Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс приобщения человека к внешней среде, к различным факторам и особенностям окружающего мира называется социализация. Это важный процесс человеческой жизни, без которого невозможно существование ни одного человека.
Особенности семейного воспитания, которые заложены в той или иной семье, являются важнейшими факторами социализации подростка.
Кроме семьи важным фактором социализации является школа, так как большую часть своего времени подросток проводит именно в ней.
Родители и педагоги должны создавать все необходимые условия для формирования правильного процесса социализации. Родители показывают своим поведением пример детям. Взаимоотношения в семье должны иметь позитивный характер.
В тех семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, процесс социализации ребенка будет проходить с некоторыми трудностями.
Для эффективной социализации используются различные методики и формы.
К ним можно отнести:
-приучение к труду
-приобщение к активной деятельности
-занятия различными типами кружков
Объект исследования - социализация подростков
Предмет исследования – влияние средств массовой коммуникации социализации современных подростков
Цель исследования - изучить особенности процесса социализации подростков в современном мире.
Задачи исследования:
-изучить особенности понятия социализация
-рассмотреть основные характеристики процесса социализации
-выявить основные факторы социализации подростков
- определить влияние средств массовой коммуникации на социализацию подростков
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1.Сущность подростковой социализации
Подростковый возраст завершает активный период социализации.
В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одним из них является наступление половой зрелости), которые приводят к определенным психологическим изменениям: появлению влечения к противоположному полу, агрессивности и т. д.
Часто немотивированная склонность к необдуманному риску и неспособность психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации.
Склонность к инновациям и творчеству, непризнание всех и всяческих авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая самостоятельность и независимость-с другой, порождают особое явление, называемое молодежной субкультурой.
Она ассоциируется с тремя основными негативными чертами, феноменами-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый возраст называют " трудным возрастом», "переломным периодом".
Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, характерного для маленьких детей, молодые люди переходят к сдержанному послушанию - скрытому неповиновению родителям.
Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь у них двойной учет: у подростков и мальчиков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей и родителей. отчасти с точки зрения их сверстников.
В этот период завершается формирование фундамента личности, завершаются ее верхние этажи - мировоззрения. Осознание своего " Я " происходит как понимание своего места в жизни родителей, друзей, окружающего общества.
В то же время происходит постоянный поиск моральных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и молодые люди более восприимчивы к негативным оценкам других, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, поведения, круга знакомств, то есть всего, что составляет социальную среду и социальную символику «я».
Гипертрофированная независимость проявляется в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо «и» правильно " - это только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя основными обстоятельствами:
несоответствием между высоким уровнем притязаний (желанием стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который определяется их возрастом;
несоответствием старому стилю воспитания, ориентированному на тот факт, что для матери сын и дочь всегда остаются детьми, и новые потенциальные возможности подростков, определяемые их психофизиологическим ростом;[1]
противоречие между возросшей ориентацией на автономию и растущей зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологический рост практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статус родителей и мальчиков остается несовместимым: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и юридическую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и трудовой жизни.
Взрослые - это владельцы, менеджеры, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники интересов и т. д. А подростки экономически не самостоятельны, они по-прежнему требуют социальной защиты и не вовлечены в правонарушения.
Их круг ролей чрезвычайно ограничен. Они не являются владельцами, менеджерами, производителями, законодателями. Они просто потребители. Хотя с юридической точки зрения они могут принимать жизненно важные решения, с психологической точки зрения подростки для них созрели. Но родители их ограничивают. В этом и заключается противоречие. В связи с этим социологи говорят о беспомощности подростков - у них меньше прав и обязанностей, чем у взрослых.
Имея меньше возможностей, подростки сталкиваются с мировоззренческими и моральными проблемами, которые решаются во взрослом возрасте. Недостаток жизненного опыта заставляет их совершать гораздо больше ошибок, чем взрослых, детей или пожилых людей. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, сексуальная распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу,
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баженова, Л.М. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л.М. Баженова. - М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 2019.
2.Батыгин, Г. С. Стереотипы поведения; распознавание и интерпретация [Текст] / Г.С. Батыгин. -М., 2020.
3. Бокарев, Н.Н. Процесс социальной девиации [Текст] / Н.Н. Бокарев // Ученые записки МГСУ. - 2018, №1.
4. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете [Текст] / Т. М. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2018. - № 14. - С. 4-5.
5. Журин, А.А. Подросток и СМИ в сборнике: Образование и информационная культура [Текст] / А.А. Журин. - М.: Центр социологии образования РАО, 2021.
6. Кле, М. Психология подростка [Текст] / М. Кле.- М., 2021.
7. Корконосенко ,С. Г. Основы теории журналистики [Текст] / С.Г. Корконосенко. - СПб, 2017 - 318 с.
8. Круглов, Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника [Текст] / Б.С. Кругов. - М., 2020.
9. Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Текст] /С. В. Кузина. - Власть, 2019. - № 8.
10. Левицкая, А.А. Ваш ребенок и реклама [Текст] / А.А. Левицкая. - Москва, 2021.