Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие, нарушающая его гомеостаз (равновесие). Стрессовые факторы могут быть различными, но все они негативно влияют на организм человека.
В настоящее время термин «стресс» отражает три аспекта, на которые в основном направлено внимание современных исследователей:
– стресс как ситуация;
– стресс как состояние;
– стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих здоровье и дееспособность человека.
Стрессовые факторы бывают физиологические или психологические. Физиологические факторы оказывают непосредственное воздействие на организм человека (холод, огонь, физическая нагрузка, болевое воздействие). Психологические стрессовые факторы связаны с социальной значимостью событий (угроза, опасность, обида, какие-либо трудности и др.).
Независимо от вида стрессовых рисков, физиологический механизм стрессовой реакции организма в основном однотипен.
Современные ученые называют главной причиной стресса дефицит положительных эмоций, нереализованные планы, неудовлетворенные потребности, а также переизбыток информации, из-за которого наступает эмоциональное истощение. Наш мозг перерабатывает слишком большое количество информации и беспокоится о многих вещах, в том числе не касающихся лично нас или нашей семьи. Сегодня люди много внимания уделяют информации, получаемой из новостей, социальных сетей, следят за жизнью других людей и перенимают их жизненные переживания.
Стрессоустойчивость – это способность человека без вреда для здоровья переносить стрессовые нагрузки. Стрессоустойчивую личность характеризуют такие качества, как уравновешенность, эмоциональная стабильность, ответственность, сдержанность, жизнерадостность, активность. Стрессоустойчивые люди коммуникабельны, терпеливы, доброжелательны, толерантны. Им удается держать свою самооценку на высоком уровне и положительно влиять на других. Для того, чтобы добить успеха в школе, в вузе и на работе, важно обладать хорошей стрессоустойчивостью. На сегодняшний день многие профессиональные организации при приеме на работу указывают как одно из требований наличие стрессоустойчивости у соискателей. Таким образом, мы видим, что стрессоустойчивость приобретает большое значение и данное качество нужно взращивать в себе и развивать. В наше исследовании мы также проанализируем ряд способов и методов борьбы со стрессом и формирования стрессоустойчивости.
На сегодняшний день стресс испытывает практически каждый человек. Он имеет большое влияние на нашу жизнь и непосредственно на познавательные процесса человека. Изучением взаимосвязи стресса и ученые познавательных процессов начали интересоваться не так давно. В нашей работе мы постараемся осветить исследования ученых и провести анализ взаимосвязи и влияния стресса на познавательные процессы в организме человека. А также описать методы борьбы со стрессом. Так как эффективное управление стрессом является актуальным для каждого из нас как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Цель исследования изучение влияние стресса на эффективность познавательных процессов человека.
Объектом исследования является стресс.
Предмет исследования влияние стресса на познавательные процессы.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие стресса, его симптомы.
2. Проанализировать основные виды и стадии развития стресса.
3. Установить связь между стрессом и эффективностью познавательных процессов.
4. Выявить способы и методы борьбы со стрессом.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой стресса.
Обращаясь к определению понятия стресса и его основных показателей, мы изучили труды различных психологов и исследователей в данной области. Например, Водопьянова Н.Е. в своей книге дает определение стресса и проводит его психодиагностику. Психофизиологию стресса изучала Суворова В.В., определение понятию стресса в своих трудах и описание его влияния на человеческий организм описывает Петрова Л.Ю. Большое внимание изучению понятия стресс и его видов уделил в своих работах зарубежный ученый Г.Селье. Именно его считают исследователем, который впервые дал четкое определение данному понятию. Также Г.Селье в своих трудах выделил фазы стресса и дал подробное описание поведения индивида в каждой их выделенных. Основные виды и стадии развития стресса рассмотрела в своей работе Ганиева А.Ф. Ею был проведен подробный анализ стадий развития стресса, а также дана характеристика состояния человека на каждой из этих стадий. Понятие стресса обозначил в своих работах также Шнайдер О.В. Он представил свое понимание данного явления и теоретически обосновал его.
Изучая проблему влияния стресса на познавательные процессы человека, мы обратились к трудам Абдулаевой Э.С., Мышкиной М.Н., Старкина Р.А. и др. Также в нашей работе освещены эксперименты, проведенные в ведущих вузах мира на проверку влияния стресса на познавательные процессы человека. В данных экспериментах задействовано большое количество респондентов, которые оценили уровень своего стресса и то, как часто они с ним сталкиваются. Представленные эксперименты помогают сделать вывод о том, как стресс влияет на выбор и действия человека, в зависимости от работы когнитивных способностей в сложных ситуациях.
О том, как справиться со стрессом в своей работе написал Ющенко Н.В. Он описал конкретные методы выхода из стрессовых ситуаций. Ермакова Е.Г. описала профилактические меры борьбы со стрессом и что делать, чтобы не допустить стрессовые ситуации. Синельников В.В. также дал подробный анализ данной проблемы и описал в своей работе методы и способы борьбы со стрессом.
Объем и структура исследования. Работа изложена на 29 листах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ
1.1. Понятие стресса и его симптомы.
Впервые определение стресса было сформулировано канадским патологом и эндокринологом Гансом Селье в 60-х годах 20 века. В отличие от биологов того времени, Селье доказал, что в организме человека есть единый, неспецифический компонент биохимических изменений, возникающий как ответ на внешние раздражители. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно…» [1].
Стресс (адаптационный синдром) по Селье – это реакция организма на различные неблагоприятные воздействия. Также Селье ввел новое понятие – стрессор – фактор, неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.
Ученый отмечал, что особо опасным для здоровья является продолжительный стресс (дистресс), в то время как кратковременный стресс, наоборот, может оказать положительное влияние на работу организма. При кратковременном стрессе (эустрессе) в кровь поступают гормоны, учащается сердцебиение, повышается скорость реакции – словом, организм мобилизуется, становясь способным противостоять стрессору. Эустресс возникает, например, в опасных ситуациях, когда организм должен бороться за свою жизнь, или в состоянии сильного испуга, при котором подсознательно также «включается» программа экстренного спасения. В дальнейшем исследования Селье были взяты за основу и продолжены. Уже многие другие ученые изучили положительное влияние эустресса на человека и его познавательные процессы, а также провели большое количество исследования и экспериментов на эту тему.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаева, Э. С. Влияние эмоционального стресса на учебную деятельность студента / Э. С. Абдулаева, Х. А. Исмаилова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – No. 118-3. – P. 74-76.
2. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2020. – 283 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е Водопьянова. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
4. Ганиева, А. Ф. Основные виды и стадии развития стресса / А. Ф. Ганиева // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах, Курск, 22–23 мая 2018 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. Том 2. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 25-28.
5. Горизонтов, П.Д. Голь АКТГ и кортикостероидов в патологии (к проблеме стресса) / П.Д. Горизонтов // Издательство «Медгиз», 1952г.
6. Ермакова, Е. Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса / Е. Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 9-2(48). – С. 49-52. – DOI 10.24411/2500-1000-2020-11024.
7. Комплексы упражнений для снятия стресса и напряжения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyhoday.ru/stress/uprazhneniya-dlya-snyatiya-stressa.html (дата обращения 06.04.2023)
8. Мышкина, М. Н. Изучение влияния психоэмоционального стресса на показатели гемодинамики студентов / М. Н. Мышкина // Столица науки. – 2019. – № 6(11). – С. 34-39.
9. Петрова, Л. Ю. Определение понятия стресса и его воздействие на организм человека / Л. Ю. Петрова, М. А. Петров, А. В. Зайцева // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19–20 мая 2020 года / Под научной редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. – Москва: РЭУ, 2020. – С. 571-576.
10. Приёмы профилактики и преодоления стресса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/profilaktika_i_preodolenie_stressa/ (дата обращения 26.04.2023)
11. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. –С.207-220.
12. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Прогресс, Москва, 1982г.
13. Синельников В. В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 36 с.
14. Способы профилактики стресса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ksvety.com/13343 (дата обращения 26.04.2023)
15. Старкин, Р. А. Анализ источников стресса и способов выхода из него студентами института филологии ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского / Р. А. Старкин, А. Н. Старкин // Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни : материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 241-244.
16. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова // Издательство «Педагогика», 1975г.
17. Шнайдер, О. В. Понятие «стресс» и основные его виды в психологии / О. В. Шнайдер // Психология личности в современных условиях : Сборник научных трудов. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. – С. 72-76.
18. Ющенко, Н. В. Понятие стресса и методы выхода из него / Н. В. Ющенко, К. Ю. Бровченко // Формирование профессиональной культуры специалистов социальной и образовательной сфер : Материалы международной научно- практической конференции, Витебск, 18 октября 2007 года / Редколлегия: А.П. Орлова (отв. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2007. – С. 107-108.