лицу или гражданину-предпринимателю недостаточно для отнесения таких дел к компетенции арбитражных судов.
В отдельных исключительных случаях некоммерческие организации, не преследующие цели получения прибыли от своей основной деятельности, могут обращаться в арбитражные суды, если спор с их участием носит экономический характер, возникший в результате их законной предпринимательской деятельности.
Создание системы арбитражных судов направлено на обеспечение экономической самостоятельности предприятий, недопущение вмешательства органов государственной власти в их деятельность, содействие развитию предпринимательства. Это также обусловлено стремлением защитить интересы предпринимателей, независимо от их организационной и управленческой структуры.
Целью данной курсовой работы является проведение всестороннего анализа компетенции арбитражных судов путем изучения различных компонентов этого сложного правового понятия в их совокупности, взаимозависимости и взаимосвязанности. Учитывая сложность данной темы, необходимо тщательно исследовать компетенцию судебных органов в рассмотрении экономических споров и других дел, возникающих в ходе осуществления предпринимательской и хозяйственной деятельности. Для достижения поставленной цели будет использован подход научно-правового обоснования для комплексного изучения предмета исследования.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации деятельности, порядка и реализации полномочий арбитражных судов как органов судебной власти.
Предметом исследования выступают законодательные основы и принципы построения системы арбитражных судов.
В контексте поставленной цели определены следующие задачи:
- определить место арбитражных судов в системе государственных органов Российской Федерации;
- охарактеризовать систему арбитражных судов в Российской Федерации;
- проанализировать компетенцию арбитражных судов;
- рассмотреть вопросы подсудность дел арбитражным судам РФ.
При написании работы были использованы следюущие методы: диалектический метод познания, метод системного анализа и обобщения нормативных правовых и практических материалов, исторический, сравнительно-правовой и формально-логический.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, и список использованных источников.
ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История возникновения и развития арбитражных судов
Прообразом современных арбитражных судов можно считать торговые (коммерческие) суды в дореволюционной России. Возникновение специальных судов, известных как торговые (коммерческие) суды, с прокурором в качестве во главе, можно проследить с начала 19 века в российской судебной системе. Торговый (коммерческий) суд состоял из председателя, четырех членов и одного советника. Члены купеческого двора избирались купеческим сословием из своей среды. Коммерческий суд имел право разрешать торговые споры между городскими и иногородними купцами, а также лицами из других сословий, если споры касались торговых дел .
После Октябрьской революции 1917, когда товарно-денежные отношения слабели, а экономические отношения в целом были слабыми, споры между государственными учреждениями не допускались. Вместо этого конфликты между предпринимателями и организациями решались вышестоящими инстанциями административным путем. Однако по мере развития экономических отношений, особенно в период новой экономической политики (НЭП) 1920-х гг., потребовался специальный орган для разрешения споров между государственными предприятиями и учреждениями. В результате в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны и арбитражные комиссии при областных хозяйственных собраниях отвечали за разрешение имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств. Позднее для разрешения этих споров были созданы арбитражные комиссии при исполкомах областей .
3 мая 1931 г. ЦИК и СНК СССР учредили государственный арбитраж для разрешения споров между социалистическими учреждениями и предприятиями. Основные цели арбитража заключались в укреплении договорной и плановой дисциплины, а также в совершенствовании экономического учета. Были созданы два вида третейских судов: государственный и ведомственный. Государственный третейский суд разрешал споры между предприятиями и организациями различной подчиненности, а ведомственный третейский суд рассматривал споры, связанные с подчинением тому или иному ведомству, например министерству или комитету .
Арбитражная система была упразднена 1 октября 1991 г. в связи с введением в действие Закона РСФСР «О третейском суде», что привело к замене арбитражей арбитражными судами. Замена была необходима в связи с переходом России от административно-командных отношений к рыночным отношениям, что привело к новым условиям хозяйствования. Прежние административно-командные методы разрешения споров между равноправными хозяйствующими субъектами в условиях новой рыночной экономической системы оказались нежизнеспособными, отсюда и переход к третейским судам. .
Впоследствии Конституция Российской Федерации 1993 г. официально признала арбитражные суды в качестве самостоятельной части судебной системы страны в соответствии со статьей 127. Оглядываясь назад на историю третейских судов в России, можно сказать, что они более двух столетий отличались от судебной власти в решении хозяйственные споры. Стоит отметить, что в Российской Федерации только судьи представляют суды с судебной властью. Поэтому любые попытки придать статус судебного органа квазисудам, таким как казачий, шариатский, церковный и др., запрещены, а создание судов законами субъектов Федерации неправомерно .
Судебная власть является отдельным аспектом государственной власти, осуществляемой назначенными государственными органами. Эти субъекты занимают особое положение в государственном механизме, что определяется характером их функций и деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод граждан. Только суды, входящие в судебную систему Российской Федерации, имеют право осуществлять судебную власть .
Судебная система Российской Федерации установлена Конституцией и Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года, регулирующим структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности судов. Этот закон имеет преимущественную силу перед всеми другими федеральными и региональными законами, касающимися судебной власти.
Судебная власть представляет собой специализированную форму государственной деятельности, в которой государственные органы - суды - осуществляют в строго процессуальном и законном порядке свои властные полномочия по поддержанию конституционного строя, защите прав и законных интересов граждан, граждан, государственных органов, предприятий, учреждения, организации и другие группы .
Статья 118 Конституции России гласит, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Однако в этой статье не упоминается арбитражное разбирательство. Это упущение не означает наличия пробелов в Конституции, поскольку арбитражное судопроизводство является отдельным правовым процессом, который в настоящее время признается таковым. Это признание связано с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. и других федеральных законов, регулирующих арбитражное судопроизводство. Более того, сама Конституция предусматривает создание арбитражных судов в статьях 71, 127 и 128, при этом статья 71 относит непосредственно к ведению арбитражно-процессуального права России. Поэтому статью 118 Конституции следует толковать расширительно.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Научная и учебная литература:
6. Алехина С.А. Арбитражный процесс: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/ С.А. Алехина. - М.: Проспект. 2016. - 444 с.
7. Арбитражный процесс: Учебное пособие / Под ред. Алексий П.В. - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана. 2015. - 431 с.
8. Арбитражный процесс: Практикум: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / А.Ф. Воронов, С.В. Моисеев, В.М. Шестюк; под ред. А.Ф. Воронов. - М.: Статут. 2014. - 158 с.
9. Арбитражный процесс. Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. - Изд-е 3-е, исправ. доп. - М.: Городец. 2016. - 96 с.
10. Вандраков С.Ю. Свобода судебного усмотрения при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке // Арбитражный и Гражданский процесс.- 2016.- № 3. - с. 31.
11. Власов А.М. Арбитражный процесс: Учебник. -М.: Юрайт. 2013. - 384 с.
12. Гаджиева Ф.Р. Разграничение компетенции между юрисдикционными органами, обладающими полномочиями по рассмотрению экономических споров // Вестник Саратовской государственной академии прва. - 2013. № 6 (76). - с. 140.
13. Дедов А.А. "Об Арбитражных судах в Российской Федерации": научн.-практ. коммент. Фед. конст. закона / А.А. Дедов. - М.: Викор-Медиа. 2016. - 143с.
14. Джаникян М.В.Субъекты гражданского и арбитражного процесса // Юрист.- 2017. № 5. - с. 12.
15. Коршунов Н.Я., Мареев Ю.И., Эриашвили Н.А. Арбитражный процесс. Учебник. - М.: Юнити-Дана. Закон и право. - 2013. - 408 с.
16. Комментарий к ФКЗ "О судебной системе РФ" / Отв. ред. В.И. Радченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма. 2013. - 75 с.
17. Радченко В.И. Закон "О судебной системе Российской Федерации" - базовый закон судебной реформы // Российская юстиция. 2015. № 8. - с. 5.
18. Рогожин Н.Ю. Арбитражный процесс. Курс лекций: учебное пособие. - М.: Юстицинформ. 2014. - 264 с.
19. Слободянюк И.П. Судебная практика и судоустройство России в первой четверти XIX века // Российская юстиция. - 2015. № 4. - с. 75.
20. Сухов И.В.Арбитражные суды как структурные элементы механизма российского государства: конституционно-правовой аспект // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. № 25. - с. 27.
21. Федоренко Н. Правовые основы деятельности арбитражных судов РФ // Российская юстиция. - 2015. № 1-2. - с. 36.
22. Филановский В.А. Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов. Автореф. дис. конд. юридич. наук. - СПб. - 2016. - 199 с.
23. Шеменева О.Н. Арбитражный процесс. Краткий курс лекций / О.Н. Шеменева. - М.: Юрайт. - 2016. - 122 с.
24. Шеменева О.Л., Фильченко Д.А. Арбитражный процесс. Краткий курс лекций. Учебное пособие. - М.: Юрайт. - 2014. - 176 с.
25. Ярославцева С. Некоторые вопросы определения подведомственности дел арбитражному суду // Арбитражный и Гражданский процесс. - 2017. № 12.- с. 21.