Фрагмент для ознакомления
2
В исследовании приняло участие 30 учеников 1 класса (7 вид).
1. Экспертная группа – 15 учащихся 1 «А» класса. Данная группа будет непосредственно подвергнута воздействию.
2. Контрольная группа – 15 учащихся 1 «Б» класса. Группа будет помещена в те же условия, что и экспертная, но не будет подвергаться воздействию. Цель исследования – обосновать эффективность приёмов формирования адекватной самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выбор диагностических методик.
2. Проведение диагностики самооценки до проведения корректирующих мероприятий и после них.
3. Обработка и описание эмпирических результатов.
4. Анализ полученных данных. Формулировка выводов и предложений.
В ГБОУ Школа 131 Красносельского района г. Санкт-Петербурга в практической деятельности психологов применяются методики «Лесенка» В. Г. Щур.
Методика «Лесенка».
Данная методика, автором которой является В. Г. Щур, предназначена для раскрытия системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам.
Инструкция: при индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности.
У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой (приложение 1), ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – не хорошие, не плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя?». При анализе полученных данных мы исходили из следующего:
Ступенька 1 – завышенный уровень самооценки.
Ступеньки 2, 3 – адекватный уровень самооценки.
Ступенька 4 – заниженный уровень самооценки.
Ступеньки 5, 6 – низкий уровень самооценки.
Ступенька 7 – резко заниженный уровень самооценки
В таблице 2 представлены результаты экспертной группы.
Таблица 2 - Экспертная группа. Диагностика
Имя и Фамилия ученика, 1А (осн) Номер ступени Уровень самооценки
Марина Л.. 2 Адекватный
Маша Л. 3 Адекватный
Михаил Л. 2 Адекватный
Петя В. 2 Адекватный
Сергей В. 3 Адекватный
Егор В. 1 Завышенный
Лена К. 1 Завышенный
Арсений В. 4 Заниженный
Игорь Ш. 4 Заниженный
Макар П. 4 Заниженный
Ярослав П. 4 Заниженный
Василий П. 6 Низкий
Вероника С. 7 Резко заниженный
Шамиль Е. 7 Резко заниженный
Исходя из полученных результатов, можем сделать вывод, что (Рис.1.): 1. Завышенный уровень самооценки в данном классе имеют 2 ученика (12%), т.к. именно они поставили себя на 1 ступень, обосновывая это тем, что: «я хороший», «у меня много 5», «учитель меня всегда хвалит». 2. По данной методике адекватный уровень самооценки имеют имеют 5 учеников (33 %), т. к. они поставили себя на 2 и 3 ступени, обосновывая это тем, что: «я помогаю родителям», «я хорошо учусь в школе».
3. Заниженный уровень самооценки имеют 5 учеников (33%), потому что они поставили себя на 4 ступень, обосновывая это тем, что: «я не хороший и не плохой».
4. Низкий уровень самооценки имеет 1 ученик (6%), он поставил себя на 5 и 6 ступени, обосновывая это тем, что: «у меня ничего не получается».
5. И на самую низкую ступень себя поставили 2 ученика (12%), делаем вывод, что по данной методике имеют резко заниженный уровень самооценки, говоря то, что: «я очень плохой».
Сравним с контрольной группой, Таблица 3
Таблица 3 – Контрольная группа. Диагностика
Имя и Фамилия ученика, 1А (осн) Номер ступени Уровень самооценки
Антон Ф. 3 Адекватный
Мария А. 2 Адекватный
Милана Ш. 2 Адекватный
Павел Р. 2 Адекватный
Семен Д. 3 Адекватный
Андрей В. 1 Завышенный
Маргарита Л. 1 Завышенный
Андрей Г. 4 Заниженный
Василий П 4 Заниженный
Мирон Л 4 Заниженный
Алина В 6 Низкий
Света Л. 7 Резко заниженный
Алиса Е. 7 Резко заниженный
Виктор А. 7 Резко заниженный
1. Завышенный уровень самооценки в данном классе имеют 2 ученика (12%), т.к. именно они поставили себя на 1 ступень, обосновывая это тем, что: «я хороший», «у меня много 5», «учитель меня всегда хвалит». 2. По данной методике адекватный уровень самооценки имеют 5 учеников (33 %), т. к. они поставили себя на 2 и 3 ступени, обосновывая это тем, что: «я помогаю родителям», «я хорошо учусь в школе».
3. Заниженный уровень самооценки имеют 3 учеников (18%), потому что они поставили себя на 4 ступень, обосновывая это тем, что: «я не хороший и не плохой».
4. Низкий уровень самооценки имеет 1 ученик (6%), он поставил себя на 5 и 6 ступени, обосновывая это тем, что: «у меня ничего не получается».
5. И на самую низкую ступень себя поставили 3 ученика (18%), делаем вывод, что по данной методике имеют резко заниженный
2.2. Особенности планирования и реализации творческих проектов в работе с обучающимися с задержкой психического развития
Особенности обучения детей с задержкой психического развития подробно рассмотрены в работе Б.П. Пузанова [37]. Автор рассматривает историю развития коррекционной педагогики в исторической ретроспективе. Важным аспектом является факт, что у детей с отклонениями в развитии индивидуальные особенности. Это выражается в том, что при освоении программы, ряд операций соответствующих норм типичным детям, они могут выполнять со значительными затруднениями либо не выполнять совсем.
В настоящее время в России функционирует 8 видов коррекционных школ:
1 — для глухих детей;
2 — для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
3 — для незрячих;
4 — для слабовидящих;
5 — для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
6 — для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7 — с задержкой развития;
8 — коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.
Дети с ментальными нарушениями ( задержка психического развития) как правило обучаются по программа 7 или 8 видов.
В отношении детей с задержкой психического развития коррекционные программы делятся в зависимости от типов нарушений. Решение о том, по какой программе будет обучаться ребенок принимает методико-психолого-педагогическая комиссия. В ходе диагностик по утвержденным методикам специалисты определяют рекомендованный тип программы.
Планирование занятий с детьми с ментальными проблемами имеет свою специфику. Важно понимать, что у многих детей есть проблемы с концентрацией внимания, выполнением логических операций, а также зачастую детки имеют значительные нарушения крупной и мелкой моторики. При планировании необходимо внимание уделять четким формулировкам задач, опираться на наглядность и быть готовым оказывать поддержку и помощь в выполнении операций, предполагающих монипуляции с предметами.
Многие дети сталкиваются с проблемами самооценки – они не верят в то, что у них может получиться поделка или рисунок. На занятиях важно поддерживать детей на каждом этапе. Особенно это касается тех детей, у которых значительные нарушения моторики.
Анализ рабочих программ по художественно-эстетическому воспитанию позволяет выделить принципы обучения. Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
1) принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
2) принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
3) принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
4) простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
5) принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
6) принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
7) принцип развивающего характера художественного образования;
8) принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
9) принцип интереса: построение и/или корректировка содержания занятия или программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
1) принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
2) принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
3) принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
4) принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
5) принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
6) принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
7) принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. – 1975. – № 5. – С. 138 – 141
2. Батарова Т. М. Функции управленческого общения как средство формирования личности школьника //Шамовские чтения. – 2023. – С. 544-547.
3. Буркова С. А. Особенности изучения самооценки у детей 6-8 лет //Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2005. – Т. 51. – №. 7. – С. 64-65.
4. Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование младших школьников. – Litres, 2022.
5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребѐнок / Н.А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 1982.– 285 с.
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2022. - №3. - С. 14 -19.
7. Долгачева О. В. Формирование регулятивных базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями //Специальное и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2019. – С. 77-85.
8. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учеб-ник и практикум для СПО / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 185 с.
9. Дьяконова Т. А., Шарапова Т. А. Основные подходы к итоговой оценке образовательных достижений выпускников начальной школы в соответствии с ФГОС (из опыта) //Педагогическая лаборатория. – 2014. – №. 3. – С. 4-4.
10. Журавлева А.О., Кацеро А.А. Формирование самооценки младших школьников с нарушением интеллекта в процессе коррекционно-развивающей работы // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов III Всероссийской научно- практической конференции с международным участием (Тула, 6 апреля 2023 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – Чебоксары: Среда, 2023. – С. 286 -288
11. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким): учебно-наглядное пособие / Авт. сост. Н.А. Курочкина.- СПб.:ООО «Детство-Пресс», 2013. – 24с.
12. Кароматова Д. Р. Способы организации валеологического подхода к оцениванию достижений младшего школьника //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 2-2 (80). – С. 93-95.
13. Комаревцева Е. А. Мотивационная роль оценки учащихся //International scientific research 2018. – 2018. – С. 225-226.
14. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978. - 367 с. – Режим доступа: https://vk.com/doc310365459_437168299 - Заглавие с экрана. – Рус. яз. – Доступ свободный.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. URL.: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
16. Коростелева Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста //Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. – 2023. – Т. 4. – №. 2. – С. 52-68.
17. Косолапова А. В. Самооценка детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Hоссийской психотерапии и психологии. – 2021. – Т. 4. – С. 75.
18. Круглова Н. В. Социометрический статус младшего школьника: социально-психологические характеристики высокостатусных и низкостатусных детей // 79-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета : материалы конф., Минск, 10–21 мая 2022 г. В 3 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Сафонов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2023. – С. 620-623.
19. Крусь Д. В. Особенности обучения детей с нарушениями поведения и общения // Вестник СНО ДОННУ. Вып. 15. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 3. – 2023. – С. 94 – 98.
20. Кулиш В. В. Психолого-педагогические условия развития самооценки детей младшего школьного возраста // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. Электронный сборник статей по материалам LXI студенческой международной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2023. – № 4 (61) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(61).pdf – С. 5-9
21. Лобашев В. Д. Некоторые условия формирования образовательной среды //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 78-1. – С. 207-210.
22. Логинова, Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л.Г. Логинова // Образование: исследовано в мире : междунар. науч. пед. 6 интернет-журн. 21.10.03. – URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer= 366 (дата обращения: 3.05.21).
23. Любовский В.И.. Специальная психология. 2 издание.- М.: - Академия. – 2005
24. Мельникова, Е. А. Методика изучения народных художественных промыслов в Детской школе искусств / Е. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7513/ (дата обращения: 04.05.2023).
25. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Издательства: Флинта, Наука, 2021. - 426 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология – М.:– Академия. -2002
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 456 с.
28. Мухутдинова И. Е. Новые подходы при формировании самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС //Педагогическая лаборатория. – 2014. – №. 3. – С. 5-5.
29. Наньнань Л. Самооценка обучающихся начальной школы в контексте комплексной оценки качества образования в китайской народной республике: внедрение и требования //Современное педагогическое образование. – 2023. – №. 3. – С. 53-59.
Хаустова В. Н. и др. Изучение проблемы роли самостоятельной работы в научных трудах //уральские научные чтения: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным. – 2023. – С. 51.
30. Николаева Е. И. и др. Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников //Ученые записки СПбГМУ им. ИП Павлова. – 2008. – Т. 15. – №. 4. – С. 45-48.
31. Николаева Е. И., Буркова С. А. Связь самооценки детей 6-8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – Т. 3. – №. 15. – С. 74-84.
32. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/samoocenka-detej-s-zpr-4676037.html
33. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование : Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Л. А. Парамонова. - М. : Карапуз, 1999. - 239 с
34. Пастухова М. В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – №. 5-2. – С. 460-462.
35. Пашкова. А.М. Форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. / Пашкова. А.М // Начальная школа. - 2015. - №11. – с.45 – 49
36. Платонов, К. К. Личность и труд.- М. : Мысль, 1965. - 365 с
37. Пузанов Б.П.. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144с.
38. Савичева А. Н. Особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития //Наука сегодня: теория, практика, инновации. – 2016. – С. 825-827.
39. Самарова Ш. Р. Метод арт-терапии и его преимущества применения в деятельности психологов и педагогов в работе с детьми: Самарова Шохиста Рабиджановна, Доцент кафедры педагогики и психологии Чирчикского государственного педагогического института, Ташкентская область Рамазонов Нуршод Нормурод угли, УРФУ магистратура Психология 2 курс, Россия //Образование и инновационные исследования международный научно-методический журнал. – 2023. – №. 1. – С. 363-371. – Режим доступа: https://www.interscience.uz/index.php/home/article/view/2341
40. Сергеенко А. В. Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2017. – Т. 2. – С. 108-113.
41. Солдатова Е. А., Морозова Т. Н. Использование ассоциативных карт для развития личности младшего школьника //Студенческая наука Подмосковью. – 2016. – С. 617-620.
42. Стратегия развития воспитания в Свердловской области на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446498752
43. Суглоб Е.Г. Детско-родительские отношения в неполных семьях // Вестник СНО ДОННУ. Вып. 15. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 3. – 2023 – С. 211-214
44. Ульябаева Г. Ш., Шакирова Д. М. Самооценка-что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 5-1 (33). – С. 389-392.
45. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. — М.: Высш. шк., 1992. — 159 с. —Режим доступа: https://odinmuseum.ru/files/270.pdf?ysclid=lh8tvfuddd549183017
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
48. Хасханова М. Т., Матаева Р. З. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития //Педагогика и психология в современном мире. – 2020. – С. 608-615.
49. Чумичева Р.М. Формирование личности дошкольника в процессе общения с искусством [Текст] / Р.М. Чумичева // Ребенок в современном мире: Тезисы международной конференции. - СПб., 1993. - Т.1. - С.103.
50. Шалагинова К. С. Опыт реализации психологического сопровождения агрессивных младших школьников //Мир педагогики и психологии. – 2021. – №. 5. – С. 110-120.