Фрагмент для ознакомления
2
Активное осуществление совместных полномочий начнется в январе 2023 года. Таким образом, Пенсионный фонд социального страхования будет выполнять следующие функции:
1. выплата пособий по временной нетрудоспособности, материнству и уходу за ребенком до 1,5 лет;
2. назначение и выплата различных социальных пособий, в том числе пенсий;
3. введение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4. предоставление гражданам иных социальных услуг, которые ранее оказывались Пенсионным фондом и ФСС.
Если говорить о бюджетной составляющей, то в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ бюджет Пенсионного фонда социального страхования относится к бюджетной системе Российской Федерации . Согласно этому же закону бюджет будущего фонда формируется за счет доходов, определяемых бюджетным законодательством Российской Федерации, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в бюджет фонда будут включены страховые взносы, средства федерального бюджета и доходы от размещения резервов фонда.
Мнений по поводу этой реформы достаточно много, поэтому необходимо рассмотреть все аспекты, плюсы и минусы объединения ПФР и ФСС.
Так, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, объединение двух фондов позволит оказывать услуги гражданам в более доступной форме, что упростит получение платежей в социальной сфере. По данным Минтруда, выплаты и их условия останутся без изменений. Андрей Пудов пояснил, что средства, которые высвободятся после рационализации расходов на содержание аппарата и имущества в связи с объединением ПФР и ФСС, пойдут на повышение пенсий.
Изменения, связанные с объединением ПФР и ФСС в 2023 году, существенно повлияют на налоговую базу, то есть она будет одинаковой для всех взносов . В качестве количественного предела будет выдвинуто единое предельное значение, то есть показатель верхнего предела, который корректируется с помощью индекса. В настоящее время этот лимит действует для взносов на обязательное пенсионное страхование.
На данный момент предельные базы начисления страховых взносов имеют расхождения. Например, для медицинского страхования и страхования в связи с возможными несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предельные базы вообще не определены.
Законопроект предусматривает виды деятельности, которые будут осуществляться Пенсионным фондом социального страхования:
1. обязательное пенсионное страхование;
2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3. обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством;
4. инвестирование пенсионных накоплений;
5. проведение организационных мероприятий в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных лиц;
6. государственное пенсионное обеспечение граждан;
7. дополнительные пособия по беременности и родам для отдельных групп населения, кроме того, дополнительные социальные гарантии и другие виды обеспечения, которые устанавливаются дополнительно к страховым пенсиям и государственным пенсиям;
8. оказание услуг социальной защиты и поддержки гражданам, принадлежащим к определенным группам;
9. обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;
10. предоставление населению отдельных категорий путевок I на санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом в рамках оказания социальной помощи в виде пакета социальных услуг;
11. материальная поддержка оплаты 4 дополнительных выходных дней работающим родителям, опекунам и попечителям в целях ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья;
12. обучение работников Социального фонда;
13. расчет страховых тарифов, долгосрочное прогнозирование развития структуры обязательного социального пенсионного страхования, а также анализ и оценка его финансового состояния;
14. иные виды деятельности, предусмотренные международными правовыми актами и договорами Российской Федерации, внутренними актами Российской Федерации, документами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Российская Федерация.
Если говорить о преимуществах создания Пенсионного фонда социального страхования, то можно отметить следующее:
а) данный фонд позволит сконцентрировать на федеральном уровне тот пакет услуг, который предоставляет ГВФ;
б) повысить доступность услуг, предоставляемых ФСС и ПФР, то есть население имеет право обращаться в единые службы поддержки клиентов. Такие сервисы будут открыты по месту нахождения фонда;
в) ускорится совершенствование цифровых инвестиций в социальную сферу;
г) создать единые службы поддержки клиентов на базе существующей территориальной сети 2-х совместных фондов, а также усовершенствовать их количество и систему;
д) снизить затраты на содержание организационной структуры;
f) определяет функции, связанные с государственными закупками, бюджетным учетом и отчетностью, человеческими ресурсами;
ж) для населения услуги будут предоставляться в более упрощенном порядке. Например, льготы можно получить через сайт госуслуг или обратившись в офисы организаций;
з) лица, работающие по гражданско-правовому договору, смогут получать социальные выплаты;
и) средства, сэкономленные на содержании реорганизованных фондов, направляются на пенсионное обеспечение граждан.
Далее рассмотрим недостатки этой реформы.
Одним из недостатков является необходимость внесения многочисленных изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации. Что касается организаций и индивидуальных предпринимателей, то им придется столкнуться с новой отчетностью, так как будут предоставлены новые формы документов .
Как указывалось выше, на льготы будут претендовать лица, работающие по гражданско-правовому договору. Однако есть еще один минус для работодателей - уплачивать социальные отчисления за работников организаций. На данный момент работодатели не платят такие взносы в ФСС (по инвалидности и по беременности и родам).
Третий недостаток, на наш взгляд, заключается в том, что слияние двух фондов может негативно сказаться на качестве управления, поскольку в компетенцию Социального фонда будет входить в два раза больше обязанностей и полномочий в процессе работы.
Итак, мы считаем, что объединение ПФР и ФСС имеет как свои положительные стороны для населения, так и отрицательные по отношению к бизнесу и работодателям. Безусловно, полный анализ работы будущего фонда должен быть проведен после начала его полноценной работы в 2023 году. Решение вышеперечисленных задач на данный момент затруднено, так как невозможно дать оценку деятельности Фонд, который еще не начал работать в полном объеме. Неизвестно, с какими еще проблемами может столкнуться Соцфонд, когда начнет осуществлять свои полномочия.
Если говорить о структуре, то, скорее всего, Пенсионный фонд социального страхования будет включать в себя органы управления, центральный аппарат, контрольно-ревизионную комиссию, территориальные подразделения. Фонд будет управляться наблюдательным советом, который делает упор на принцип публичности. Всего в структуру войдут 35 человек, которые будут осуществлять свою деятельность бесплатно. Ожидается, что встречи будут проводиться не реже одного раза в три месяца. Заработная плата работников будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Наблюдательный совет является отличительной чертой, поэтому разработка нормативного документа, связанного с регулированием деятельности данного органа, является прерогативой Правительства Российской Федерации. Участвовать в Наблюдательном совете смогут представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации и др.
Итак, в статье рассматривается объединение ПФР и ФСС на основании Федерального закона «О фонде пенсионного обеспечения и социального страхования Российской Федерации» от 14 июля 2022 г. N 236-Ф3, Постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, Пояснительная записка к проекту федерального закона «О пенсионном фонде и фонде социального страхования Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам. Безусловно, такое объединение позволит усовершенствовать пенсионную и социальную систему, внедрить различные технологии, в том числе цифровые. Что касается граждан, то они смогут получать выплаты и льготы в более упрощенной и доступной форме. Работодатели также будут обязаны изменить отчетность и уплатить страховые взносы за лиц, выполняющих работу по гражданско-правовому договору.
Таким образом, консолидация государственных внебюджетных фондов имеет как свои плюсы, так и минусы.
2.2 Особенности создание единого социального фонда
Вопрос об объединении ПФР и ФСС решается с 2018 года. Ведь внебюджетный фонд отвечает и за свою часть социальной сферы. Например, если у женщины есть ребенок, то, как правило, она получает право на пособие по беременности, которое ей выплачивает ФСС, и право на материнский капитал, за который отвечает ПФР, либо по факту. наступление инвалидности: лицо должно подать заявление на назначение пенсии В фонд для назначения пенсии, а также для компенсации стоимости приобретенных технических средств реабилитации - в ФСС. Очевидно, что фонды сегодня вынуждены запрашивать одну и ту же информацию у других ведомств
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования" 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 /
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей //Собрание законодательства РФ.1995. N 21. Ст. 1929.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. 1999.N 29. Ст. 3686.
4. Федеральный закон "О фонде пенсионного обеспечения и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-Ф3 (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 N 431-р (ред. от 07.06.2021) "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на период до 2025 года" // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378135/
6. Агафонова А.А., Мухаметшина К.Р. Реформирование социальных фондов Российской Федерации // Экономика и общество. 2022. № 12. С. 1242-1248
7. Агашев Д.В. О понятии и структуре организационно-правовой формы в контексте системы отрасли права социального обеспечения // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 3. С. 89-101
8. Андреев В.С. Право на социальное обеспечение в СССР: учеб. пособие. для вузов. М.: Юрид. лит., 1987. - 316 с.
9. Вигдорчик, Н.А. Социальное страхование (систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования) / Н.А. Вигдорчик. - М.: Гостехиздат, 2017. - 655 с.
10. Гританс Я.М. Корпоративные отношения: правовое регулирование организационных форм. Волтерс Клувер, 2005 - 149 с.
11. Гусаков, Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России / Д.Б. Гусаков. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2018. - 260 с.
12. Левочкина А. ПФР и Фонд социального страхования объединяются: что изменится для россиян [Электронный ресурс]. URL: https://www.sravni.ru/text/pfr-i-fond-soczialnogo-strahovaniya-obedinyayutsyachto-izmenitsya-dlya-rossiyan /
13. Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частного и публичного начал в правовом регулировании трудовых, социальных и семейных отношений: история, теория и практика (сравнительно-правовое исследование). Ярославль: "Изд-во ЯрГУ", 2001 -608 с.
14. Мачульская Е.Е., Горбачева Ю.А. Право на социальное обеспечение. М.: Юрайт. 2023. -460 с.
15. Мегаева С.В., Браткова В.В., Лосева А.С. Особенности создания единого фонда пенсионного обеспечения и социального страхования // Вестник Экспертного совета. 2022. № 3. С. 46-51
16. Рябова К.А. Система социального страхования и социальной защищенности в России // StudArctic Forum.2020. № 3. С. 41-46
17. Садило Т.Е., Тахмазян В.Р., Неводова И.А. Внебюджетные фонды в современной экономике России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vnebyudzhetnye-fondy-v-sovremennoy-ekonomike-rossii-1 (дата обращения: 12.02.2022).
18. Федоров М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования). Омск: Омский государственный университет, 2003. С. 45-50
19. Цыбенжапов Б.Б. Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования // Молодой ученый. 2022. № 24 (419)
20. Яковенко Н.А. Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития в России // Право и практика. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-perspektivy-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 29.11.2022).