Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ СО ВРЕМЕН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Современная Россия является государством с федеративной формой государственного устройства и демократическим режимом, которое регулирует правоотношения, сложившееся по вопросам свободного передвижения граждан, на основе Конституции РФ и федеральных законов. Стоит отметить, что для того, чтобы право на свободное передвижение реализовалось безопасно для самих граждан, государственные структуры осуществляют контроль за передвижением. Данное утверждение обосновывается на миграционных процессах, сложившихся в истории России, а административный контроль за перемещением населения был единственным и действенным способом обеспечения безопасности общества и государства.
Также данная глава способствует пониманию настоящих реалий миграционной политики Российской Федерации, так как после распада СССР и создания СНГ появились проблемы, связанные с регулированием миграции населения в государстве. Так как жители стран СНГ могут почти свободно перемещаться по территории России. В следствии появляется проблема, связанная с созданием преступных и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации. Чтобы решить сложившиеся проблемы стоит обратиться к историческому прошлому государства.
Проанализировав период правления Петра I, стоит отметить, что свобода передвижения была сильно ограничена, созданием сложной системы контроля. Для регулирования миграционного процесса населения, который увеличился из-за введения рекрутчины и подушной подати, была введена паспортная система [15]. Паспорт стал средством контроля за миграцией населения, который должен был выявлять гулящих и подозрительных лиц. Лица, не имеющие паспортов, должны были по Указу военной коллегии быть признаваемы «за недобрых или за прямых воров» [15]. Также в данном указе говорилось, что без паспорта нельзя было путешествовать в другие селения, города.
В допетровскую эпоху не крепостной сельский житель мог спокойно передвигаться по территории государства, но надо было уплатить таможенную пошлину. Все эти ограничения нужны были для того, чтобы жители страны не могли избежать подушного налога и рекрутского набора.
Что же касается иммиграционной политики Петра I, то он делал всё возможное, чтобы привлечь в государство новых людей, которые бы принесли пользу государству. Данные положения описаны в манифесте 1702 года. В данном манифесте иностранцам предоставлялись различные права и привилегии. Так, например, любой желающий иностранец мог вступить на службу в русскую армию. Для этого надо было получить 199 свидетельство у российского генерала комиссара, а при въезде в страну объявить о своём желании служить в армии паевому пограничному губернатору. Те иностранцы, которые по итогу поступали на службу, получали в помощь денщика, который нес их вещи до самой столицы. Также иностранцы получали право на свободу вероисповедания.
Данные правила действовали до периода правления Екатерины II. Так как в дальнейшем данный манифест подвергся изменениям: иностранные граждане получили ещё больше привилегий. Данные положения были закреплены в Манифесте 1762 года. Благодаря этому манифесту все иностранцы могли селится на территории государства. Всеми вопросами, связанными с иммиграцией, занималась Канцелярия Опекунства иностранных колонистов. Руководителем данной канцелярии был назначен граф Орлов. Данный манифест существовал вплоть до конца XIX века.
Стоит отметить, что иностранцы, приезжающие навсегда в страну, не платили налог 30 лет, если были колонистами, и 10 лет, если жили в городе и были купцами гильдий. А также получали квартиру на полгода за счёт государственной казны, с последующей рассрочкой оплаты на 3 года без процентов. Они имели право не нести воинскую службу.
Но будет несправедливым, если не сказать, что определённые нации не получали таких привилегий, а наоборот получали ограничения. К таким нациям относились евреи. Они должны были селиться в определённых местах, в так называемой чертой оседлости. Данное правило сохранялась вплоть до падения Российской империи.
В конце XIX века в миграционной политике государства все начало меняться слишком быстро, так как было отменено крепостное право. В 1861 году большое количество крестьян начали искать территории для заселения. Но из-за того, что вся европейская часть Российской империи было уже занята, крестьяне для заселения искали новые земли. Стоит отметить, что все передвижения крестьян по территории Российской империи были стихийными и бесконтрольными, самовольными и нелегальными [15]. Паспорт в этот период означал то, что человек мог перемещаться по территории государства свободно. В этот период политика государства смягчалась к крестьянам переселенцам. Тем самым расширила возможности для свободного перемещения, а также предоставляла денежную помощь.
Также в данный период времени большой вес приобретает такой феномен как ходачество. Это такое явление, при котором один из членов семьи отправляется на предполагаемое место заселения. Человек, который отправлялся на предполагаемое место назывался ходок. Он должен был 200 разведать данное место. В дальнейшем данное явление получило официальный статус.
Также был создан государственный орган, который должен был регулировать все миграционные процессы. Этот орган назывался Министерством внутренних дел. В структуре МВД отделение, ведавшее миграцией, предоставляло разрешение на переселение, упорядочивало процессы переселения, заведовало всеми кредитами относящимся к переселенческим процессам [15].
Безусловно, надо вспомнить реформу Столыпина, которая была направлена на заселение Восточной Сибири. Благодаря лишь этой реформе большая часть восточной Сибири была заселена, а также были построены новые города. Также стоит отметить, что одной из многих причин строительства Транссиба стало то, что многие крестьяне селились вдоль данной дороги. Таким способам государство начинало регулировать процессы, связанные с миграцией, которая бурно началась после отмены крепостного права.
Что же касается советского периода истории то, стоит сказать, что в начале был большой поток эмиграции из России, так как многие не хотели соглашаться со сложившемся новыми реалиями, а также в этот период велись преследования за теми, кто не разделял идеи марксизма. Самым известным таким явлением считается «Белая миграция». После поражения в гражданской войне многие представители бывшего дворянства, белые офицеры покинули государство и мигрировали в страны Европы. Последние мигранты уплыли во время крымской эвакуации.
Безусловно надо вспомнить такую черную полосу истории, как депортация народов в СССР. Данный процесс можно назвать, как насильственная миграция народов. От данного процесса пострадало достаточно большое количество народов, так как их прогоняли с тех мест, на которых данные народы жили веками. Данный процесс должен был уничтожить, складывающие в кавказских республиках диаспоры. Но основной причиной данного решения было то, что для спасенных заводов требовались рабочие руки и специалисты, поэтому туда начали перевозить народы Кавказа [15]. Все эти народы депортировались в республики, куда были отвезены военные и промышленные фабрики. На которых в дальнейшем они работали.
После данного процесса во многих республиках начались национальные проблемы, которые полностью раскрылись лишь под конец существования СССР. Но стоит отметить, что в оставшееся время миграционные процессы происходили в целом мирно. Государство поддерживало данные процессы. Например, в момент освоения целины государство всевозможными силами поддерживала людей, которые направлялись в данные места.
Также стоит добавить, что государство строило города, которые были направлены на добычу или на производство определенного ресурса. Такие города существуют по сей день, но уже не функционируют так, как это было в прошлом веке, а некоторые города вовсе вымерли.
В настоящее время Российская Федерация ведёт положительную миграционную политику, так как Россия заинтересована в привлечении рабочий силы, а также хочет сделать страну привлекательной для иностранных граждан. Стоит отметить, что в то же время для мигрантов устанавливаются определенные требования, которые они должны соблюсти для получения вида на жительства в стране [15].
Подводя итоги, стоит отметить, что данную тему сложно раскрыть, так как она является объемной и дискуссионной, но можно сделать вывод, что на протяжении всей истории российского государства положение мигрантов менялось кардинально. Все эти изменения были связаны с реформами, которые то ограничивали положения мигрантов, то смягчали и предоставляли определённые привилегии. Иногда применялся принудительный метод регулирования миграции, а иногда предоставляли права и привилегии мигрантов, а также поддерживали миграцию населения. Однако в настоящее время государство пытается привлечь мигрантов, также улучшает миграционную систему, так, например, для борьбы с нелегальными мигрантами правительство ввело автоматизированную систему хранения информации об иностранных гражданах в 2012 году.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 2.04.2014 № 74-ФЗ.
3. Приказ Федерального агентства по делам национальностей от 17.11.2020 № 142.
4. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг.» // Российская газета. — 2018. — 1 ноября.
5. Приказ МВД РФ от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
6. Абидов М. Х. Современные подходы к формированию миграционной политики в России / М. Х. Абидов.
7. Бажан Т.А. К вопросу об интеграции иностранных мигрантов в Российской империи // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6. С. 96–107.
8. Гайнутдинова Е. И. Миграционные процессы в России: основные проблемы и правовой механизм их координации / Е. И. Гайнутдинова // СПС КонсультантПлюс.
9. Лупу Е.В. Предметно-языковое интегрированное обучение как способ формирования лингвистической, когнитивной и межкультурной компетенции // ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА: сборник материалов международной научной конференции. Смоленск, 2019. С. 328–331.
10. Прудникова Т. А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран: учебное пособие / Т. А. Прудникова, С. А. Егорова, С. А. Акимова. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 136 с.
11. Рашитов Л. Р. Понятие, состояния и структура преступности мигрантов в современной России / Л. Р. Рашитов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2021. — С. 214–218.
12. Федорова Ю. А. Проблема преступности мигрантов / Ю. А. Федорова // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 111–113.
13. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Симакова Н.Ю., Симаков А.А., Джойс Э.А. В сборнике: Актуальные тренды в экономике и финансах. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 245-248.
14. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: РОССИЯ - СТРАНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Каюков Д.В.//В книге: Law Afterknown: право за гранью обыденного. материалы I Международного молодежного юридического форума. Тюмень, 2022. С. 271-276.
15. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ СО ВРЕМЕН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ Кожемякин З.М. В сборнике: Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы. материалы VI межвузовской студенческой научной конференции. Москва, 2022. С. 197-202.
16. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Корепанова В.С. В книге: Law Afterknown: право за гранью обыденного. материалы I Международного молодежного юридического форума. Тюмень, 2022. С. 277-281.
17. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ МИГРАНТОВ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Лупу Е.В. В сборнике: Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей III научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Н. Розанова. Смоленск, 2022. С. 440-447.
18. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ Некрасов Н.А. Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41). С. 442-449.