Фрагмент для ознакомления
2
С момента принятия Конституции 1993 года Россия провозгласила и юридически оформила, что международное право является частью ее правовой системы, включая примат основных норм международного права. Ученые-юристы единодушно подчеркивали совершенно новую структуру российской правовой системы, определяющую взаимодействие международного и внутригосударственного права. Однако позиция была справедливо выражена не только с точки зрения перспектив, но и с точки зрения соблюдения обязательств Российской Федерации.
Например, С.В. Черниченко утверждал, что "государство обязано обеспечить соответствие своих законов международному праву, которое распространяется на правовую систему государства".
Б.Л. Зимненко и В.В. Чвиров также рассматривают вопрос о месте и роли международного права в национальном праве; Чвиров В.В говорит, что оба выражают почти аналогичную озабоченность по поводу вторжения международного права в национальные правовые системы. Например, Б.Л. Зимненко отмечает, что взаимодействие этих правовых систем должно быть выгодно обеим сторонам. Другими словами, речь идет о том, что не должны возникать ситуации, подрывающие порядок международного и национального права;
В.В. Чвиров добавил, что "при введении норм международного права необходимо учитывать особенности государственного устройства России и гармонизировать их с внутренним законодательством государства".
Интересную и уникальную позицию о включении международно-правовых норм в российскую правовую систему высказал Е.Г. Ляхов, который отметил: "Эти положения (ч.4 ст.15 Конституции РФ) показывают высокий уровень ответственности Российской Федерации перед мировым сообществом".
Далее Е.Г. Ляхов обращается к истории России и заявляет, что дипломатическая деятельность России, Российской Федерации, Советского Союза и Российской Федерации всегда была направлена на решение важных для его страны и всего человечества проблем войны и мира, международной безопасности, и мы вынуждены с ним согласиться.
С одной стороны, Конституция РФ, являющаяся основным источником внутреннего права, закрепляет положение международно-правовых принципов и норм, которые являются составной частью российской правовой системы (ч.4 ст. 15 Конституции РФ).
С другой стороны, мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорина ссылается на п.4 ст.15 Конституции, в котором никоим образом не прослеживается и не утверждается монистическая модель соотношения международного и внутригосударственного права, то есть существование единой правовой системы. По его мнению, текст Конституции четко устанавливает взаимное сосуществование этих правовых систем и их равный статус как составных частей российской правовой системы.
Действительно, как на практике, так и в теории международное право является частью правовой системы Российской Федерации, что подтверждается, в частности, новой судебной практикой, когда российские суды при разрешении дел ссылались на нормы международных договоров, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также на прецедентную практику Европейского суда по правам человека .
В то же время следует отметить, что в последнее время возникла дискуссия в связи с принятием Конституционным Судом РФ
Постановления № 21-П от 14 июля 2015 года, в котором выражена позиция, что столь категоричная позиция о непререкаемом авторитете и верховенстве Конституции РФ в некотором смысле не согласуется с обязательством России выполнять международные договоры. Следует отметить, что такая позиция не согласуется с обязательством России выполнять международные договоры. Она также не согласуется с самой Конституцией (п.4 ст.15 Конституции РФ).
С одной стороны, после принятия данного Постановления Конституционного суда РФ абсолютное большинство ученых-конституционалистов признали верховенство Конституции РФ над международно-правовыми нормами в российской правовой системе. С другой стороны, исследователи говорят о новой проблеме соотношения международного права и российских норм.
Конституционный суд РФ теперь имеет право признавать неисполнимыми решения международных судов, если они противоречат Конституции РФ. Это означает, что Конституция имеет неограниченный и полный приоритет в российской правовой системе.
В соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 года № 43-ФЗ в связи с прекращением членства РФ в Совете Европы с 16.03.2022 Конвенция о защите прав человека и основных свобод и ряд Протоколов к ней считаются прекратившими действие в отношении РФ.
16 сентября 2022 г. закончилось участие России в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поэтому Российская Федерация не может быть привлечена к ответственности в ЕСПЧ за действия или бездействие, которые могут представлять собой нарушение Конвенции (Резолюция ЕСПЧ "О последствиях прекращения членства РФ в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской конвенции о правах человека" (принята 21.03.2022 - 22.03.2022г.).
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является судебным органом Совета Европы, учрежденным в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04 ноября 1950 года) ("Конвенция") (статья 19 Конвенции). Как высший судебный орган, Суд следит за выполнением Конвенции государствами-участниками, рассматривая жалобы на несоблюдение ими своих обязательств по Конвенции.
ЕСПЧ действует на постоянной основе (ст.19 Конвенции) и имеет в своем составе такое же количество судей, как и количество вышестоящих государств-участников (ст.20 Конвенции).
Таким образом, Россия перестала быть участником Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 16 сентября 2022 года.
Окончательная дата прекращения действия Конвенции в отношении россиян - 16 сентября 2022 года - была определена Комитетом министров Совета Европы (КМСЕ) в марте 2022 года при обсуждении последствий присоединения России.
Присоединение России к Конвенции, которая была ратифицирована Россией в 1998 году, позволило россиянам подавать жалобы в ЕСПЧ. Отныне Суд перестал рассматривать поданные Россией жалобы на действия, совершенные после 16 сентября 2022 года.
Российские власти приняли закон об отказе исполнять постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, когда Россия перестанет быть членом Совета Европы.
К концу 2021 года ЕСПЧ вынес в общей сложности 3 116 постановлений против России. Таким образом, всего за два десятилетия страна стала лидером по числу нарушений прав человека, зафиксированных Судом: каждое восьмое постановление в истории ЕСПЧ было вынесено против России (около 13%); больше постановлений ЕСПЧ вынесла только Турция - 3820. Турция ратифицировала Конвенцию на 48 лет раньше России .
15 сентября 2022 года ЕСПЧ вынес 50 постановлений против России. Некоторые из них касаются нарушений прав фигурантов расследований. Например, в деле "Советов и другие против России" (13 заявителей) ЕСПЧ вновь отметил недопустимость содержания обвиняемого в "клетке" внутри зала суда; еще шести заявителям ЕСПЧ присудил по 1 000 евро за то, что их при недопустимых обстоятельствах перевели в камеру милиции (ныне-полиции). ЕСПЧ также присудил 7 500 евро Вячеславу Литвинову из Мурманской области по делу о незаконном прослушивании телефонных разговоров сотрудниками полиции. Другие решения касались случаев необоснованного
административного задержания, чрезмерно длительных сроков содержания под стражей и круглосуточного видеонаблюдения за заключенными .
Таким образом, вопрос соотношения и взаимодействия внутригосударственного и международного права остается актуальным как с точки зрения российской юриспруденции, так и практики. Ретроспективное изучение международных договоров, оказавших влияние на регулирование международных отношений, не получило достаточного внимания в современной науке.
Этот пробел необходимо восполнить, чтобы иметь возможность лучше анализировать соответствующие правовые процессы не только международного масштаба, но и национального значения.
Представляется необходимым комплексный историко-правовой анализ отечественного права в контексте межгосударственных отношений и соответствующего развития системы международного права. В качестве исторической юриспруденции, по мнению автора, необоснованно, даже в теории государства и права, не уделяется достаточно внимания изучению международного права и вопросу взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права, для рассмотрения исследований, соответствующих как формулированию закономерностей функционирования и развития национальной правовой системы, так и формированию соответствующего понятийного аппарата.
Практические вопросы взаимодействия международного и национального права остаются актуальными и на современном этапе, а практика реализации международного и национального права, их взаимного соотношения и взаимодействия должна строиться с учетом необходимости учета теоретических разработок и правовых основ, с одной стороны, и обеспечения национальных интересов - с другой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы" // Собрание законодательства РФ. – 2023. - № 10. - Ст. 1566
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, № 2, ст. 163/ (Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ. Россия перестает являться Высокой Договаривающейся Стороной данной Конвенции 16 сентября 2022 года (Резолюция ЕСПЧ от 22.03.2022).
4. Европейский суд по правам человека // Echr.coe.int: Analysis of statistics2021.P.51.//URL:https://echr.coe.int/Documents/Stats_analysis_2021_ENG.pdf
5. Анцилотти. Д. Курс международного права. М., 1961.Т.1.Гл.2.
6. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
7. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
8. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
9. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
10. Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права // Lex russica. 2018. № 8. С. 81 - 87.
11. Лебедев М.Ю. Принципы права как основа межотраслевого взаимодействия // Вестник гражданского процесса. 2021. № 3. С. 50 - 69.
12. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
13. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
14. Нешатаева Т.Н. Об общих принципах права и судебном толковании // Журнал российского права. 2023. № 3. С. 113 - 125.
15. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
16. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
17. Поляков С.Б. Легальные и реальные принципы права // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 17 - 28.
18. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
19. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.
20. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. — М ., 1984. –С.65.
21. Газета «Коммерсантъ» №171 от 16.09.2022, стр. 3
22. Echr.coe.int: Analysis of statistics 2021.P.51. // URL: https://echr.coe.int/Documents/Stats_analysis_2021_ENG.pdf
23. Triepel H. Volkerrecht und Landesrecht. Leipzig, 1899. S.111