Фрагмент для ознакомления
2
Зависимость значения ситуативной и личностной тревожности от возраста подростков не имеет явной выраженной связи показателей ST и LT с возрастом. Это объясняется тем, что все участники опросника являются учащимися 8-ых классов. Особенности психофизиологического развития подростков 13-14 лет в обусловленной социальной ситуации четких разграничений не имеют.
Ситуативная тревожность являлась независимой характеристикой, так как не была напрямую связана ни с полом, ни с возрастом. Однако анализ результатов показал, что показатели ST были связаны с показателями LT (если подростки имели высокую личностную тревожность, то они также имели высокую ситуативную тревожность). Таким образом, ситуативную тревожность можно рассматривать как компонент личностной тревожности.
Анализ взаимосвязи между значениями личностной тревожности и позитивным интересом со стороны родителей показал, что подростки, особенно девочки (группа подростков с PPOZ<1 показатели LT>3), имели более высокий уровень тревожности при отсутствии родительского интереса. Увеличение позитивного родительского интереса (PPOZ>1) способствовало снижению личностной тревожности (LT<2).
Эта закономерность может быть объяснена восприятием подростка того, что позитивный интерес родителей выражается в основном в наличии родительской помощи и поддержки и их заинтересованности в достижениях ребенка. Очень высокие баллы по шкале "Позитивный интерес" обычно указывают на то, что один из родителей идеализирует или намеренно моделирует реальность семейной ситуации. Это также может указывать на то, что ребенок требует безусловной любви родителя или восхищается ею, что может повлиять на личностную тревожность подростка.
Анализ корреляции между личностной тревожностью подростков и родительской директивноcти показал прямую зависимость между этими величинами. При самом низком значении непосредственности (PDIR< 1) значение LT ≤ 2, при максимальном (PDIR >1) значение личностной тревожности увеличилось до 4, то есть подростки становились высокотревожными, когда их заставляли испытывать родительскую вину.
Анализ соотношения враждебного стиля воспитания и обеих видов тревожности говорит о линейной зависимости этих величин. Чем более выражена враждебность, тем выше уровень тревожности.
Следует отметить, что враждебное поведение родителей является более стрессогенным для подростка, поскольку при максимальной враждебности LT > 3. Влияний враждебного стиля воспитания со стороны родителей может быть объяснено тем, что враждебные родители, прежде всего, агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения.
Анализ зависимости личностной тревожности от автономности родительского воспитания свидетельствует об отсутствии корреляции. Отсутствие зависимости может быть обусловлено тем, что современные подростки понимают автономное поведение родителей по-разному. Оно может ассоциироваться у них с отгороженностью, чрезмерной бесстрастностью, а может восприниматься как предоставление свободы и независимости.
Анализ зависимости личностной тревожности от родительской непоследовательности указывает на корреляцию этих величин. Следует отметить, что непоследовательность родителей является более стрессогенным фактором для подростка, поскольку при минимальной непоследовательности (PNED < 1) LТ < 2, при максимальной (PNED > 1) - LТ > 2,5. Непоследовательность родителей заставляет подростков ожидать или серьезного наказания за какой-либо мелкий проступок, или легкого порицания за что-либо серьезное.
Анализ результатов исследования, таким образом, свидетельствует о том, что средний уровень ситуативной и личностной тревожности группы подростков образовательного центра соответствует среднему уровню. Значение ситуативной тревожности несколько выше личностной, что обусловлено в первую очередь реакцией учащихся на ситуацию психологического обследования. По результатам исследования можно утверждать, что ни ситуативная, ни личностная тревожности не зависят от пола и возраста подростков. Этот феномен может быть объяснен незначительными возрастными различиями испытуемых (13-14 лет).
Тем не менее, с целью профилактики стрессовых состояний, а также с целью содействия процессу личностного роста, необходимо проведение психологической работы с подростками этого возраста, направленной на проработку значимых и стрессогенных для этого возраста проблем, а также психологической работы с ними по обучению их способам продуктивного реагирования на стрессовые состояния, способам управления ими.
Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей деструктивного поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.
Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:
Испытывая по отношению к себе, прежде всего, равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье. Это является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время, они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.
Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку, несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следующих за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них привычки перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.
Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности. Результаты теста позволяют сделать вывод о малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.
Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей со школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия, сотрудничества требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию.
Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми. Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений.
Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты. Подростки нуждаются в том, чтобы им помогли осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений.
Выводы по главе 2
В ходе анализа полученных данных установлено, что основным фактором, формирующим личность подростка и его поведение, являются межличностные отношения в семье. Именно от стиля взаимоотношений с родителями зависит социальная адаптация подростка.
Дети-подростки ожидают от родителей понимания и поддержки. Несмотря на то, что в большинстве случаев происходит «отчуждение» от родительской опеки, подростки ждут от родителей подсказки для решения тех или иных конфликтных ситуаций, но ни в коем случае не нравоучений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арифуллина Г.Ш. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника / Молодой ученый. 2018. С. 57-61.
2. Беллак, Л. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных) / Л. Беллак, С. Беллак. — СПб. : ГП «ИМАТОН», 2000. 3. Бук, Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. — М. : ЭКСМО-Пресс ; Апрель-Пресс, 2000.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М., 1968. — 464 с.
4. Бреслав, Г. М., Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] : пособие для студентов и педагогов / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. — 126 с.
5. Бусловская М.А., Булгакова В.Н., Кленина Е.С., Зюзгина Е.А. детско-родительские отношения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016.
6. Бутина-гречаная Светлана Владимировна Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2010. №5.
7. Власова, Т. А., Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М., 1973. — 189 с. .
8. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб. 2001. – 144 с. 22.Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. – Самара, 1997. – 217 с
9. Грищенко, Елена Детско-родительские отношения в семьях поликультурного пространства / Елена Грищенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 180 c.
10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982.
11. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум. Издание: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет Год: 2015
12. Митченко А.Г. Теоретические подходы к исследованию детско-родительских отношений // Форум молодых ученых. 2018. №9
13. Молчанова Е. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-1.
14. Сорокоумова Елена Александровна, Маргун Ирина Павловна Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014.
15. Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья». Том 2. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 286 с.
16. Федотова А.А., Романова Е.О. Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений // Инновационная наука. 2018.
17. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М., Учпедгиз, 1960. — 462 с.