Фрагмент для ознакомления
2
Правовые акты управления являются основным юридическим сред-ством осуществления государственной власти, реализации компетенции должностных лиц. При помощи правовых актов управления субъекты власти устанавливают обязательные правила поведения, регулируют общественные отношения во всех сферах управления, переводят абстрактные предписания норм права в объективную реальность, обеспечивают исполнение законода-тельных актов, осуществляют правовое воспитание и развивают правовую культуру граждан.
В связи с этим особую важность имеет как единое понимание природы и сущности правовых актов управления, так и качество их регламентации на законодательном уровне. Однако многообразие правовых актов управления, различие их юридических свойств, широкий спектр издающих их органов обусловливает наличие неоднозначных подходов к указанным выше пробле-мам, а также недостаточно четкое правовое регулирование данной сферы об-щественных отношений.
Объект исследования данной работы являются общественные отноше-ния, которые возникают по поводу осуществления административных проце-дур.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, матери-алы специализированной литературы, раскрывающие сущность и особенно-сти правовых актов управления.
Цель исследования - проанализировать сущность и особенности адми-нистративных процедур.
Задачи работы:
— выявить понятие и сущность правовых актов управления;
— раскрыть местоположение правового акта управления в системе форм управленческой деятельности;
— раскрыть нормативный административно-правовой акт как часть нормы публичного управления.
— исследовать индивидуальный правовой акт.
В процессе исследования использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введе-ния, двух глав (основной части), заключения, списка литературы.
1.Правовое содержание правовых актов управления
1.1 Понятие и сущность правовых актов управления
Эффективность реализации органами исполнительной власти своих за-дач и функций зависит от качества нормативно-правовой базы, определяю-щей их систему и структуру, прописывающей порядок принятия управленче-ских решений, находящих свое закрепление в административных правовых актах, которые являются результатом (продуктом) деятельности органов ис-полнительной власти, основной формой реализации их задач, функций и управленческого процесса.
Федеральные законы «О нормативных правовых актах Российской Фе-дерации» и «Об административных нормативных правовых актах» не приня-ты, поэтому юридическая природа нормативных правовых актов и ненорма-тивных актов, в том числе и тех, которые принимаются органами исполни-тельной власти, на протяжении практически трех десятков лет (с принятия Конституции РФ) является законодательно не определенной. Конечно, это порождает определенные правовые проблемы и «неудобства» как у самих граждан, так и у органов государственной власти в случае обжалования (оспаривания) исследуемых актов, проверки их законности и оценки право-вой природы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно–правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 32. – Ст. 1242.
3. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781–II ГД «Об обра-щении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. ст. 5506.
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. N 781 -II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5506.
5. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подго-товки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов феде-ральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
7. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регла-менте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Пра-вительства Российской Федерации»// Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов феде-ральных органов исполнительной власти и их государственной регистра-ции»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Судебная практика
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6–П // СЗ РФ. 2015. № 15. ст. 2301.
10. О применении судами законодательства при рассмотрении неко-торых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства: Поста-новление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 // Рос. газ. 2015. 30 ноября.
Научная литература
11. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. – М., 2005. – 689 с.
12. Алексеев, С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт ком-плексного исследования / С. С. Алексеев. – М. : Статут, 1999. – 712 с.
13. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации : учеб. / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. – М. : Зерцало–М, 2001. – 592 с.
14. Бартенева, С.В. Реализация правовых актов управления: проблемы институализации и совершенствования теории и практики / С.В. Бартнева. – Воронеж, 2013. – 234 с.
15. Васильев, Р. Ф. Акты управления (значение, проблема исследова-ний, понятие) / Р. Ф. Васильев. – М. : Издательство Моск. ун–та, 1987. – 141 с.
16. Васильев, Р.Ф. Акты управления / Р.Ф. Васильев. – М., 1987. – 539 с.
17. Васильева, Я.В. Юридическая природа правового акта управле-ния. НАУ. / Я.В. Васильева – 2020. – № 54–2 (54). – С.40–42.
18. Дарбинян, А.А. Понятие правовых актов органов государственно-го управления // А.А. Дарбинян // Государственная власть и местное само-управление. – 2014. – №6. – С. 16.
19. Домченко, А.С. Нормативность административно–правового акта / А.С. Домченко// Российский юридический журнал. – 2017. – № 6. – С. 151–162.
20. Жеребцов А.Н. Современная система и структура административ-ного права: новое состояние / А.Н. Жеребцов // Вестник КРУ МВД России. – 2014. – №4. – С 134 – 139.
21. Кадетова, А.Д. Развитие теории правового акта управления в ад-министративно–правовой науке / А.Д. Кадетова // Российское право онлайн. – 2017. – № 4. – С. 24–31.
22. Кайнов, В.И. Акты государственного управления органов испол-нительной власти Российской Федерации. Право и государство: теория и практика. / В.И. Кайнов, К.К. Нактанов – 2020. – № 10 (190). – С.196–200.
23. Канунникова, Н.Г. Теоретические аспекты административно–правовых актов управления / Н.Г. Каннуниква // Административное право и процесс. – 2016.– № 3. – С. 8–10.
24. Концевой, А.В. К вопросу об оспаривании прокурором норматив-ных правовых актов, не обладающих юридической силой, в рамках главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации / А.В. Конце-вой // Юрист. – 2013. – N 23. – С. 41 – 45.
25. Кучерова, Т. Е. Нормативные акты федеральных органов испол-нительной власти (вопросы общей теории) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Т. Е. Кучерова. – М., 2006. – 203 с.
26. Ломакина, В.Ф. Административные правовые акты в механизме государственного управления // Формы и методы государственного управле-ния в современных условиях развития. Институт государства и права РАН. – М., 2017. – С. 160–185.
27. Лупарев, Е.Б. Некоторые проблемные вопросы внесудебного оспаривания государственных административных актов / ЕБ. Лупарев // Ад-министративное право и процесс. – 2015. – N 9. – С. 39.
28. Мицкевич, Л.А. Очерки теории административного права: Моно-графия / Л.А. Мицкевич. – М.: Проспект, 2015. – 359 с.
29. Осинцев, Д.В. Административное право: учебник для бакалавриа-та и магистратуры / Д.В. Осинцев. – Екатеринбург.: УМЦ УПИ, 2017. – С.49, 50.
30. Попов, Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. – М.: «Про-спект», 2013. – 587 с.
31. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова. – М.: Норма, Ин-фра–М, 2011. – С. 16.
32. Соболев, О.В. Индивидуальный административно–правовой ре-жим / О.В. Соболев // Электронное приложение к «Российскому юридиче-скому журналу». – 2017.– № 2. – С. 59.
33. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права : в 3 т. / Ю. Н. Старилов. – М. : НОРМА, 2002. – Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юрисдикция. – 584 с.
34. Строкова, О. Г. Приказ как особая разновидность правового акта (вопросы теории и практики) : моногр. / О. Г. Строкова ; под ред. И. Н. Сеня-кина ; М–во образования и науки Рос. Федерации, Федеральное агентство по образованию, Саратов. гос. акад. права. – Саратов : Саратов. гос. акад. права, 2009. – 167 с.
35. Тарасов, О.И. Понятие и признаки юридического лица публично-го права / О.И. Тарасов // Закон. – 2012. – №8. – С. 106.
36. Хаманева, Н.Ю. Административное право: учебник для вузов / Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2015. 642 с.
37. Ярковой, С.В. Формы осуществления административной право-применительной деятельности / С.В. Ярковой // Административное право и процесс. – 2016. – N 12. – С. 18 – 23.