Фрагмент для ознакомления
2
Верховенство закона является фундаментальной концепцией современных правовых систем, которая является краеугольным камнем многих демократических обществ по всему миру. Это относится к принципу, согласно которому все, включая отдельных лиц и государственных служащих, подчиняются одним и тем же законам и судебным процессам и что эти законы применяются справедливым и беспристрастным образом. Верховенство права часто рассматривается как важнейший фактор обеспечения стабильности, предсказуемости и подотчетности в обществе и тесно связано с защитой основных прав человека и обеспечением равного правосудия перед законом.
Несмотря на свою важность, концепция правового государства сложна и многогранна и охватывает широкий круг правовых, политических и социальных вопросов. Это объясняет актуальность данной темы для исследований и анализа с широкими возможностями для изучения исторических, культурных и институциональных аспектов верховенства права, а также его современных проблем и дискуссий.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе функционирования правового государства.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, закрепляющие верховенство права в качестве основного принципа функционирования правового государства.
Цель данной работы – комплексный анализ особенностей функционирования правового государства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные положения естественно-правовой доктрины государства;
2. Проанализировать идеи правового государства в работах российских юристов;
3. Исследовать основные принципы функционирования правового государства в России;
4. Охарактеризовать наиболее важные условия формирования правового государства в современной России.
Теоретические разработки в этой области были предложены такими видными философами, как Платон, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза и др.
В современной российской правовой литературе Н.М. Коркунов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.М. Добрынин, А.Б. Венгеров проанализировали понятие и действия отдельных элементов правового государства.
Б.Н. Коваль, Б.Ч. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, Н.И. Матузов и другие рассматривали проблемы гражданского общества и государства на общетеоретическом уровне.
В работе применялись следующие методы исследования: системный анализ, обобщение материалов исследования, историко-сравнительный, толкование, сравнительно-правовой.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Возникновение и развитие теории правового государства
1.1 Естественная доктрина правового государства
Концепция верховенства права имеет древние истоки и постепенно развивалась вместе с человеческим сознанием и развитием моделей государства. Государство является первичным институтом осуществления политической власти, а теория верховенства права синтезирует представления о его природе, особенностях и принципах, делая упор на демократию, социальную справедливость и верховенство права. Он служит основой для демократического управления, защиты и обеспечения индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Термин «правовое государство» ввел Р. фон Мол в 19 в. профессор В.П. Реутов рассматривал ее как идею справедливого государства, организованного по гуманным законам, которых люди строго придерживаются .
В естественном праве можно выделить четыре принципа универсального смыслового содержания:
Принцип противопоставления «естественного» (в том числе естественного права) и «искусственного» (в том числе позитивного права).
Отрицание юридического значения позитивного права, утверждение существования естественного права.
Взаимосвязь и взаимный смысл естественного права и позитивного права, причем естественное право служит основанием для позитивного права.
Универсальный принцип и понятие естественного права, выступающее образцом для всех отдельных видов естественного права.
В период упадка феодализма такие ведущие мыслители, как Ж. Боден, Н. Макиавелли, излагали идеи правовой государственности с историцистской точки зрения. Макиавелли подчеркивал важность политической деятельности, видя назначение государства в обеспечении свободы пользования собственностью и безопасности для всех. Боден же считал, что задача государства состоит в том, чтобы охранять свободы и права своих граждан. Что касается форм правления, то предпочтение отдавалось республике из-за ее приверженности равенству перед законом и большей свободе. Боден определял государство как законное управление многочисленными семьями и их имуществом.
В ранний период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и другие.
Самым Первым известным теоретиком школы естественного права был Г. Гроций. Согласно его теории существует два права: естественное и волеустановленное право.
«Источник естественного права - человеческая натура, его ум. Он говорит о воздержание от чужой собственности, обязанности соблюдения обещаний возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания». Целью государства является защита частной собственности с помощью правовых механизмов, обеспечивающих свободу собственности с согласия всех. Установленное право должно соответствовать принципам естественного права, вытекающим из самого государства. Г. Гроций критиковал феодальные правовые учреждения как противоречащие человеческой природе, выступая за новый закон, соответствующий рациональным принципам.
Б. Спиноза дал одно из первых теоретических обоснований демократического государства, подчеркнув, что сильное государство гарантирует не только сохранение жизни, но и удовлетворение индивидуальных интересов. Спиноза предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и другие преимущества подданных.
Т. Гоббс далее развил идею верховенства права в общественной жизни, выступая за формальное равенство перед законом и неприкосновенность. Свободу человека он рассматривал как право делать все, что не запрещено законом, подчеркивая стремление к миру. Эти идеи заложили теоретические основы эффективного правового регулирования общественных отношений и получили дальнейшее развитие у революционных буржуазных мыслителей.
Ж. Руссо считал естественное право «золотым веком» человечества. Согласно Руссо, возникновение государства коренится в способности человечества улучшать или наносить ущерб нравам. Изобретение и совершенствование орудий повышает производительность труда, ведет к появлению прибавочной продукции и частной собственности. Это, в свою очередь, ведет к падению нравственности и присвоению государственной земли аморальными личностями. В конце концов богатые убеждают уязвимые массы объединиться и установить общие правила поведения, формируя таким образом государство, основанное на общем соглашении или договоре .
Д. Локк, как и многие другие мыслители, придерживался традиционных правовых взглядов, репрезентативных для буржуазного общества, а не для общества феодального. Он подчеркнул важность защиты прав людей путем принятия законов и создания институтов собственности. В правовом государстве охраняются права экономической собственности, индивидуальная свобода и равенство. Локк определял свободу в условиях верховенства права как способность преследовать свои желания в пределах, установленных законодательством, не подчиняясь произвольной воле другого лица.
Т. Джефферсон, автор Декларации независимости США, воплотил идеи правового государства в Америке. Он критиковал монархическое правительство с точки зрения общественного договора и отстаивал суверенитет народа. Декларация провозгласила существование неотъемлемых прав человека, для защиты которых создано государство. Эти естественные права человека стали субъективными правами индивидов по отношению к государству, обозначив новое положение в официальной государственной доктрине.
Другие видные мыслители, такие как Т. Пейн, К.А. Гельвеций, Ж. Руссо, М.Ф. Вольтер и Э. Кант также внесли значительный вклад в развитие основных элементов правовой государственности в этот период. Кант, в частности, подчеркивал центральную роль личности в теории верховенства права. Он утверждал, что основным принципом публичного права является привилегия народа участвовать в установлении законности посредством принятия конституции, отражающей его волю. Верховенство народа обеспечивает свободу, равенство и независимость всех граждан внутри государства, которое рассматривается как объединение многих лиц, подчиненных правовым законам . Когда государство действует в соответствии с конституционным правом, верховенство права отражает коллективную волю народа. Следовательно, не должно быть никаких ограничений прав граждан в отношении личной свободы, совести, мысли, экономических и социальных потребностей. В таком государстве граждане должны обладать такими же полномочиями в обеспечении точного исполнения закона, как и государство над ними.
Видные деятели прогрессивной политико-правовой мысли Западной Европы, такие как Р. Иеринг, Г. Еллинек, Л. Дуги, М. Ориу, Р. Паунд, Г. Спенсер, усовершенствовали элементы теории верховенства права на основе их современный контекст и исторический опыт. Большинство авторов согласны с тем, что государство может считаться правовым только в том случае, если законодатель в равной степени подчиняется закону, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считал, что правовое государство высвобождает присущие народу «умственные и нравственные силы», ведущие к процветанию торговли и национальному богатству.
Хотя различные доктрины естественного права отличаются друг от друга, они имеют общие элементы. Они различают естественное и позитивное право, причем естественное право является объективным, а позитивное право — искусственным и произвольным. Противопоставление естественного и искусственного права является универсальным принципом в естественном праве. Более того, с точки зрения теории естественного права естественное право получает положительную оценку, а позитивное право рассматривается в негативном свете. Противопоставление естественного и искусственного права является универсальным принципом естественного права. Еще древнегреческий философ Платон высказал мысль, что гибель государства происходит, когда закон лишен силы и подчиняется власти других, тогда как спасение и благоденствие государства заключаются в законе, управляющем правителями, а правители служат ему слугами.