Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время уделяется большое внимание суверенитету страны. Суверенитет является важной составляющей государства, это, то, без чего невозможно осуществить верховенство и незави-симость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Уставом Орга-низации Объединённых Наций вмешательство во внутренние и вешние дела гос-ударств запрещено. Нарушение данного запрета влечёт за собой принятие мер, например, таких как введение чрезвычайного положения и военного положения.
Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и терри-ториальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельны-ми государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
Напряжённая обстановка в мире в целом и в отдельных его регионах обу-славливает необходимость каждого государства заботиться о том, чтобы обес-печить национальную безопасность, безопасность государства как института общества, людей и организаций, проживающих и осуществляющих деятель-ность на его территории. Поэтому заблаговременная выработка отлаженных действий на случай угрозы или непосредственной опасности, как внутренней, так и внешней. Для достижения этой цели государство создало комплекс режи-мов для экстренного реагирования. К ним относятся режим чрезвычайного по-ложения, режим государственной границы, режим особо охраняемых объектов, а также режим военного положения.
Последний вводится исключительно при наличии внешних угроз, наибо-лее серьёзных, поскольку они влекут за собой разрушительные последствия. Поэтому правовое регулирование военного положения имеет немаловажную роль для современной Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с правовым режимом военного положения.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие правовой режим военного положения.
Цель исследования – провести анализ правового режима военного поло-жения.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие правового режима военного положения.
2. Выяснить сущность правового режима военного положения.
3. Определить особенности режима военного положения.
4. Проанализировать положение граждан в условиях режима военного положения.
Методологической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики и логики в их единстве. Кроме того, в ходе ис-следования применялись и частные методы научного познания: формально-юридический и другие.
1. РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие режима военного положения
Военное положение - это режим, возможность введения которого преду-смотрена Конституцией РФ, несмотря на то, что также Конституция РФ вводит приоритет и недопустимость умаления прав человека. При этом, при наличии к тому оснований и для защиты ценностей, перечисленных ст. 2 Конституции РФ, для обеспечения национальной безопасности России, по указу Президента РФ может быть введён режим военного положения, и его объявление способно ограничить некоторые конституционные права человека, однако не все. Будучи не единственным особым режимом, он приносит наиболее тяжёлые и системные последствия, важное значение имеет разграничение «военного положения» от иных, например, положения «чрезвычайного».
Особый интерес представляет определение, что будет пониматься под во-енным положением, каковы основания и пределы, сроки его применения, каков механизм реализации, каков комплекс прав и обязанностей у физических, юри-дических и должностных лиц.
Понятие «военное положения» тесно связано с понятием «правового ре-жима». Без анализа последнего понятия и его содержания невозможно раскрыть сущность, содержание, признаки и структуру рассматриваемого режима. Хотя этот термин наделяется тем или иным содержанием в зависимости отрасли пра-ва, он является фундаментальным и занимает исключительное место.
Среди ученых устоялось мнение, что термин «правовой режим» включает правовой статус физических лиц, юридических лиц, должностных лиц как субъ-ектов права, включает в себя систему правовых и неправовых методов воздей-ствия (экономических, политических, административных, военных, организаци-онные и материально- технические).
Также существует мнение о том, что основой правового режима является социальный режим, закрепленный нормами права. В. Б. Исаков предлагает структуру социального режима, которая включает «объект», который выступает носителем режима, например, по кругу лиц, может быть применен режим пре-бывания иностранных граждан. Вторым элементом выступает «среда» - приме-нительно к вышеприведенному примеру, средой выступит принимающее госу-дарство. Третьим - «содержание»: условия и требования к носителю .
Другая структура предложена С. С. Алексеевым, она включает в себя ме-тод правового регулирования, средства регулирования, специфические принци-пы, отрасль права .
Таким образом, правовой режим - это особая форма правового регулиро-вания, устанавливающая систему обязывающих и запрещающих норм, специфи-ческих правомочий субъектов, используемая для управления теми или иными процессами, событиями, социальными явлениями, специфическими отношения-ми, обеспечения безопасности общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить её адаптивность, информационный обмен и ко-ординацию между органами власти.
Согласно легальному определению, военное положение - это особый пра-вовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президен-том Российской Федерации «с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» в случае агрессии против Российской Фе-дерации или непосредственной реальной угрозы агрессии.
Также согласно Федеральному конституционному закону «О военном по-ложении» военное положение вводится для того, чтобы сформировать необхо-димые условия для предотвращения акта агрессии, а при его исполнении - для отражения. Для достижения этих целей, для обеспечения обороны и безопасно-сти, могут быть ограничены права и свободы физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации не зависимо от гражданства, деятельность юридических лиц и их должностных лиц, а также вводиться дополнительные обязанности.
1.2 Сущность режима военного положения
Государство, при введении режима военного положения использует мо-нополию на право принуждения, которое выражается в триаде методов: преду-преждение, пресечение, правоприменение при помощи административно-правовых средств .
Теория государства и права выработала структуру правового положения человека и гражданина, которое содержит в себе три группы элементов. «Пред-статусные» элементы, которые являются фундаментом и содержат в себе право-субъектность и принципы взаимосвязи между человеком и государством. Далее непосредственно элементы «правового статуса»: гражданские права и юридиче-ские обязанности человека и гражданина, которые занимают центральную часть всего института правового положения человека. И «послестатусные» элементы: гарантии, законные интересы, юридическая ответственность, обладающие слу-жебным характером по отношению к правовому статусу.
Конституция в наибольшей степени защищает от ограничений прав, сво-боды, а также их гарантии. При введении военного положения акт высшей юри-дической силы Российской Федерации устанавливает недопустимость наруше-ния умаления, ограничения в личных прав и свобод и социально-экономических прав и свобод, перечисленных в статьях 20, 21, 23, 24, 28, 34, 40, 46-54, 56 Кон-ституции РФ. По своему содержанию перечисленные нормы настолько важны, что не могут быть ограничены, поскольку их ограничение зачастую непосред-ственны связаны с выживанием человека, со способностью осуществлять и за-щищать свои права и интересы.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1–ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3–ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197—Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 1 [ч. I]. Ст. 3.
6. Уголовно—процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174—ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I) . Ст. 4921.
7. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
Материалы практики
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 января 2018 года № 1–П // СЗ РФ. 2018. № 6. Ст. 960.
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 14–П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л. Н. Кондратьевой и А. Н. Мумолина» // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 4261.
Научная литература
10. Бердычевский, В. С. Некоторые способы защиты трудовых прав и законных интересов работников по российскому законодательству / В.С. Бердычевский, Н.В. Бердычевская , С.В. Бердычевская // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – Ростов–н/Дону, 2014. – № 1. – С. 118.
11. Брылёва, В.А. Административно-правовой режим военного положе-ния / В.А. Брылёва // №ovaUm.Ru. – 2022. – № 37. – С. 29-32.
12. Каюшникова, Ю.Е. Современное правовое регулирование режима военного положения Российской Федерации / Ю.Е. Каюшникова, Э.Ф. Голоман-чук // Форум. – 2022. – № 1 (27). – С. 262-266.
13. Мещеряков, А. Н. Полномочия высшего должностного лица субъек-та Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения / А.Н. Мещеряков // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3(33). – С. 30–36.
14. Подмарев, А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации / А.А. Подмарев // Из-вестия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. – Право. – 2018. – № 1. – С.76.
15. Попова Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. Ф. Попова. –3–е изд., испр. и доп., учеб. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
16. Сильванович, В. Р. Правовое положение человека в условиях осо-бых правовых режимов (военное положение, чрезвычайное положение) / В. Р. Сильванович // Актуальные проблемы сравнительного правоведения : Материа-лы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным уча-стием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров, Сим-ферополь, 26 апреля 2019 года. – Симферополь: Крымский федеральный уни-верситет им. В.И. Вернадского, 2019. – С. 80-85
17. Смирнов И. Н. Ограничение прав и свобод человека в условиях
социальных чрезвычайных ситуаций в соответствии с конституционными поло-жениями российского права / И. Н. Смирнов // Актуальные проблемы юридиче-ской науки и практики : взгляд молодых ученых : сборник материалов. – М., 2017. – С. 77 – 81.
18. Хайек, Ф. А. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф.А. Хайек. – М., 2006. – – 270 с.
19. Чикунова, Е. В. Индивидуальный интерес и общее благо: проблема согласования / Е.В. Чикунова // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 8. С.78.