Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью государства формировать свою стратегию развития с учетом изменений, про-исходящих в мире. Для федеративных государств развитие региона может быть, как частью общегосударственной стратегии развития, так и исключительно региональными мерами стратегического развития.
В научной литературе, политической среде, средствах массовой ин-формации в настоящее время активно обсуждаются вопросы стратегического планирования, формирования стратегий социально-экономического развития национальной экономики и отдельных секторов экономики, про-блемы оценки результативности и действенности реализации государственных программ как инструментов стратегического планирования, повышая их эффективность. Формирование новой стратегии социально-экономического развития очень важно, потому что она должна стать стратегией российской экономики и промышленности в целом. в частности, для выхода из состояния депрессии. С новой стратегией социально-экономического развития должны быть согласованы стратегии развития отдельных секторов, на основе которых могут разрабатываться государственные программы развития.
В настоящее время разработана новая законодательная база страте-гического планирования и промышленной политики, стратегий развития отдельных отраслей, увеличивается количество инструментов промыш-ленной политики, реализуется несколько государственных программ, направленных на развитие отдельных отраслей Российской Федерации и промышленного комплекса в целом. Однако анализ реализации государственных программ развития промышленности за последние годы показы-вает, что используемые инструменты пока не дают запланированного ре-зультата. Целью исследования является анализ формирования и функционирования системы стратегического планирования развития промышленности в Российской Федерации, выявляя проблемы и находя пути их ре-шения. Целями исследования являются анализ проблем формирования си-стемы стратегического планирования промышленного развития в Россий-ской Федерации; анализ текущего состояния стратегического планирования промышленного развития в Российской Федерации. промышленное развитие в Российской Федерации; выявление проблем реализации, а так-же анализ результативности государственных программ промышленного развития и обоснование влияния этих проблем на достижение целей про-мышленного развития; разработка элементов методологии оценки результативности государственных программ.
К проблемам формирования и реализации стратегий социально-экономического развития относится, среди прочего, отсутствие согласия в научных и политических кругах относительно выбора целей, средств и механизмов макроэкономического управления. целевые пропорции объекта управления, а также недостаточное внимание, уделяемое в процессе разработки стратегии предприятию как основной структурной единице организации современной экономики.
Объект исследования работы – стратегическое управление регионом. Предмет исследования – применения конкурентной и функциональной стратегий в развитии региона.
Целью исследования является применение конкурентной и функциональной стратегий в планировании социально-экономическим развитием республики Башкортостан.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических положений стратегического управления на государственном уровне
2. Теоретическое исследование выбора стратегии развития регио-нов
3. Анализ стратегического развития Республики Башкортостан
4. Анализ показателей социально-экономического развития Рес-публики Башкортостан
5. Применение конкурентной и функциональной стратегий в раз-витии региона
6. Оценка эффективности мероприятий применения стратегий.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, прогнозирования, стратегического анализа, стратегического планирования региональной экономики.
Теоретическая база исследования изложена в трудах авторов: Ахметов В.Я., Фатхуллина Н.Х. ,Веселков, С.Н. ,Воронин, Н.В. ,Голубков, Е. П. ,Даутова Т.А. ,Пасмурцева Н.Н. ,Сизоненко, З. Л.,Фархшатова, А. Р.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВ-ЛЕНИЯ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Стратегическое управление на государственном уровне: основ-ные понятия
Система федерального стратегического регулирования выступает одной из самых уязвимых сторон работы государства, поскольку итоги ее функционирования, выражающиеся, в первую очередь, в создании и ис-пользования стратегий, национальных проектов и мероприятий долго-срочного совершенствования, носят отдаленный и зачастую непредвиден-ный характер [7].
Сегодня государственное стратегическое управление должно находиться на принципах нового федерального менеджмента и нормального регулирования. Эти две современные парадигмы предполагают активное использование в процессе федерального стратегического прогнозирования новых инструментов и методов регулирования, основанных, в первую очередь, на взаимодействии бизнеса и власти, а также участия граждан в принятии стратегических управленческих решений. Исходя из описанного, автор считает вопросы формирования модели федерального стратегического регулирования и увеличения его результативности актуальными для современного государства и общества.
Стратегическая политика государства и регионов, модернизация промышленности, импортозамещение, реиндустриализация, реструктури-зация и управление рисками промышленных предприятий обсуждались Аганбегяном, Бодруновым и Глазьевым, Гринбергом и Дементьев, Клей-нер , Качалов, Ленчук и Романова , Сухарев, Татаркин и другие россий-ские ученые. Вопросы методологии государственного управления по це-лям, оценки результативности и действенности государственных программ социально-экономического развития регионов раскрыты в работах Иван-тера, Лексина, Порфирьева , сценарный подход к разработке федеральных целевых программ инновационного характера, оценка эффективности це-левых государственных научно- технических программ и федеральных медицинских программ при применении высоких технологий описаны в исследованиях Дементьева, Проничкина, Капицын, Басыров, Герасименко, Андронов. Вопросы оценки эффективности государственных программ развития рассматриваются в работах Карпова, Лагздина, Логинова , Ко-раблевой , Бреусовой, Маркова, Марковой, Южакова, Добролюбова, Александров, Алексашина и другие авторы [12].
Проблемы, связанные с мониторингом и оценкой социально-экономической результативности выполняемых государственных меро-приятий, обсуждаются в научной литературе на протяжении многих лет. К таким проблемам относятся[5]:
1) «отсутствие четкого внедрения целей федерального участия в от-расли»;
2) недостаточное методологическое и информационное формирова-ние разработки государственных мероприятий, недостаточная согласован-ность целей, задач и целевых показателей программы, недостаточный обоснование выбора целевых критериев, отсутствие обоснования внедре-ния значений целевых критериев на разных этапах программы и т.д.;
3) слабые стороны методов оценки результативности использования государственных мероприятий, что также признается в отчетах о исполь-зования государственных мероприятий Минэкономразвития;
4) слабые стороны прогнозов, используемых для внедрения значений целевых критериев программы, и слабые стороны стратегического про-гнозирования;
5) отсутствие обоснованного разграничение влияния внешних крите-риев и непосредственных участников использования мероприятий на итоги и результативность их использования, «дифференциация мер реагирова-ния на отклонения отдельных критериев от их предполагаемых значений», что приводит к затруднению или невозможности оценки результативности и действенности, а также к факту, что участники могут попытаться снизить запланированные значения, чтобы быть уверенными в их достижении.
В системе федерального стратегического регулирования центральное место отводится стратегическому управлению. В действующее время пра-вовое оформление в РФ имеет только институт федерального стратегиче-ского прогнозирования. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «стратегическое планирование — деятельность участников стратегического прогнозирования по целеполаганию, прогно-зированию, управлению и программированию социально-экономического совершенствования РФ, субъектов РФ и городских образований, сфер эко-номики и сфер федерального и муниципального регулирования, формиро-вания национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического совершенствования РФ, субъектов РФ и городских образований и формирование национальной безопасности РФ» [10].
Несмотря употребление в указанном Законе термина «государствен-ное и муниципальное стратегическое управление», с содержательной сто-роны он не выявляется.
Исходя из описанного, под государственным стратегическим управ-лением автор понимает целенаправленную деятельность органов государ-ственной власти по выявлению и формулированию проблем социально-экономического совершенствования государства, формированию и эффек-тивной использования федерального стратегического плана и иных доку-ментов стратегического характера в целях формирования нормального уровня и качества жизни жителей страны.
В России активно используются всевозможные методы и инструмен-ты федерального стратегического регулирования. Среди основных из них, необходимо выделить: концепции долгосрочного социально-экономического совершенствования, стратегии, долгосрочные прогнозы, национальные проекты, целевые комплексные программы.
В действующее время одним из основных документов системы стра-тегического прогнозирования совершенствования РФ выступает Прогноз долгосрочного социально-экономического совершенствования РФ на пе-риод до 2030 года. Он определяет направления и ожидаемые итоги соци-ально-экономического совершенствования РФ и субъектов РФ в долго-срочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую плат-форму для разработки долгосрочных стратегий, целевых мероприятий, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2020 г. № 624. О стратегии социально-экономического развития республики Башкортостан на период до 2030 года// Министерство эконо-мического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан – [Электронный ресурс] – URL: https://economy.bashkortostan.ru/documents/active/298367/ (Дата обраще-ния: 02.05.2023)
2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года № 200 - Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2021 году и о приоритетных задачах на 2022 год – Электронный фонд [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/406039310 (Дата обращения: 02.05.2023)
3. Ахметов В.Я., Фатхуллина Н.Х. Ключевые проблемы и страте-гические приоритеты в развитии экономики районов Зауралья Республики Башкортостан // Вестник Евразийской науки - 2018 - №5 – С.1-14.
4. В. Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков : [рус.]. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 336 с.
5. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управ-ление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. – М.: Юнити, 2018. – 247 c.
6. Воронин, Н.В. Специфика выбора стратегии развития пред-приятия / Н.В. Воронин // Вестник науки и образования. – 2019. – №12-2 (66). – С. 17-20.
7. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и прак-тикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
8. Даутова Т.А. Социально-экономическое развития Республики Башкортостан как объект стратегического планирования – 2018 - № 2 (1)- С.45-47.
9. Пасмурцева Н.Н. Формирование системы государственного стратегического управления: модель и проблемы реализации//Московский экономический журнал – 2020 - № 8 – С.573-584.
10. Сизоненко, З. Л. Направления совершенствования государ-ственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан / З. Л. Сизоненко, Е. А. Ценева, Ф. М. Багаев, И. С. Бикбулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 128-130.
11. Фархшатова, А. Р. Современное состояние и перспективы со-циально-экономического развития Республики Башкортостан / А. Р. Фархшатова, А. И. Фахретдинова, О. В. Криони. — Текст : непосред-ственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 188-191.
12. Palash S.V. Analysis of the formation and functioning of strategic planning of industry development in Russia//Regional and branch economy – 2018 – Vol 11(18) – p38-52.
13. Стратегия социально-экономического развития городского округа город уфа республики Башкортостан до 2030 года – Сайт админи-страции г. Уфа. [Электронный ресурс] – URL: https://ufacity.info/2030/files/strategiya_razvitiya_2030.pdf/ (Дата обраще-ния: 02.05.2023)
14. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года / Д. В. Котов, Д. А. Гамилова, И. В. Буренина [и др.] ; Под общей редакцией Д.В. Котова. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – 160 с.
15. Социально-экономическое положение Республики Башкорто-стан в январе-августе 2022 года. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по республике Башкортостан -2022 – 40с.