Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пресса является детищем современных технологий и неотъемлемой частью человеческой культуры. Невозможно представить себе жизнь современных людей без журнала или газеты так же, как без железной дороги, почты, телевидения, радио, телефона. В настоящее время уже не существует государств хотя бы с минимально развитой политической и общественной жизнью, где бы не было хотя бы нескольких газет и журналов. Пресса, радио, телевидение являются сегодня неотъемлемым атрибутом жизни сотен миллионов жителей нашей планеты. Они сближают жителей отдельных стран и целых континентов, предоставляя им возможность оперативно получать разнородную информацию и благодаря этому чувствовать себя стабильно и комфортно. Благодаря прессе любой человек в любой момент может оказаться в центре внимания мировой общественности и стать непосредственным участником или свидетелем создания новой истории. Владение информацией в значительной степени способствует общению людей и обеспечивает получение ими определенной суммы практических и теоретических знаний.
В то же время информация и средства ее распространения все чаще берут на себя функции управления чрезвычайно сложными процессами в современном обществе. Пользуясь информацией, почерпнутой из различных источников, правительства развитых стран способны принимать взвешенные и продуманные решения, а также влиять на формирование общественного мнения народов целых континентов. В то же время информация способна не только удовлетворять потребности, но и внушать ее потребителю определенные вкусы, взгляды, манеру поведения. Заметим, что длительное время (в фазе биполярного развития цивилизации, которая была обозначена жестким противостоянием двух политических систем) пресса выполняла в основном, так сказать, «прикладные» ситуативные задачи.
Глобализация экономики изменяет роль Китая на международном рынке. В результате реформ, которые привели к экономическому росту и открытости, Китай стал главным производственным и потребительским рынком в мире. Внутригосударственная информационная индустрия стала одной из главных. Со вступлением китайской экономики в международную конкуренцию, китайским СМИ получили шанс присоединиться к мировому рынку и вступить в конкуренцию с международными медийными корпорациями. На основе формирования современной внутренней экономики и демократического общества Китай активно борется за свое новое место в мире.
Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости изучения опыта Китайской Народной Республики (КНР) во многих сферах жизнедеятельности, поскольку он является чрезвычайно важным и поучительным для российской действительности, даже несмотря на совершенно разную историю, ментальность, географическую принадлежность тому подобное. Как случилось, что страна, которую населяют многие народы, не знает национальных конфликтов, проблем с языковым вопросом? Почему развитие экономики КНР является наиболее динамичным в мире, а национальная культура не американизировалась, ни европеизировалась, несмотря на глобализацию? Как случилось, что Китай в современном мире является ведущей державой производством.
История и современное состояние КНР в целом и средств массовой информации исследовались многими специалистами как в самом Китае, так и вне его. Среди китайских исследователей можно отметить Чиу Джуей-Хуэй [19], Ли Диньсинь [2], Чжан Хефен [17], Лю Сяндун [15] и др. Тщательно исследуют состояние дел российские ученые, поскольку КНР является крупнейшей соседкой России. Еще 1913 г.жизнь прессы Китая освещал
С.А. Полевой [10]; среди российских исследователей – Г.И. Сергеев [12], С.А. Михайлов [6; 7], Н.В. Ткачева [16].
Целью курсовой работы является изучение типологических особенностей периодической печати КНР.
Объект исследования – типологические особенности периодической печати КНР.
Предмет исследования – особенности развития китайских печатных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Провести анализ развития индустрии СМИ в Китае.
2. Охарактеризовать тенденции развития китайских городских газет.
1. Анализ развития индустрии СМИ в Китае
В настоящее время СМИ в КНР является индустрией, а индустрия СМИ - один из ключевых и прибыльных секторов современной экономики. Н. Ткачева, прослеживая трансформацию газетного дела в индустрии, приводит данные, что важнейшей тенденцией развития медиарынка в КНР является концентрация и формирование газетно-журнальных и мультимедийных предприятий, в основе которых – системообразующие газеты. Это часто происходило путем поглощения мощными партийными изданиями Компартии Китая убыточных непартийных газет. На сегодня в стране действует 41 концерн, среди которых самым крупным является Шенчженськая издательская группа [11, с. 181]. С 2004 г. объем газетного рынка превысил $ 3 млрд (0,2% ВВП страны) [16, с. 187].
В области электронных медиа создана Китайская группа радиовещания, кинематографии и телевидения, в которую включены самые крупные и самые дорогие государственные активы: Центральное ТВ (CCTV), Корпорация китайского радио и ТВ-сети, Центральная национальная радиостанция и Международное радио, Китайская группа кинематографии и т.д. [16, с. 182].
Заметным явлением современной китайской прессы стало ослабление монополии партийных изданий. И в наше время печатные издания остаются неотъемлемым и достаточно влиятельным сегментом всей системы китайских СМИ (около 1/3 от общего количества газет). В ходе становления рыночной экономики некоторые партийные издания, опираясь на средства партии и благодаря эффективному менеджменту, сумели основать неполитические газеты и журналы (получив таким образом возможность зарабатывать деньги на продаже рекламных площадей), создать пре
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гу Лун 10 предложений развития вечерней газеты в современном Китае/Лун Гу // Корреспондент. – 2004. – № 8. – С. 50.
2. Диньсинь Ли Пресса Китая в условиях экономической реформы / Ли Диньсинь. – СПб.: Инфо, 2000. – 168 с.
3. Загрядский А.Е. Экономические и правовые истоки невисимости СМИ/ А.Е. Загрядский // Российско-североамериканская конференция по пробле- мам журналистики. 10 мая 2002. – М., 2012. – С. 23-29.
4. История печати Китая. – Офіційний сайт групи компаній «ChinaRos». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.chinaros.net/ru/ library/28/46. – Дата обращения: 02.05.2018.
5. Коу Сяохуа Современная пресса индустриальных городов Китая (на примере газетного рынка г.. Чунцин) / Сяохуа Коу // Вестник Днепропетровского университета. Серия «Литературоведение. Журналистика». - 2005. - №4. - С. 61-63.
6. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ : учеб. пособ. – СПб. : Изд-во В.А. Михайлова, 2016. – 256 с.
7. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: учеб. / С.А. Михайлов. – СПб. : Изд-во В.А.Михайлова, 2005. – 320 с.
8. Официальный сайт государственного информационного центра КНР. − [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://russian.china.org.cn /china/txt/2007-11/16/content_9240490.html. – Дата обращения: 02.05.2018.
9. Официальный сайт государственного информационного центра «Синьхуа». − [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.news.cn/. – Дата обращения: 02.05.2018.
10. Полевой С.А. Периодическая печать в Китае / С.А. Полевой. – Владивосток : Восточный ин-т, 2003. – 214 с.
11. Сапунов В.И. Зарубежные информационные агентства / В.И. Сапунов. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
12. Сергеев Г.И. От «Дибао» до «Женьминь жибао». Путь в 1200 лет. История средств массовой информации Китая / Г.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 112 с.
13. Си Вэньцзюй Обозрение перспектив СМИ Китая / Вэньцзюй Си // Журналистика и коммуникация. – 2014. – № 7. – С. 42.
14. Средства массовой информации. Газеты. – Офіційний сайт газети «Женьмінь Жибао». − [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian. people.com.cn /2332551.html. – Дата обращения: 02.05.2018.
15. Сяндун Лю Информационные службы КНР для зарубежной аудитории / Лю Сяндун // Путь. – 2002. − №1. – С. 8-24.
16. Ткачева Н.В. СМИ Китая / Н.В. Ткачева, Е.Л. Вартанова, М.И. Гутова, В.Л. Иваницкий // Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособ. – М.: Аспект Пресс, 2013. – С. 176-203.
17. Чжан Хэфэн Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-е – 90-е гг. / Хэфэн Чжан. – СПб.: Питер, 2011. – 188 с.
18. Чень Цяюн Короткая история о газете КПК / Цяюн Чень // Корреспондент. – 2002. – № 10. – С. 38.
19. Чиу Джуэй-Хуэй Средства массовой информации Тайваня: история, современное состояние, перспективы развития / Джуэй-Хуэй Чиу. – СПб.: Интекс, 2013. – 211 с.
20. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учебн. пособ. / Е.Л. Вартанова, М.И. Гутова, В.Л. Иваницкий; под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Прес, 2006. – 110 с.