Фрагмент для ознакомления
2
В процессе собственного функционирования государство вступает во взаимодействие с иными элементами политической системы, к примеру, политическими партиями, общественными объединениями, местными ор-ганами самоуправления и т.д.
Политическая партия – это организация, обладающая структурой (ре-гиональными отделениями, руководящими органами, рядовыми членами), отражающая интересы тех либо других общественных классов, социальных групп, слоев, объединяющая самых активных представителей, ставящая, обычно, собственной задачей завоевание политической власти для проведе-ния программы социально-политических, экономических реформ, дости-жение определенных идеалов и целей.
Политическая партия – это организованная группа единомышленни-ков, которая представляет интересы части общества и ставит собственной целью их реализацию при помощи завоевания власти государства либо участия в ее осуществлении.
Политическая партия – это общественное объединение, сформиро-ванное с целью участия российских граждан в политической жизни обще-ства путем создания и выражения их политической воли, участия в полити-ческих и общественных акциях, в референдумах и выборах, а также с це-лью представления интересов граждан в государственных органах власти и местных органах самоуправления.
Принято выделять партии, которые ставят перед собой цель завоева-ние власти демократическим путем, участием в парламентской деятельно-сти, а также партии, ставящие целью насильственное изменение обще-ственного строя, незаконный захват власти.
По объему участия в государственных делах можно выделить не только парламентские, то есть обладающие большинством в парламенте, но и правящие партии, уже получившие и осуществляющие власть. Партия осуществляет собственную власть по большей части при помощи собствен-ных членов, которых она расставляет на самые важные посты в государ-стве.
В крайних случаях взаимодействия государства и политической пар-тии формируется тип политической системы, который можно определить как партийное государство, т.е. функционирует одна партия, ее идеология считается государственной, происходит сращивание аппарата государства и партии. Руководитель партии фактически становится главой государства, наиболее важные решения принимаются в структурах партии и только оформляются институтами государства. В партийном государстве все иные общественные организации также подпадают под контроль партии, и поли-тическая система получает тоталитарный характер.
Антиподом политической системы типа партийного государства яв-ляются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократическим пу-тем.
В этих системах свои отношения с парламентскими партиями госу-дарство строит, как правило, по следующей схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса, проводимого при соблюдении политических и правовых норм и процедур .
Как правило, политические партии в своих программных документах в контексте национальной безопасности выделяют следующие положения:
- власть народа, предполагающая конституционную власть трудяще-го большинства;
- справедливость, подразумевающая гарантированное право на труд и его вознаграждение по окончательным результатам, на доступное всем бес-платное образование и медицинскую помощь, отдых, благоустроенное жи-лье, социальное обеспечение;
- равенство, которое основано на освобождении труда, на ликвида-цию эксплуатации человека человеком и всех разновидностей социального паразитизма, на преобладании общественных форм на производственные средства;
- патриотизм, дружба народов, равноправие наций, единство интер-национальных и патриотических начал;
- единство прав и обязанностей человека, ответственность граждани-на перед обществом и наоборот, общества перед гражданином;
- социализм в его обновленных и предусмотренных в будущем кон-ституции формах, которые отвечают современному уровню производи-тельных сил, безопасности экологии, характеру поставленных перед чело-вечеством задач.
Солидарность поколений, равные для всех права и свободы, патрио-тизм, поддержка массовых демократических движений, развитие воору-женных сил, социальная безопасность, укрепление аппарата государства, борьба с преступностью .
Согласно Концепции национальной безопасности РФ к структурным элементам национальной безопасности следует отнести все разновидности безопасности, существующие в единой системе. Между тем, каждой разно-видности безопасности может противопоставляться угроза, которая может причинить довольно значительный урон для общества.
По этой причине при выработке программной документации полити-ческие партии, которые стремятся укрепиться в многопартийной системе РФ, вынужден большое внимание уделять всем потенциальным вызовам, которые способны причинить ущерб национальным интересам государства. Это задача не для политических партий, своеобразных однодневок, форми-руемые под определенного политического лидера, после ухода которого с политической арены ликвидируются и политические партии. Это задача для перспективных политических партий, обладающих обширно развитой партийной системой и точно выраженным электоратом, включающим в се-бя представителей больших социальных групп. Они вступают во взаимо-действие между собой, увязывая проблему безопасности с совместными перспективными возможностями.
Строительство политики в области национальной безопасности в общем предполагает объективный и глубокий анализ норм, как в действу-ющих условиях жизни государства, так и в перспективе, принимая во вни-мание факторы, что на безопасность оказывают воздействие как внешние, так и внутренние источники, которые требуют оперативной реакции по ее обеспечению.
Полнота реализации политическими партиями собственных функций в обеспечении национальной безопасности напрямую зависит от уровня общественного развития, его социально-классовой системы, юридического статуса партии в системе власти.
Важнейшую роль в деятельности политических партий как участни-ков процесса обеспечения национальной безопасности играет их классифи-кация, которая возможна на основании большого количества критериев – программных целей и идеологии, методам деятельности, формам органи-зации. Особенное значение отводится классификации по социально-классовому критерию.
Речь ведется о том, каким категориям населения служит политиче-ская партия, кому ее политика выгодна, как ее руководство поступает во время решения разных политических проблем, которые затрагивают жиз-ненно важные общественные интересы, которые в конечном счете вылива-ются в программное содержание и построение политических партий.
Деятельность политических партий в процессе обеспечения нацио-нальной безопасности России является значимой задачей по реализации и внедрению выверенного, с правовой точки зрения, законодательства, кото-рое отвечало бы реалиям современного времени и несло собой противодей-ствие внутренним и внешним угрозам безопасности личности, общества и государства.
Особенно учитывая малочисленность политических партий России они должны объективно отражать национальные интересы общества, соци-альных слоев, групп, для тенденции развития эффективного курса полити-ческой деятельности .
За последние годы была проделана определенная законодательная работа по созданию правовых основ способствующих реализации совре-менной экономики, обеспечения национальной безопасности, построения политической системы общества и государства. Ведущая роль партий в этом процессе не подвергается сомнению. Партии всё активнее стали заяв-лять о себе, особенно в законодательной деятельности на федеральном, ре-гиональном и местном уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой ин-формации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) Об общественных объединениях // Российская газета, N 100, 25.05.1995
3. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 05.12.2022) О политических партиях // Российская газета, N 133, 14.07.2001
4. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2022) О свободе совести и о религиозных объединениях // Российская газета, N 190, 01.10.1997
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 О Стратегии националь-ной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351
Научная и учебная литература:
6. Беляева А. А. О взаимодействии общественных организаций с ор-ганами государственной власти // Журнал «Кронос». – 2021. – С.40-43
7. Борисова Е. К. Административно-правовой статус общественных объединений // Журнал «Вестник науки и образования». – 2019. – С. 57-59
8. Бырдин Б.Н. Статус политических партий в процессе обеспечения национальной и политической безопасности страны // Вестник Московско-го института государственного управления и права. - 2018. - № 2 (22). - С. 50-53.
9. Выдрина А.А. Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России // Журнал «Аллея науки». - 2022. - Т. 1. - № 10 (73). - С. 630-635.
10. Егорова А.А., Чернова Э.Р. Понятие политической партии, ее признаки и виды // Право и государство: история и современность, пер-спективы развития. Сборник научных статей. - 2020. - С. 18-21.
11. Иошпе А.В. Роль политических партий в развитии демократиче-ского общества // Журнал «Синергия Наук». - 2020. - № 48. - С. 508-514.
12. Каряпкина Ю. Д. Роль общественных организаций в процессе формирования политических элит // Журнал «Вестник Поволжского инсти-тута управления». – 2019. – С. 118-121
13. Ким А.В. Государственная регистрация как форма контроля Ми-нюста РФ за деятельностью общественных объединений // Журнал «Про-блемы права». - 2019. - № 1 (70). - С. 25-27.
14. Ковалёва Н.Ю., Письменов Ю.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе общественных объединений // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей. - 2019. - С. 74-79.
15. Конституционное право России: учебник для вузов / В. Г. Стреко-зов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 256 с.
16. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нуд-ненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с.
17. Кузнецов А.В. Порядок создания и государственной регистрации общественных организаций // Журнал «Аллея науки». - 2022. - Т. 1. - № 1 (64). - С. 451-454.
18. Кыдыралиев Б.М. Сущность и понятие политической партии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – С.227-229
19. Мархгейм М. В., Андреев С. Д. Политический плюрализм в ряду основ конституционного строя в России // Журнал «Наука и образование». – 2019. - № 12. – С.59-62
20. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для ву-зов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с.
21. Подъяпольский С.Г. Политические партии и российская много-партийность // Журнал «E-Scio». - 2019. - № 8 (35). - С. 327-337.
22. Пушкарева Г. В. Политология: учебник и практикум для акаде-мического бакалавриата / Г. В. Пушкарева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 295с.
23. Пыпина Г.С. Правовое регулирование и реализации стратегии национальной безопасности в современной России // Право как искусство добра и справедливости. Сборник научных статей. - 2020. - С. 328-334.
24. Рабазанов С. А. Общественные организации – коллективные субъекты конституционных отношений // Известия Саратовского универ-ситета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2021. – С. 348-350
25. Савенков Р. В. Современные исследования политической оппози-ции в России // Вестник Санкт-Петербургского государственного универ-ситета. – 2019. - № 2. – С. 275-277
26. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической без-опасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.
Материалы правоприменительной практики:
27. Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2019 N 16-Г19-41 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
28. Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2020 N ГКПИ19-2084 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс