Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В ходе формирования и развития финансовой структуры передового общества большую значимость имеет регулирование ее аспектов со стороны государства.
В качестве главного интегрированного механизма, являющегося эффективной опорой государству для претворения на практике финансового и социального регулирования во всех странах называют социально-экономическую систему. При этом основным элементом данной системы считают бюджет.
Уточним, посредством общего бюджета страны формируется и реализуется общегосударственный централизованный фонд валютных средств. Органы государственной власти координируют перераспределение всех видов ресурсов среди производственной и непроизводственной сторонами жизнедеятельности общества.
Отметим, муниципальный бюджет являет собой мощный потенциал. Его часто трактуют как комплекс денежных смет государственных властных органов разных уровней, программ и пр. Бюджет демонстрирует требования, потребности, которые возможно удовлетворить с помощью государственной казны. Релевантно бюджет характеризует объемы прогнозных поступлений в казну.
Актуальность исследования подтверждается фактом – экономическая система – это система прибылей и затрат государства, в различном масштабе интересующей людей, влияющей непосредственно на их благосостояние. Очевиден факт – бюджет государства имеет значимость в регулировании экономики со стороны органов государственной власти.
В качестве объекта исследования укажем бюджетную систему нашей страны.
Предмет работы – это исследование аспектов бюджетной системы в условиях времени данного периода.
Цель работы – исследование устройства и нюансов функционирования российской бюджетной системы.
Для достижения указанной цели следует решить ниже представленные задачи:
представить некоторые концептуальные теоретические вопросы бюджетной системы, основополагающие принципы формирования данной системы;
исследовать существующий в настоящее время бюджет государства.
При написании работы использовались некоторые методы исследования: системный подход, метод экономического анализа и синтеза, статистический анализ.
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
1.1.Понятие бюджетной системы
В качестве базовых механизмов, используемых органами государственной власти, для разработки, внедрения и корректировки социально-экономической политики, указывают бюджет. Уточним, он являет форму создания, расходования всего государственного денежного фонда. Данный фонд своей целью имеет финансовое обеспечение решения главных государственных задач и функций, реализуемых на разных уровнях.
Часто встречается трактовка: бюджет представляет главный финансовый план страны. Такой план дает органам власти настоящую экономическую возможность использовать свои полномочия.
Укажем основные задачи, решаемые бюджетом:
1. необходимое перераспределение создаваемого ВВП;
2. государственное регулирование, координирование, при необходимости – трансформация и активизация национальной экономики;
3. обеспечение необходимыми ресурсами в полном объеме бюджетной политики, функционирования социальной сферы;
4. полное и качественное контролирование получения и направления в необходимых направлениях централизованных финансовых ресурсов.
Период, на который разрабатывается государственный бюджет – один календарный год. При рассмотрении бюджета, приходим к выводу, что в первоочередном аспекте, бюджет – это совокупность всех существующих видов финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении действующих в государстве хозяйствующих субъектов, в независимости от их масштабов: вплоть до ячейки общественного устройства – семьи.
При рассмотрении бюджета во втором аспекте, правомерно резюмирование – соотношение источников, объемов и других параметров доходов и расходов элементов государственной экономики, объем остатка денежных ресурсов, дает представление о вопросах соответствия доходов и расходов за промежуток времени, равного календарному году.
Полагаем, бюджет обосновано представляют как «денежный мешок», присутствие финансовых ресурсов или дефицит, тренды и векторы формирования, расходования, потенциал увеличения, направления и объем расходования, вопросы соответствия доходов и расходов.
Совершенствование бюджетного механизма в атмосфере сформированных отношений рынка преследует цель – повышение результативности воздействия бюджета на ситуацию в экономике, степень развития бизнеса, процессов демонополизации и пр.
Применяя такие инструменты: налоги, финансирование со стороны государства различных проектов, бюджет займов и т. д., бюджет воздействует на процессы управления, активизируя обновление ОПФ, производственного окружения, формирование инновационного, относительно вызовов времени, инструментария финансирования образования, сферы культуры, науки, трансформации конъюнктуры рынка труда.
Подтверждается актуальность изучения бюджетной системы, процесса, нормативно-правовой основы, современных тенденций изменения бюджетного механизма.
Очевидно, современная государственная бюджетная система – это базовый компонент финансовой системы любой страны, образующей единицей бюджетного аппарата.
Настоящая государственная интегрированная бюджетная система –
это объединение крупных бюджетов различного уровня, территорий, организаций государственной власти, многих фондов, являющихся самостоятельными с позиции финансирования.
Бюджет опирается на нормативно-правовые аспекты, комплекс экономических взаимодействий и на структуре современных органов управления страной.
Главный фактор, воздействующий на образование бюджетной системы – форма административно-государственного устройства.
Существующие на данном этапе штаты разбиты согласно уровню распределения власти между аппаратом власти и территориями: унитарными, федеральными и Конфедеративными образованиями.
Уточним, унитарное государство является видом государственной структуры. В этом случае у административно-территориальных образований отсутствует свое государство, не наблюдается автономии.[1]
В рассматриваемом случае бюджетная система казанного выше вида государства образована отдельными бюджетами: государственными, бюджетами территорий.
Следующим подробнее представим федеративное государство, представляющего систему функционирования Штатов, причем государственные либо административно-территориальные образования, находящиеся в составе государства, являются политически независимыми в рамках полномочий, существующих в определенном соотношении между центром и такими относительно самостоятельными образованиями, обладающими своим государством.
Представим структуру формирования бюджетной системы в представленной ситуации: федеральный бюджет, бюджет членов ,входящих в состав конкретной Федерации, территориальных бюджетов.
Исследуем следующим этапом конфедеративное государство. Это Союз Суверенных Государств, функционирующий на принципе постоянства. Он имеет своими целями политические либо военные аспекты. Бюджет в таком случае сформирован взносами Конфедерации. Страны, входящие в состав Конфедерации, обладают личной бюджетной системой и разрабатывают самостоятельную налоговую политику.
В литературе по исследуемой теме указывают такие уровни бюджетов, образующих единую бюджетную систему:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации (РФ) и бюджеты внебюджетных фондов территориального государства;
3) местные бюджеты отдельных территорий.
Отметим, любой муниципалитет имеет свой самостоятельный бюджет, представляющий собой некоторую форму формирования, поступления финансовых ресурсов и определения различных расходов на один финансовый период, равный чаще одному году, нужных для целей несения расходных обязательств конкретной территории, в данном случае – МО (далее по тексту МО – муниципального образования).
Бюджет МО, а также бюджеты различных городских и сельских образований, формирующих определенный муниципальный район, образуют его общий Консолидированный бюджет.[2]
Учитывая пределы существующих бюджетов городских и сельских местностей имеется возможность формирования сметы доходов и расходов отдельных территорий.
Целевой бюджетный фонд – это фондовый фонд, созданный согласно законодательству нашего государства в границах бюджета за счет целевого дохода.
1.2.Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Работа национальной экономической системы государства в своем фундаменте имеет основополагающие принципы:
- экономной системы;
- разделение доходов и затрат между ее уровнями;
- относительная самостоятельность различных бюджетов;
- равенство прав территорий нашего государства, городских населенных пунктов;
- качество и полнота учета поступлений и затрат бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, существующих на территории Российской Федерации;
- бюджетное равновесие;
- качество, полнота и эффективность использования финансовых ресурсов;
- проницаемость (открытость);
- доверие к бюджету;
- целевое предназначение и целевое внедрение ресурсов;
- отчет по затратам бюджета;
- отдел кассы.[3]
Принцип целостности системы значит согласие законодательства Федерации, основ организации и функционирования системы, форм документов и докладов о выполнении бюджета, систематизации экономических процессов и явлений.
Данный принцип гарантируется управлением экономической системой и реализуется при помощи единственной общественной и финансовой политической деятельности страны, охватывая экономическую и налоговую.
Это согласие достигается за счет взаимодействия бюджетов на всех уровнях за счет применения регулирующих источников дохода, сотворения мотивированных экономных фондов и их выборочного перераспределения.
Это достигается методом установления нормативов отчислений в бюджеты субъектов нашей страны и бюджеты территорий по федеральным налогам и сборам, а еще предоставления экономической поддержки в всевозможных формах (субсидии, субсидии) от государственного бюджета бюджетам субъектов государства. [4]
Уточним, принцип дифференциации прибылей, затрат и источников финансирования недостатка бюджетов между бюджетами экономической системы предполагает закрепление с учетом нормативно-правовых актов прибылей, затрат и источников финансирования недостатка бюджетов для бюджетов государства.
Следующий основополагающий принцип – автономии бюджетов на различных уровнях предполагает:
1) право законодательных органов власти и органов власти МО на любом уровне экономной системы самостоятельно реализовать необходимый экономический процесс;
2) обладать личными информаторами прибылей бюджета любого уровня;
3) законодательная фиксация в нормативных бюджетах прибылей, потенциала прихода прибылей со стороны установленных бюджетов;
4) право МО и районных органов самостоятельно формировать перечень векторов несения затрат установленных бюджетов и информаторов финансирования недостатка бюджетов;
5) невозможность и отсутствие разрешения изъятия добавочных прибылей, полученных в ходе выполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения прибылей над затратами бюджетов и сумм экономии на затратах бюджетов;
6) невозможность и отсутствие разрешения возмещения через ресурсы бюджетов других величин утрат прибылей и добавочных затрат, появившихся в результате применения аспектов нормативно-правовых актов о бюджете, кроме некоторых ситуаций, указанных в российском законодательстве.
Принцип равенства прав субъектов и городских образований значит определение возможностей органов власти субъектов Федерации и органов районного самоуправления.
Принцип сбалансированности бюджета значит, что сумма экономных затрат обязана отвечать совместной сумме прибылей бюджета и прибылей от источников финансирования его недостатка, уменьшенной на необходимую сумму экономных платежей, связанных с источниками финансирования недостатка бюджета и переменой остатков на счетах бюджетов.
Принцип производительности и применения экономных средств, который значит, что при составлении и выполнении бюджета члены экономного процесса в рамках собственных экономных возможностей обязаны идти из потребности решения желанных итогов за счет применения меньшего размера средств. [5]
Принцип совершенного (совокупного) покрытия экономических затрат значит, что они не могут быть привязаны к конкретным прибылям и источникам финансирования недостатка бюджета, в случае если другое не учтено законодательством.
Принцип надежности бюджета означает надежность прогнозных характеристик социально-экономического становления соответственной земли и близкий к реальности расплата прибылей и затрат.
Принцип мотивированного предназначения и рассредотачивания ресурсов значит, что ассигнования и лимиты экономных обещаний сообщаются определенным бенефициарам бюджета с указанием цели их применения.
Принцип субординации затрат бюджетов значит, что получатели экономных средств имеют все шансы получать ассигнования и лимиты обещаний только от генерального директора (управляющего) экономных средств, за которые они отвечают.
1.3.Функции бюджета
Все существующие современные бюджеты выполняют определенные функции.
Среди них часто встречающиеся:
- функция распределения бюджета;
- функция перераспределения ВВП;
- функция регулирования;
- стимулирующая функция;
- социальная функция;
- функция планирования;
- организационная функция;
- функция управления.
Функция распределения бюджета напрямую реализуется посредством образования и применения централизованных фондов на уровне федеральных и местных властных органов. Важная роль процесса распределении всех существующих бюджетных средств принадлежит фондам: резервирование, развитие, поддержка территорий РФ.[6]
Посредством данных инструментов власть регулирует экономические аспекты функционирования государства, трансформирования субъектов РФ, МО, отраслей, общественной жизни. Изменяя экономическую сферу и взгляды на нее с позиции населения, государство специально активизирует либо сокращает темпы увеличения производства, стимулирует либо снижает увеличение капитала, сбережений населения, трансформирует структуру спроса и предложения, корректирует социальное обеспечение граждан нашей страны.
Уточним, перераспределительная функция реализуется напрямую на стадиях образования доходов и распределения всех видов ресурсов. При создании доходов бюджетов осуществляется специальное на условиях принудительности изъятие в пользу государства доли ВВП, сформированной в ходе социального воспроизводства. Посредством федерального бюджета перераспределяется примерно двадцать один процент ВВП.
Преимущественно средства федерального бюджета идут на трансформацию национальной экономики, целевые государственные программы, упрочнение результатов НТП и решение вопросов социальной защиты самых незащищенных граждан.
Уточним, наблюдается существенное расхождение уровней доходов различных бюджетов по таким признакам: виды плательщиков, объектов налогообложения, способов изъятия доходов, временных параметров осуществления необходимых платежей. Между собой их интегрирует единство. Причина – их вектор –реализация базовой цели – образование доходных элементов бюджетов разных уровней. Уточним, доходы в этом случае делятся на виды: налоговые, неналоговые.
Посредством бюджетных расходов оплачивается деятельность бюджетных бенефициаров-компаний производственной и непроизводственной направлений развития национальной экономики. В бюджетах всех аспектов и направлений бюджетной системы устанавливаются лишь объемы расходов, а получатели бюджета напрямую влияют и принимают участие в ходе использования средств бюджета. По причине расходов ресурсы перераспределяются на уровнях бюджетной системы через синергию дотаций, субсидий, займов.[7]
Бюджетные расходы в основном безвозвратны. Только ссуды подлежат погашению. Структура расходов рассматриваемого инструмента устанавливается сметой на период – один год. Данная структура напрямую зависит от сложившейся конъюнктуры экономики, ценностных ориентиров страны.
Отметим, следующая рассматриваемая функция – контроль за бюджетом работает параллельно с распределением. Она подразумевает потенциал и необходимость работы органов государственного контроля и МО относительно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2020. - 784 c.
2. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2018. - 784 c.
3. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2017. - 784 c.
4. Бюджетная система России / ред. Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 540 c.
5. Бюджетная система России. - М.: Юнити, 2019. - 550 c.
6. Бюджетная система России. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 704 c.
7. Бюджетная система России. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2020. - 565 c.
8. Бюджетная система России. Шпаргалки. - М.: АСТ, Сова, ВКТ, 2019. - 872 c.
9. Вахрин, П. И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 344 c.
10. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К', 2018. - 563 c.
11. Денисова, И. П. Бюджетная система Российской Федерации: моногр. / И.П. Денисова, С.Н. Рукина. - М.: Феникс, 2020. - 288 c.