Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынок потребительских товаров является важнейшим сектором рыночной экономики. Его состояние является важным показателем уровня социального развития общества, потому что именно в этой сфере переплетаются экономические и социальные составляющие мировой и национальной экономики.
Современные исследователи рассматривают рынок потребительских товаров как составляющую всего воспроизводственного процесса, часть социально-экономической системы. Рынок конкретного потребительского товара позиционируется как многогранная подсистема в целостной системе потребительского рынка, выражающая социально-экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров во взаимодействии с их производством, распределением, обменом и потреблением на основе изучения системы спроса и предложения.
Целью данной работы является рассмотрение темы развития рынка потребительских товаров в современной России.
Задачи:
- дать характеристику рынка потребительских товаров;
- описать вопрос государственного регулирования рынка потребительских товаров;
- рассмотреть тенденции развития мирового рынка потребительских товаров;
- изучить российский рынок потребительских товаров: тенденции, проблемы;
- изучить влияние санкций 2022 г. на потребительский рынок России;
- описать современную модель цифровой трансформации (на примере розничной торговли);
- рассмотреть направления и инновации цифровой трансформации розничной торговли;
- изучить инновации в розничной торговле России.
Объект исследования – рынок потребительских товаров. Предмет исследования – специфика развития рынка потребительских товаров в России.
Глава 1 Сущность рынка потребительских товаров
1.1 Характеристика рынка потребительских товаров
В теории отраслевых рынков потребительский рынок выделяют как совокупность рынков отдельных товаров потребительского назначения.
В зависимости от целей экономического анализа отраслевые рынки классифицируются по разным признакам: виду выпускаемой продукции, типу покупателя, однородности продукции, высоте барьеров входа на рынок, территориальному признаку, степени регулированности и т.д.
В структуру рынка потребительских товаров входят две основные сферы: рынок продовольственной продукции (главным образом продукты питания, пищевое сырье и т.п.) и рынок непродовольственной продукции (включая одежду, культурно-бытовую продукцию, хозяйственные товары и т.п.).
Словарь по экономической теории В.П. Теплова поясняет, что к потребительским товарам относятся товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для удовлетворения своих потребностей, таких как: продукты питания, одежда, предметы роскоши и т.д.
Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов, обеспечивающий их взаимодействие. Можно переосмыслить это понятие и прийти к выводу, что рынок - это система отношений между покупателем и продавцом.
Рынок потребительских товаров - это экономические отношения, возникающие между продавцом и покупателем по поводу реализации товаров индивидуального потребления.
Потребительскими товарами пользуются все и соответственно зависят от качества данного вида товара, его свойств. В данном виде экономических отношений существует два субъекта, озвученные выше как продавец и покупатель. Согласно Гражданскому законодательству РФ эти субъекты являются равными и не имеют преимуществ друг перед другом. Третей стороной выступает, как правило, государство, но перед тем как перейти к методам государственного регулирования.
Главный вектор в саморегуляции рынка вообще, а рынка потребительских товаров является конкуренция.
Отцом идеи саморегуляции экономических отношений был английский экономист А. Смит (1723–1790). В учении Смита впервые поставлены на второй план, после интересов производителей, интересы потребителей и исследованы были условия, способствующие материальному богатству народов. Он показал, что народ может удовлетворять свои потребности произведениями своего труда и потому может увеличить запас средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей, т.е. своих экономических благ, частично ограничением своих потребностей, частично же усилением и усовершенствованием своего труда. По его убеждению, средством для достижения первой цели, служит уменьшение в стране массы производительного народонаселения; для второй цели приложение к производству разделения занятий. Последнее хотя встречает в величинах рынка естественные для себя границы, но, тем не менее, всегда подлежит большему развитию.
Разделение занятий предполагает капитал, т.е. накопленный запас произведений труда и удобное орудие мены (т.е. деньги), и придаёт каждому произведению, кроме потребительской ценности, ценность меновую, которая исключительно рассматривается в общественной экономии. Труд использованный, на изготовление какого-нибудь товара, есть та первоначальная цена, за которую каждый уступает свой товар; с разделением же занятий, каждый может удовлетворить только весьма незначительную часть своих потребностей, своим собственным трудом; большую часть вещей
для своих нужд он должен приобрести за счет труда других людей. Потому меновая ценность произведений состоит из того количества труда, которое производитель может на них вменять. При каждой мене обменивается лишь известное количество труда, и труд есть настоящее мера меновой ценности и единственная первоначальная цена всякого предмета.
При дальнейшем развитии цивилизации, после выдворения поземельной собственности и накопления капиталов, ценность всякого произведения состоит не только из заработной платы, но и из процента на капитал и поземельной ренты. Работник должен уступать часть произведённой им ценности собственнику земли, давшему ему материал, и часть – капиталисту, давшему ему средства для работы.
Величина заработной платы соизмеряется с частью цены необходимых для жизни продуктов, и с частью с отношением числа рук, предлагающих свой труд числу рук, требующих труда; или другими словами: заработная плата зависит от отношения количества людей, ищущих труда, к количеству капиталов, ищущих работников. Отношение это определяет так же величину прибыли капитала и заработной платы, которые находятся друг к другу в обратной пропорции. Чем меньше капиталов и чем больше рабочих рук, ищущих себе занятия, тем меньше заработная плата и выше доход с капитала.
Напротив, чем больше запас капиталов, по отношению к наличному числу рабочих рук, тем выше заработная плата и ниже доход с капитала.
Потому успех общественного благосостояния, возвышая заработки работников, уменьшает доход капиталистов. Наконец поземельная рента, т.е. плата собственнику за пользование его земли, есть излишек дохода от земли против издержек на её обработку и также против процента на капитал, затраченного на земледелие. Рента зависит частично от количества, частично от цены произведений земли.
Таким способом Адам Смит раскрывает экономические законы, обусловливающие величину и взаимное отношение трех составных частей цены всех произведений народа; на основании этих законов, при посредстве торговли, общий годовой народный доход распределяется между тремя классами производителей: работниками, землевладельцами и капиталистами, соразмерно участию каждого в народном производстве .
Высокая сдельная плата, высокая поземельная рента и низкий процент на капитал составляют наиболее выгодные экономические условия для всей совокупности общества. Успехи, как производства богатства, так и его распределения, требуют свободы мены; последняя есть ничто иное, как естественная необходимость публичного обращения ценностей и доставляет каждой отдельной производительной силе возможность действовать и иметь влияние на самом выгодном для себя месте. Правительство обязано только обеспечить обществу охрану закона и иметь учреждения, превышающие частные средства отдельных лиц.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 13.05.2023)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.05.2023)
3) Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 13.05.2023)
4) Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ (дата обращения 13.05.2023)
5) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 13.05.2023)
6) Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения 13.05.203)
7) Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения 13.05.2023)
8) Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" от 11.11.2003 N 152-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44997/ (дата обращения 13.05.2023)
9) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 13.05.2023)
Статьи, учебники, монографии, аналитические материалы
10) Анфиногенов, В. Б. Инновационный сектор розничной торговли / В. Б. Анфиногенов// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – No 4(68). – С. 99-105
11) Галимбекова А.Г. Цифровая трансформация российского бизнеса в условиях санкционной политики: новые вызовы и проблемы // Цифровая наука. 2022. No 4. С. 4-9
12) Голань В., Вельмякина Е. В. Государственное регулирование рынка потребительских товаров//ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 40-45
13) Довганёва Ю. А., Назарова Э. А., Жукова А. А. Российские тренды в области передовых технологий и инноваций в розничной торговле// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 134-140
14) Идеальный консультант: как чат-боты помогают развивать бизнес [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/369829-idealnyy-konsultant-kak-chat-botypomogayut-razvivat-biznes (дата обращения: 13.04.2023).
15) Калашников Н.А. Цифровая трансформация розничной торговли в современных реалиях российского рынка// МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 480-485
16) Малоземов С. И. Определение уровня экономического развития как важнейшей переменной демократизации общества в системных теориях /С. И. Малоземов, Р. С. Тарасов // Экономическая история. – 2020. – Т. 16. – No 2 (49). – С. 193-200
17) Официальный сайт компании «Магнит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/shareholders-and-investors/results-and-reports/ (дата 13.05.2023).
18) Позднякова В. О. Влияние санкций на потребительский рынок// КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ. Материалы XXV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 3-х частях. Том Часть 2. Отв. за выпуск: Я.П. Силин, В.Е. Ковалев. Екатеринбург, 2022. С. 68-70
19) Ризванова И. А., Сравнительный анализ финансового состояния российских ретейлеров в период до и после введения экономических санкций // Банковское дело. — 2022. — № 3 (337). — С. 20-25
20) Сафрончук М. В., Вопилин Я. Е. Мировой и российский рынок потребительских товаров: тенденции и перспективы (обзор рынков)// ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. 2019. № 5. С. 25-30
21) Теплов В. П. Словарь по экономической теории. Новосибирск: Новосибирский филиал РГТЭУ, 2007.
22) «Цифровая экономика РФ»// https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 13.05.2023)