Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Дидактический потенциал языковых игр
1.1. Понятие и классификация лингвистической игры
Лингвистическая игра или языковая, представляет собой разновидность дидактической игры, которая создается специально и ориентирована на достижение целей обучения как целенаправленного процесса. Отличие дидактической игры заключается в том, что формы ее активности определяются взрослыми и предъявляются обучающимся в качестве игровых правил [1, с. 121].
Лингвистическая игра, как и любой вид дидактической направленности, содержит такие элементы деятельности, как: мотив, игровая задача, учебное решение задачи. В процессе игровой деятельности обучающиеся усваивают новые знания, которые заложены содержанием игровой деятельности. Как правило, на уроках осуществляется прямая постановка учебной задачи, а в рамках дидактической игры задача возникает в виде цели, которую ставит непосредственно сам ребенок. [3, с. 53]
В процессе игровой деятельности в большей степени продуктивно реализуется формирование у обучающихся определенных довольно сложных логических операций. Но следует учитывать, что для того, чтобы был сформирован прочный навык, целесообразно применять не отдельные игры, а комплекс однотипных игр, в результате которых происходит формирование прочной, осознанной интеллектуальной установки. Значительный образовательный эффект учителем может быть достигнут только тогда, когда учебная задача сочетается с игрой таким образом, что учеником она воспринимается исключительно как задача, подходит к ее решению осознанно, но при этом он все-таки поглощен игровой деятельностью [7, с. 65].
Лингвистические игры, основанные на указанном подходе, как правило, обладают наибольшей продуктивностью и используются на всех видах уроков по русскому языку, при этом игровые компоненты могут участвовать не только в формулировании правил игры, но и в принятии той или иной роли, которая соответствует выполняемому заданию в контексте игры.
Как считает А.Н. Леонтьев, дидактические игры в контексте обучения русскому языку следует относить к «рубежным играм», и они являются переходной формой к той неигровой деятельности, к которой они служат подготовительным звеном». Такой вид игры не обеспечивает способами ориентирования в исходном виде, а обуславливает необходимость в поиске, т.е. дает возможность для саморазвития, предоставляет позитивные возможности для реализации способностей при помощи овладения доступными методами систематизированного человеческого опыта. [9, с. 45]
Вместе с различными упражнениями лингвистическая игра ориентирована на закрепление пройденного материала, на стимулирование речевой деятельности учеников, выступает в качестве наиболее эффективного средства повышения речевой мотивации и отработки нужных умений и навыков. Игровая деятельность, как правило, импонирует обучающимся и стимулирует их интерес к процессу познания, позволяет донести любой учебный материал в увлекательной форме, создает позитивное рабочее настроение, процесс усвоения знаний осуществляется легче. [7, с. 141]
В процессе лингвистических игр ученику легче преодолевать серьезные трудности, происходит тренировка своих сил, развиваются способности и умения, формируется навык наблюдения, сравнения, сопоставления, ученик учится классифицировать предметы в соответствии с определенными признаками, осуществляет доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. [6, с. 73]
В рамках анализа результата, полученного при применении лингвистических игр в системе уроков по русскому языку, подмечено, что этот вид деятельности эффективен в процессе учебы при условии совмещения учебной задачи с интересной для обучающихся игровой ситуацией. [8, с. 27].
Структура предмета «Русский язык» должна обеспечить обучающихся действительными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства.
Лингвистические игры способствуют формированию культуры речи, которая представляет собой культуру владения родным языков.
Культура речи предполагает особый выбор и организацию языковых средств, которые в контексте ситуации общения и при соблюдении собственно языковых, коммуникативных и этических норм обладают наибольшей продуктивностью в достижении поставленных коммуникативных целей.
Рассмотрим подробнее аспекты культуры речи: коммуникативный, этический и нормативный, которые позволяют рассматривать ее с позиции ее качества, обеспечивающее успешность процесса коммуникации, правильности речи и ее употребительность.
Нормативный аспект основывается на определении понятия «норма» как основного термина речевой и языковой культуры. Норма представляет собой совокупность наиболее удобных в контексте повседневного общения определенного общества языковых средств. Такая совокупность формируется как итог отбора лексических, синтаксических, морфологических и других компонентов. Отметим, что только нормативный аспект из перечисленных подлежит кодификации. Кодификация подразумевает закрепление тех или иных норм языка в качестве предписаний, зафиксированных словарями или справочниками. Нормативный аспект предполагает усвоение обучающимися правил согласно разделам русского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1992. -215 с.
2. Аксенов, Л.К. Дидактические игры / Л. К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. — М.: Просвещение, 2015. – С.113-120.
4. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Учеб. пособие — М.:
Высш. шк., 2004. - 36-59 с.
5. Борякова, Н.Ю., Матросова, Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. – М., 2015. — 256 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. — М., 2014. – 234 с.
7. Выготский Л.С.. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
8. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
10. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.
11. Симонова, Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания / Л. П. Симонова // Дополнительное образование. – 2004. - №1. – 97 с.
12. Эльконин Д.Б. Психология игры : 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.