Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации довольно сложна. В первую очередь следует упомянуть акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов федерации, выступающие результатом правотворческой деятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Законотворчество - сложный и многогранный вопрос права, заслуживающий отдельного исследования.
Законотворчество является одним из важнейших направлений деятельности государства, целью которого является создание и (или) совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы законодательных норм, регулирующей сложившиеся в обществе отношения. Необходимо отметить, что в законодательстве РФ отсутствует определение законодательного процесса, поэтому проблема поиска наиболее точной формулировки привлекает внимание ученых.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере законодательного процесса.
Предмет исследования выступают нормы права, регулирующие федеральный законодательный процесс.
Целью исследования является анализ федерального законодательного процесса.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть конституционное закрепление принципа разделения властей и его влияние на законодательный процесс в Российской Федерации;
– исследовать становление и развитие законодательного процесса в современной России;
– проанализировать содержание и структуру законодательного процесса в современной России;
– раскрыть Государственную Думу Федерального Собрания в Российской Федерации в законодательном процессе;
– охарактеризовать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в законодательном процессе;
– исследовать основные полномочия Президента Российской Федерации в законодательном процессе.
В процессе подготовки данного исследования были изучены и проанализированы научные труды (диссертации, монографии) многих российских и советских ученых, использован значительный объем периодических и иных печатных изданий по науке, теории и практике конституционного правосудия, материалов сети Интернет, в том числе по проблематике законодательного процесса.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов таких авторов как: Д.Г. Дедов, А.М. Васильев, С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько, Г.В. Минх, С.В. Сапрыкин, Д.В. Ходукина, А.Н. Мануковская и др.
Правовая основа исследования складывается из норм Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
1. Теоретические основы законодательного процесса в Российской Федерации
§ 1. Конституционное закрепление принципа разделения властей и его влияние на законодательный процесс в Российской Федерации
Разделение властей – одна из основных черт современного правового государства. Это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны действовать относительно независимые друг от друга власти, но при необходимости контролирующие друг друга.
Основной принцип разделения властей, сформулированный ещё Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, состоит в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица крайне важно разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную .
Законодательная власть избирается народом и призывает создать стратегию развития общества путем принятия законов.
Исполнительная власть назначается представительным органом власти и занимается осуществлением данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью.
Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Каждая из этих властей является самостоятельной и, сдерживая друг друга, должна реализовывать свои функции посредством особой системы органов в специфических формах.
Характерные черты разделения властей:
1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.
2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.
3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.
4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные уникальные полномочия.
5. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий разных ветвей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2757.
3. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
4. Варлен М.В. Эволюция российского парламентаризма: конституционно-правовой аспект // Lex russica. 2016. № 12. С. 1342.
5. Дедов Д.Г., Васильев А.М. Законодательный процесс в российской федерации // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 105-107.
6. Козырев М.С. Порядок подготовки, принятия и исполнения законодательных актов государственной думой федерального собрания РФ // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 3 (20). С. 22-30.
7. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
8. Крамской В.В. Парламентаризм и форма правления: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 48.
9. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права, 2016. № 1. С. 89-99.
10. Мицура Е.Н. Принцип разделения властей в российской федерации: понятие и содержание // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 242-244.
11. Сапрыкин С.В. Совет законодателей российской федерации как совещательный и консультативный орган при палатах Федерального собрания Российской Федерации // Актуальные вопросы юридической науки и практики сборник научных трудов членов тамбовского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». ТРО ООО «Ассоциация юристов России»; отв. ред. Н. С. Ельцов. Тамбов, 2015. С. 251-253.
12. Сторожева Е.С. Участие президента Российской Федерации в законотворческом процессе // Отечественная юриспруденция. 2017. Т. 2. № 5 (19). С. 7-10.
13. Ходукина Д.В., Мануковская А.Н. Разделение властей как принцип правового государства // Защита прав человека в современных условиях: теория и практика Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 227-230.