Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Семья имеет большое значение в жизни каждого человека. Семья - это та среда, которая позволяет людям рождаться, расти и развиваться, чтобы стать эффективным членом общества. Семья оказывает влияние на человека на протяжении всей его жизни, независимо от того, включен ли человек в ее реальную структуру или имеет возможность испытать контакт со своими родителями только на внутреннем уровне. Речь, конечно, идет о родительской семье. Даже покидая ее и создавая свою, мы всю жизнь используем ее усвоенные этические и моральные нормы, ее структуру, ее стратегические планы, а столкновение с логикой организации другой семьи только укрепляет нас в правильности ее принципов.
Семья влияет на развитие у ребенка ценностных ориентиров, установок, поведения и межличностных взаимодействий, и в первую очередь положительного отношения к себе, которое будет иметь решающее значение в его дальнейшей жизни.
Хотя существует достаточное количество исследований, посвященных семье с одним родителем, подавляющее большинство из них посвящено детям дошкольного и начального возраста. Интересно узнать, как воспитание в семье с одним родителем влияет на развитие детей в более позднем возрасте.
В качестве теоретико-методологического основания в работе использовались труды Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, М. Боуэна, Ч. Тойча и др.
Целью исследования является исследовать представление о семье и браке молодежи из полных и неполных семей.
Исходя из поставленных целей и гипотез, задачи исследования были сформулированы следующим образом:
-рассмотреть роль семьи в становлении личности ребенка;
-изучить семью как институт формирования полоролевой идентичности ребенка;
-определить особенности воспитания в полной и неполной семье;
-разобрать влияние воспитания в полной и неполной семье на образ будущей семьи ребенка;
-провести исследование представления о семье и браке молодежи из полных и неполных семей.
Объект исследования: представления о семье и браке у современных старшеклассников.
Предмет исследования: представления о семье и браке у старшеклассников из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: предположительно существуют значимые различия в ролевых ожиданиях и притязаниях в браке, представлениях о семейном окружений, супружеских и родительских установках у старшеклассников, воспитанных в полных и неполных семьях. Так, например, стремление вкладываться в развитие семьи, подготовленность к будущей семейной жизни, положительное отношение к жизни внутри своей семьи и значимость сексуальной сферы в будущем браке.
Методики, использованные в эмпирической части исследования: анкетирование, обработка данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Роль семьи в становлении личности ребенка
Семья и ребенок - это отражения друг друга. С этим никто не может спорить. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, появляется уверенность в себе, в своих силах и способностях, умение бороться с трудностями. Только в теплой и дружеской атмосфере семьи рождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать, кто их родители, в какой семье они растут и воспитываются.
Психотерапевт Д. Фриман считает, что основными функциями семьи являются: обеспечение выживания, защита семьи от вредных внешних факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических условий для индивидуального развития членов семьи семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, социальный контроль над поведением друг друга [8].
В каждой семье объективно развивается определенная система воспитания, далеко не всегда осознанная. Здесь мы имеем в виду как понимание целей и методов воспитания, так и рассмотрение того, что можно и чего нельзя допускать по отношению к ребенку. В семье может быть 4 тактики воспитания и 4 отвечающих им типа семейных отношений, которые являются предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство " и сотрудничество [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баских Е. И. Соотношение и различие понятий «семья» и «брак» // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2020. - № 8. - С. 5-6.
2. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии. – Минск: Право и экономика, 2020. – 444 с.
3.Валиуллина, А. Ф. Отношение к браку глазами современной молодежи // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (58). — С. 760-762.
4.Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи// Экология и жизнь. - 2021 - № 7 - С.4-11.
5.Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. – Л.: Наука, 2021. – 236 с.
6. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодёжь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. - 2019. - № 11. - С. 56-67.
7.Карташова Т. Е. Особенности семейно-брачных установок современной молодежи // Концепт. - 2021. - № 13. - С. 54-69.
8 Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья: Социологическое исследование. – СПб: Наука, 2019 – 292 с.
9.Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян // Воспитание школьников. – 2020 . - № 10 – С. 11
10. Пахомова Е. И. Браки и разводы: что изменилось в представлениях россиян? // Мониторинг общественного мнения. - 2020. - № 1 (85). - С. 46-54.
11.Сидорова Н.П. Брак, семья и дети в сознании молодежи: социологический анализ // Власть и управление на Востоке России. – 2021 – № 3 – С.105-109.
12. Сысенко, В.А. Молодежь вступает в брак. – М.: Мысль, 2019 – 254 с.
13.Харчев, А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.: Знание, 2020 – 275 с.
14.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Антология - М.: Наука, 2020 - 720 с.
15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2020 - 672 с.