Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Компаниям в самых разных отраслях приходится искать новые способы подтверждения качества своей работы и услуг в условиях насыщенного рынка и растущей конкуренции. Имидж и репутация компании — это ее самое мощное оружие для завоевания клиентов и ключ к ее выживанию. Это решающий фактор, влияющий на выбор потребителей в ситуациях, когда преимущество производителя менее очевидно.
В настоящее время при наличии сопоставимых предложений они с большей вероятностью выберут в качестве партнера или поставщика компанию с самой высокой репутацией. Это объясняется тем, что чем более позитивно компания оценивается влиятельными или авторитетными лицами или организациями, тем больше шансов завоевать доверие в решающий момент.
Одной из наиболее авторитетных международных организаций, компетентность и объективность которой не нуждается в доказательствах, является Международная организация по стандартизации (ISO). Эта организация разработала набор стандартов качества ISO 9000, которые могут быть применены к любой компании, независимо от размера и сферы деятельности. Стандарты ISO 9000 основаны на "Всеобщем управлении качеством", комплексном подходе к управлению качеством.
Поскольку сертификат, соответствующий стандартам ISO 9000, является официальным подтверждением гарантии качества продукции, работ и услуг, компании, которые могут представить сертификат ISO 9000, пользуются сильным одобрением и мощной поддержкой со стороны наиболее авторитетных международных организаций ISO. и является признаком динамичного развития компании, что имеет большой вес в глазах потенциальных клиентов и партнеров.
Впервые национальный стандарт для систем качества был установлен в Великобритании в 1983 году. Его целью было создание процедуры для компаний по внедрению и сертификации их систем качества. Вслед за Великобританией они были введены в действие в других европейских странах. Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовала группу стандартов ISO 9000 по управлению качеством и обеспечению качества в 1987 году; стандарты ISO являются добровольными, но серия ISO 9000 была принята в качестве национальных стандартов в более чем 90 странах.
1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И СУТЬ СТАНДАРТОВ СЕМЕЙСТВА ИСО 9000
Качество продукции является одним из важнейших критериев инновационного менеджмента. Именно от повышения качества продукции зависит степень выживаемости предприятия в рыночной среде, темпы научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и экономия всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Международная организация по стандартизации (ISO) трактует качество как совокупность характеристик объекта, связанных с его способностью удовлетворять установленные и предполагаемые потребности1.
Понятие качества продукции определено ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Оно определяется разделом "Термины и определения". Согласно этому документу, под качеством понимается совокупность характеристик, определяющих пригодность продукции удовлетворять конкретные потребности в соответствии с назначением.
Управление качеством - действия, предпринимаемые в процессе создания и эксплуатации или потребления продукции для установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества .
Непосредственными объектами управления в данном случае являются показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на его уровень, и процессы формирования качества продукции на различных этапах жизненного цикла.
Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, действующие на разных иерархических уровнях и выполняющие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.
Структура управления качеством продукции - это совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, использующих принципы, методы и функции управления на разных стадиях жизненного цикла продукции и на разных уровнях управления качеством.
Структура управления качеством продукции должна обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, к которым, в частности, относятся
o Прогнозирование потребностей рынка, технологического уровня и качества продукции;
o Планирование повышения качества
o Стандартизация и нормирование требований к качеству
o Разработка продукции и запуск производства
o Производственные процессы и процедуры
Выстраивать отношения в области качества с поставщиками сырья, полуфабрикатов и компонентов. Построение отношений в области качества между производственными площадками и клиентами
o Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех этапах жизненного цикла;
o Контроль и испытания качества продукции;
o Предотвращение дефектов в производстве;
o Сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
o Внутренний учет и отчетность по качеству
o Внутренний контроль качества (правовой, информационный, материальный, технический, метрологический, организационный, технический и финансовый);
o Специальная подготовка и повышение квалификации.
Для характеристики механизма управления качеством продукции необходимо использовать общий методологический подход к структуризации сложных экономических систем, который позволяет выделить в составе этого механизма ряд общих, специальных и вспомогательных подсистем.
К общей подсистеме механизма управления качеством продукции следует отнести такие подсистемы, как прогнозирование и планирование технического уровня и качества продукции, регулирование качества продукции, непосредственно связанное с производством, контроль качества, учет и анализ изменения уровня качества, стимулирование и ответственность за качество.
К специальным подсистемам механизма управления качеством продукции относятся такие подсистемы, как стандартизация, испытания продукции, предупреждение дефектов в процессе производства, сертификация и проверка качества.
К обеспечивающим подсистемам структур управления качеством относятся подсистемы правового, информационного, материального, технического, метрологического, кадрового, организационного, технического и финансового обеспечения управления качеством продукции.
Эффективное управление качеством продукции — это активное использование экономических и организационных рычагов при разработке, производстве и эксплуатации продукции.
Каждая компания имеет ту или иную систему менеджмента качества (СМК). Важно, насколько хорошо она соответствует требованиям бизнеса компании: СМК — это способность систематически реализовывать стремления, цели и задачи компании в области качества. СМК — это единое целое, включающее организационную структуру компании, процессы и ресурсы, а также их эффективное и результативное управление. СМК - это не отдельная система. а скорее о концепции системы. Другими словами, система менеджмента качества — это концепция, которая рассматривает вопросы качества в деятельности организации. Деятельность по управлению качеством не может быть отделена от общей деятельности организации. Поскольку
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000: 2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и глоссарий.
2. ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р ИСО 9004: 2009 Менеджмент для устойчивого организационного успеха. Подходы к управлению качеством.
4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 6-е изд. переработанное и дополненное - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2021 г. - 656 с.
5. Гапоненко, А.Л. Менеджмент: учебники и практикумы для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко; ответственный редактор А.Л. Гапоненко. - М.: издательство "Брайт", 2021.- 396 с.
6. Гапоненко А.Л. Теория менеджмента: учебник для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Издательство Право, 2021 г. - 336 с.
7. Генкин Б.М. Мотивация и эффективная организация труда (теория и практика): монография / Б.М. Генкин. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2020 г. - 352 с.
8. Грушенко, В. И. менеджмент. признание сущности управления в условиях стратегических изменений: учебник / В. И. Грушенко. - М.: ИНФРА-М, 2019 г. - 288 с.
9. Деминг, Э. менеджмент в новую эпоху: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг; перевод с английского - М.: Альпина Паблишинг, 2019 г. - 182 с.
10. Егоршин, А. П. Карьера талантливого менеджера: научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. - 2-е переработанное издание. - М.: Логос; Нижний Новгород: НИЭМ, 2020 г. - 376 с.
11.Егоршин А.П. Эффективное управление организациями: учебник / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2021 г. - 388 с.
12. Елиферов, В.Г. бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. репин. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 319 с.
13. Иванова, И.А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. - М.: Издатель Свет, 2020.- 305 с.
14. Иванова, Т.Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент: учебник для вузов / Т. Иванова, Э. Коротков, В. Приходько. - М.: Издательство Свет, 2021.- 331 с.
15. инновационный менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.А. Антонец [и др]; под ред. В.А. Антонец, Б.И. Бедного. - 2-е изд. обновленное и дополненное. - М.: Моск. гос. ун-т. Издательство Право, 2021 г. - 303 с.