Фрагмент для ознакомления
2
Означенный выше инструментарий соответствует целям и задачам исследования.
Среди многомерных когнитивных моделей популярны модели перфекционизма Р. Фроста. Перфекционизм представляется как сложный конструкт, включающий высокие личные стандарты, а также ряд когнитивных и интерперсональных параметров, некоторые из которых являются адаптивными, а другие способствуют неадаптивности.
Структура перфекционизма по Р. Фросту и его коллегам включает следующие параметры:
1. Личные стандарты - склонность устанавливать чрезмерно высокие стандарты и придавать им чрезмерное значение, что приводит к колебаниям в самооценке и хроническому недовольству собственной деятельностью;
2. Беспокойство по поводу ошибок - негативная реакция на ошибки и склонность рассматривать ошибки как неудачи;
3. Сомнения в собственных действиях - постоянные сомнения в качестве своих действий;
4. Родительские ожидания - восприятие высоких ожиданий со стороны родителей;
5. Родительская критика - восприятие чрезмерной критики со стороны родителей;
6. "Организованность" - уверенность в важности порядка и организованности.
Характеристики выборки
Исследование включало учеников старших классов (10 и 11 классы). Общий размер исследовательской выборки составил 30 человек, включая 15 девушек и 15 юношей в возрасте 16-17 лет.
Поученные данные обрабатывались методами математической статистики в программе IBM SPSS v.27. Для обработки данных применялся t-критерий Вилкоксона.
2.2 Анализ результатов диагностики личностной зрелости старшеклассников до и после тренинга.
Результаты диагностики личностной зрелости старшеклассников до и после тренинга по параметру "Мотивация достижений" показали достижение повышения показателей. Это указывает на положительный эффект тренинга на мотивацию достижений у участников.
До тренинга:
- Средний уровень мотивации достижений у старшеклассников.
- Низкое проявление стремления к достижению поставленных целей и успешной реализации задач.
После тренинга:
- Значительное повышение уровня мотивации достижений у старшеклассников.
- Увеличение проявления стремления к достижению поставленных целей и успешной реализации задач.
Такие изменения в показателях мотивации достижений говорят о том, что тренинг оказал положительное влияние на участников и стимулировал их внутреннюю мотивацию к достижению успеха. Участники, вероятно, приобрели новые знания, навыки и стратегии, которые помогли им улучшить свою мотивацию и эффективность в достижении поставленных целей.
Эти результаты говорят о значимости тренинга в повышении мотивации достижений у старшеклассников и подчеркивают эффективность психологической помощи в развитии и укреплении внутренней мотивации учащихся.
Результаты диагностики личностной зрелости старшеклассников до и после тренинга по параметру "Отношение к своему 'Я'" показали достижение повышения показателей. Это указывает на положительное влияние тренинга на формирование более позитивного и здорового отношения участников к себе.
До тренинга:
- Наблюдалось среднее или низкое уровни самооценки и самопринятия у старшеклассников.
- Участники могли испытывать неуверенность в себе, негативное отношение к своим качествам и сомнения в своей ценности.
После тренинга:
- Значительное повышение уровня отношения к своему "Я" у старшеклассников.
- Участники стали проявлять большую самоуверенность, положительное отношение к своим качествам и ценности.
Эти изменения в показателях отношения к своему "Я" свидетельствуют о том, что тренинг оказал положительное воздействие на самооценку и самопринятие участников. Возможно, тренинг помог участникам развить навыки позитивного мышления, самоанализа и саморефлексии, которые способствуют формированию здорового и уверенного отношения к себе.
Эти результаты подчеркивают важность психологической помощи и тренингов в поддержке развития позитивного отношения к себе у старшеклассников, что может способствовать их психологическому благополучию и личностному росту.
Результаты диагностики личностной зрелости старшеклассников до и после тренинга по параметру "Чувство гражданского долга" показали достижение повышения показателей. Это указывает на положительное влияние тренинга на формирование более высокого чувства гражданского долга у участников.
До тренинга:
- Уровень чувства гражданского долга у старшеклассников был средним или ниже среднего.
- Участники могли проявлять недостаточную осознанность своей роли в обществе и отсутствие активности в гражданских делах.
После тренинга:
- Значительное повышение уровня чувства гражданского долга у старшеклассников.
- Участники стали более осознанными своей роли в обществе и проявляют большую активность в гражданских делах.
Эти изменения в показателях чувства гражданского долга свидетельствуют о том, что тренинг оказал положительное воздействие на осознание участниками своей ответственности перед обществом и стимулировал их активное участие в гражданских и социальных инициативах.
Эти результаты подчеркивают значимость психологической помощи и тренингов в формировании гражданской активности и сознательности у старшеклассников, что способствует их развитию как ответственных и осознанных граждан.
Результаты диагностики личностной зрелости старшеклассников до и после тренинга по параметру "Жизненная установка" показали достижение повышения показателей. Это указывает на положительное влияние тренинга на формирование более позитивной и направленной на развитие жизненной установки у участников.
До тренинга:
- Наблюдалась разнообразная уровень жизненной установки у старшеклассников, от негативной или неопределенной до частично позитивной.
- Участники могли испытывать сомнения относительно своих возможностей, целей и планов на будущее.
После тренинга:
- Значительное повышение уровня жизненной установки у старшеклассников.
- Участники стали более определенными в своих целях, уверенными в своих способностях и более позитивно настроенными на развитие и достижение успеха в жизни.
Эти изменения в показателях жизненной установки говорят о том, что тренинг оказал положительное воздействие на старшеклассников и помог им развить более ресурсное и направленное на рост мышление. Возможно, участники приобрели новые знания, умения и стратегии, которые помогли им определить свои ценности, установить конкретные цели и принять активное участие в своем развитии.
Эти результаты подчеркивают значимость психологической помощи и тренингов в поддержке развития позитивной жизненной установки у старшеклассников, что способствует их личностному росту, самореализации и достижению успеха в жизни.
Результаты диагностики личностной зрелости старшеклассников до и после тренинга по параметру "Способность к близости" показали достижение повышения показателей. Это указывает на положительное влияние тренинга на развитие способности к близости у участников.
До тренинга:
- Уровень способности к близости у старшеклассников был разнообразным, некоторые могли испытывать трудности в установлении и поддержании глубоких и доверительных отношений.
- Некоторые участники могли проявлять боязнь открыться эмоционально, опасаясь отвержения или уязвимости.
После тренинга:
- Значительное повышение уровня способности к близости у старшеклассников.
- Участники стали более открытыми в отношениях, проявляют большую эмоциональную отзывчивость и умение устанавливать глубокие и доверительные связи с другими.
Эти изменения в показателях способности к близости свидетельствуют о том, что тренинг оказал положительное воздействие на развитие коммуникативных и эмоциональных навыков участников. Вероятно, участники приобрели новые стратегии установления и поддержания близких отношений, а также осознали важность эмоциональной открытости и взаимодействия в социальной среде.
Эти результаты подчеркивают значимость психологической помощи и тренингов в развитии способности к близости у старшеклассников, что способствует улучшению их социальных навыков, качества межличностных отношений и психологического благополучия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басанова, Е. Е. Системное исследование перфекционизма в студенческом возрасте / Е. Е. Басанова, И. А. Колиниченко // Психология обучения. – 2020. – № 3. – С. 32-41. – EDN IOSIGY.
2. Берилова Елена Игоревна, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна Особенности взаимосвязи перфекционизма и личностной зрелости У СПОРТСМЕНОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №8 (186). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-perfektsionizma-i-lichnostnoy-zrelosti-u-sportsmenov (дата обращения: 12.05.2023).
3. Борисенкова, М. В. Методы социально-психологического обучения как средство развития социальной зрелости старшеклассников / М. В. Борисенкова // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития : Материалы V Международной научно-практической конференции, Брянск, 24 апреля 2020 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. – С. 180-183. – EDN LYMJZM.
4. Босенко Ю.М., Распопова А.С. // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научнопрактической конференции психологов физической культуры и спорта. – Москва, 2017. – С. 116–120.
5. Воликова, С.В. Современные исследования детского перфекционизма / С.В. Воликова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2012. – № 2. – С. 94–99.
6. Горская, Г.Б. Личностные факторы конструктивности проявлений перфекционизма у старшеклассников / Г.Б. Горская, Е.В. Мантачка // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 123–126.
7. Дорогая, К. А. Специфика личностных характеристик старшеклассников, имеющих идеалы / К. А. Дорогая, С. В. Ханин // Ежегодник научно-методологического семинара "Проблемы психолого-педагогической антропологии" : Сборник научных статей / Отв. ред. Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю.. Том Вып. 9. – Санкт-Петербург : ООО "НИЦ АРТ", 2019. – С. 60-67. – EDN USALFL.
8. Кучугурова, А.О. Особенности взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у спортсменов юношеского возраста / А.О. Кучугурова, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции. – Москва, 2018. – С. 349–350.
9. Малиева Е.С. Особенности взаимосвязи личностной зрелости с различными конструктами структуры личности // МНИЖ. 2022. №8 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-lichnostnoy-zrelosti-s-razlichnymi-konstruktami-struktury-lichnosti (дата обращения: 12.05.2023).
10. Пархоменко Елена Александровна, Дубовова Александра Анатольевна, Матвеева Инга Сергеевна Перфекционизм как фактор межличностного взаимодействия в подростковом возрасте с учетом образовательной среды // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №11 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-kak-faktor-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-v-podrostkovom-vozraste-s-uchetom-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 12.05.2023).
11. Павленко Татьяна Андреевна Перфекционизм и агрессивность в подростковом возрасте (у учащихся 9-10-х классов) // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-i-agressivnost-v-podrostkovom-vozraste-u-uchaschihsya-9-10-h-klassov (дата обращения: 12.05.2023).
12. Полякова, И. В. Психологические особенности взаимосвязи агрессивности и личностной зрелости подростков / И. В. Полякова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 27-33. – EDN GNCKDJ.
13. Распопова, А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте : дис. ... канд. психол. наук / Распопова Анна Сергеевна. – Краснодар, 2012. – 299 с.
14. Ситнянская, Э. А. Перфекционизм в контексте самоуважения личности / Э. А. Ситнянская // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2022 : сборник научных статей 11-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 10–11 ноября 2022 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 108-111. – EDN EAPHQR.
15. Тарасова Людмила Евгеньевна Перфекционизм в контексте субъективного благополучия личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №4 (194). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-v-kontekste-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 12.05.2023).
16. Твелова, И. А. Личность старшеклассника и проблема профессионального самоопределения / И. А. Твелова, А. А. Гамаюнова // Научная компетентность молодых ученых: идеи, перспективы, направления : Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Армавир, 10 апреля 2020 года / Науч. редактор Л.Г. Лисицкая, отв. редакторы Н.В. Фоменко, В.Ю. Богданов. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 170-173. – EDN CITQGD.
17. Тепсуркаева З.В., Мусханова И.В., Богачев А.Н. Психологические предикторы развития личностной успешности старшеклассников // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. №7 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prediktory-razvitiya-lichnostnoy-uspeshnosti-starsheklassnikov (дата обращения: 12.05.2023).
18. Углова Анна Борисовна, Богдановская Ирина Марковна, Королева Наталья Николаевна, Микляева Анастасия Владимировна Представления о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости // Вестник НГПУ. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-zhiznennoy-perspektive-u-uchaschihsya-starshih-klassov-s-razlichnym-urovnem-lichnostnoy-zrelosti (дата обращения: 12.05.2023).
19. Филясова Юлия Анатольевна Перфекционизм как тип социального поведения личности // Социология. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-kak-tip-sotsialnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 12.05.2023).
20. Фомина, Н.А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста / Н.А. Фомина, В.А. Голубева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. – 2012. – № 2. – С. 71–76.