Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что изучение лексико-семантического поля, которое представлено в публицистических текстах, является одной из центральных проблем современной лингвистики, т.к. именно за счет применения тех или иных лексических групп и семантических пространств автор создает уникальный для своей авторской манеры языковой мир, формирует особое читательское восприятие, характеризует образы и ситуации.
Выбор автором определенных семантических категорий формирует художественную стилистику публицистического текста, наполняет его интересным и ярким художественным миром.
Степень изученности проблемы. Вопрос о выделение лексико-семантических полей в текстах различной направленности достаточно широко рассматривается в научной литературе, создаются различные теории и подходы к изучению данного процесса.
Цель исследования – провести анализ лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни» в электронных версиях современных качественных газет.
Объект исследования – лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни».
Предмет исследования – представленность лексико-семантического поля «Здоровый образ жизни» в электронных версиях современных качественных газет.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть системные отношения в лексике.
2. Охарактеризовать понятие «Лексико-семантическое поле».
3. Определить подходы к выделению и изучению лексико-семантического поля.
4. Проанализировать лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни» в исследованиях современных лингвистов.
5. Исследовать лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни» в современных лексикографических источниках.
6. Изучить лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни» в современной прессе.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, посвященной проблеме изучения лексико-семантических полей и их структуры. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа лексико-семантического поля «Здоровый образ жизни» в современной англоязычной прессе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе, «Лексико-семантическое поле в современной лингвистике», раскрываются такие вопросы как системные отношения в лексике, понятие «Лексико-семантическое поле», а также подходы к выделению и изучению лексико-семантического поля.
Во второй главе, «Практический анализ лексико-семантического поля «Здоровый образ жизни» в электронных версиях современных качественных газет», проводится анализ лексико-семантического поля «Здоровый образ жизни» в исследованиях современных лингвистов, исследуется лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни» в современных лексикографических источниках, а также изучается лексико-семантическое поле «Здоровый образ жизни» в современной прессе.
Глава 1. Лексико-семантическое поле в современной лингвистике
1.1. Системные отношения в лексике
В данном разделе рассматривается лексика как особым образом организованная система взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц, приводятся признаки, по которым прослеживается системность лексики, а также типы отношений, возникающих между элементами системы языка.
Прежде всего, начиная анализ лексической системы и отношений между ее единицами, необходимо разобраться со значением самого понятия «системы», которое, как и многие сложные понятия, имеет множество значений. Основываясь на изученной информации, можно выявить, что слово «система» употребляется в двух значениях:
1. Совокупность элементов, связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое.
2. Совокупность форм, образующих данную грамматическую категорию. [Словарь лингвистических терминов 2003: 447].
В общем смысле под системой понимается «совокупность элементов, связанных внутренними отношениями» [Степанов 1975: 42].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что лексика любого языка представляет собой не простое множество слов, а целостное единство взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от общей языковой системы. Напротив, слова находятся в тесной связи друг с другом и объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков: семантико-грамматических (части речи), словообразовательных (словообразовательные гнезда), семантических (синонимы, антонимы, омонимы, семантические поля, лексико-семантические группы и т.д.).
Системность языка является общепринятым положением и важным компонентом современного языкознания. Концепция системности в лексико-семантической сфере языка выдвигалась и разрабатывалась в работах многочисленных ученых (Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелёва, Ю.Н. Караулова, З.Д. Поповой, Л.А. Новикова, Э.В. Кузнецовой, А.И. Смирницкого, В.Г. Гака, А.А. Уфимцевой, И.В. Арнольд, А.М. Кузнецова и др.). Однако впервые идею системности выразил русский семасиолог М.М. Покровский, отмечая, что «слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашей душе), независимо от нашего сознания в различные группы, причем основанием для их группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению» [Покровский 1959: 82].
Системность лексики выражается не только в наличии вышеназванных групп, но и в самом характере употребления лексических единиц, где наблюдаются некоторые закономерности. Например, антонимы могут употребляться в одних и тех же контекстах, то же – у синонимов, а разные значения одного слова (лексико-семантические варианты) употребляются, как правило, в несовпадающих контекстах.
Большинство лексикологов, относящих лексику к одному из уровней общеязыковой системы языка, характеризуют её как подсистему, обладающую своей спецификой, которая определяется природой и составом входящих в нее единиц. Изучая более подробно лексическую систему языка, можно выделить основные ее свойства:
1) огромное количество единиц (лексем), несопоставимое с количеством единиц других уровней. Действительно, в лексике любого языка существует многообразие лексических значений, так как именно слово является самым простым знаковым средством обозначения фрагментов действительности (предметов, явлений, свойств, действий, состояний и т.д.). Многообъектность лексики позволяет языку, обладающему коммуникативной и когнитивной функцией, служить инструментом выражения знания и представлений общества о мире.
2) открытый характер. По мере развития социума и его культуры растет и эволюционирует и лексическая система языка.
3) постоянная изменяемость. Лексика – наиболее подвижный уровень языка, она чутко реагирует на все изменения, происходящие в жизни и деятельности людей: на смену устаревшим и ушедшим из языка словам, приходят другие, совершенно новые или заимствованные слова.
4) внутренняя системность, о которой уже упоминалось ранее.
Ю. С. Степанов отмечает, что наличие внутренней системности в лексике находит отражение в практике использования языка. Так, при помощи внутренней системности словарного состава языка, который насчитывает тысячи слов, говорящий может быстро и без особых усилий отыскивать в своей памяти нужные ему слова. Объяснением этому является именно системность лексики, которая упрощает поиск. Говорящий ищет необходимое слово не во всем словарном составе языка, а в рамках небольшой его части – синонимического ряда, семантического поля, лексико-семантической группы, при этом ориентиром выступает ситуация и логика мышления.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современном языкознании лексику принято характеризовать как сложную подсистему общеязыковой системы, включающую в себя множество более мелких систем, объединений слов, связанных по значению. Данный тезис подтверждается фактом наличия в языке различных объединений (групп) слов, противопоставленных по какому-либо признаку (значению, форме, степени сходства форм и значений), а также по характеру отношений между составляющими определенную группу словами. Далее хотелось бы перейти непосредственно к типам внутрисистемных лексических отношений и характеру взаимодействия лексических единиц друг с другом.
В лексической системе любого языка слова связаны между собой двумя основными видами отношений — синтагматическими и парадигматическими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, В.С. Лингвистическая семантика. История отечественного и иностранного подхода / В.С. Андреева, А.О. Смирнова. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: учебное пособие. 2-е изд., перераб. – М.: Флинта; Наука, 2012. – 374 с.
3. Бацуева, В.С. Категоризация здорового образа жизни в современном английском языке. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / В.С. Бацуева. – Иркутск: Евразийский лингвистический институт, 2016. – 187 с.
4. Башарина, А.К. Понятие «семантическое поле» / А.К. Башарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. – 2007. – Т. 4. – №1. – URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/ponyatie-semanticheskoe-pole/ (дата обращения: 21.05.2023).
5. Васильева, Н.В., Виноградов, В.А., Шахнарович, А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. – М.: Русский язык, 2003. – 213 с.
6. Вежбицкая, А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах / А. Вежбицкая // Thesis, 1993. –№ 3. – С. 185.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – СПб. – М.: Типография М.О. Вольфа, 1880–1882.
8. Диброва, Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. – Ростов н/Д., 1997. – 368 с.
9. Здоровый образ жизни: терминологический словарь / Сост.: В.М. Куликов, А.А. Тимофеев. – Минск: БГУ, 2019. – 94 с.
10. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика: Учебное пособие / И.М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
11. Королькова, А.С. Лексические средства концептуализации здорового образа жизни в современных молодежных СМИ / А.С. Королькова // Мир русского слова. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-kontseptualizatsii-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennyh-molodyozhnyh-smi (дата обращения: 25.05.2023).
12. Куренкова, Т.Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике / Т.Н. Куренкова // Сибирский журнал науки и технологий, 2006. – № 4 (11). – С. 173-178.
13. Лайонз, Дж. Лингвистическая семантика: Введение / Дж. Лайонз / Пер. с англ. В.В. Морозова и И.Б. Шатуновского; Под общ. ред. И. Б. Шатуновского. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 400 с.
14. Машлыкина, Н.Д., Сидорова, И.Г. Лингвопрагматические средства репрезентации ЗОЖ в англоязычных и русскоязычных гипертекстах (на материале текстов интернет-сайтов фитнес-центров) / Н.Д. Машлыкина, И.Г. Сидорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. Вып. 11. – URL: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.75 (дата обращения: 25.05.2023).
15. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.
16. Петкау, А.Ю. Концепт «здоровье»: модификация когнитивных признаков (по данным газетных и рекламных текстов советского и постсоветского периодов). Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н / А.Ю. Петкау. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. – 168 с.
17. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – 382 с.
18. Пономарева, Л.В. Лингвистическая семантика. Анализ русской поэзии ХХ века / Л.В. Пономарева, О.В. Васильева. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
19. Семенов, О.В. Борисов А.В. Лингвистическая семантика. Актуальные проблемы современной лингвистики / О.В. Семенов, А.В. Борисов. – Воронеж: ИД Ульянка, 2019. – 531 с.
20. Смирнова, А.О. Практикум по лингвистической семантике / А.О. Смирнова, Г.В. Федорова, Т.В. Алексеева. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
21. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975. – 271 с.
22. Тихонова, Е.Е. Теория и практика лингвистической семантики. Справочник лингвиста / Е.Е. Тихонова. – Саратов: Полис, 2020. – 1289 с.
23. Утина И.В. Теория и практика лингвистической семантики. Плюсы и минусы / И.В. Утина, Г.П. Проводина. – Белгород: Континент, 2018. – 623 с.
24. Фадеева, А.Ю. Лингвистическая семантика. Вчера. Сегодня. Завтра / А.Ю. Фадеева. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
25. Фомина, О.Н. Лингвистическая семантика в России и зарубежных странах / О.Н. Фомина, А.В. Георгиева. – Краснодар: Вектор, 2020 – 528 с.
26. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary // Cambridge university. Offical site. – 2023. – URL: https://www.cambridge.org/ht/cambridgeenglish/catalog/dictionaries/cambridge-advanced-learners-dictionary-4th-edition (дата обращения: 01.06.2023).
27. Oxford Learner`s Dictionaries. – 2023. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 30.05.2023).
28. The New York Time. – 2023. – URL: https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 22.05.2023).
29. The Times. – 2023. – URL: https://www.thetimes.co.uk/ (дата обращения: 22.05.2023.