Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Память является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, основой видового и индивидуального поведения. Наша память мост во времени. Она черпает информацию из прошлого и обогащает настоящее, хранит факты и трансформирует их в идеи, позволяя нам снова и снова приоткрыть дверь в минувшее. Память формирует нашу индивидуальность, связь с миром, планы на будущее и интеллект.
Наиболее ярким представителями описательного исследования памяти был П.П. Блонский. Бурное развитие получил один из самых специфических подходов к памяти функционально-генетический. Его основатели были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. Наиболее яркими представителями деятельностного подхода к памяти были П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Среди современных подходов к памяти наибольшее распространение получил системный подход С.П. Бочарова, системно-деятельный Г.К. Середа, психофизический Э.А. Голубева, А.Н. Лебедев.
Память - необходимый компонент стадии афферентного синтеза, где она опосредует отбор входной информации в соответствии с сохраняемыми в ней мотивационными установками. Память важнейший компонент акцептора действия, опосредующий построение образа цели и его сохранения для последующего сличения с полученным результатом. Память в ее непроизвольных формах органически включена в состав всякой функциональной системы как интегративный механизм всякого действия. В сложной структуре деятельности человека непроизвольная и произвольная формы памяти сосуществуют, составляя важнейший психологический механизм организации действий, направленных на решение познавательных, мнемических и практических задач.
Однако взаимосвязь памяти с различными видами деятельности требует дальнейшего изучения.
Актуальность темы исследования обусловлена задачей дальнейшего повышения уровня памяти у юношей.
В годы юношества нагрузка на память неумолимо возрастает по всем предметам. Множество учеников просто не могут этого выдержать, хотя прекрасно себя зарекомендовали. Никто не наделен идеальной памятью в той степени, в которой можно говорить об идеальной координации у некоторых людей, и если уж об этом зашла речь, ни у кого нет полностью совершенной памяти. Некоторые люди имеют прекрасную память на лица, другие — феноменальную музыкальную память, они могут назвать мелодию в мгновение ока. Третьи известны своими способностями, помнить мельчайшие подробности. Но, ни у кого, ни у единого человека в мире нет идеальной памяти на всё сразу [3]. Именно поэтому я считаю, что данная проблема является актуальной и поныне.
Одной из важных проблем является сближение исследования памяти и внимания. Факты быстрого стирания из кратковременной памяти событий, на которые не было обращено внимание субъекта, пока остаются почти единственной связью между исследованиями памяти и внимания.
Объект исследования. Специфика памяти в юношеском возрасте.
Предмет исследования. Психологические особенности памяти юношей в разных видах деятельности.
Цель исследования. Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы к проблеме памяти в психологической литературе;
2) определить методологическое обеспечение исследования памяти в разных видах деятельности в юношеском возрасте;
3) выявить специфику памяти в разных видах деятельности;
4) разработать рекомендации по оптимизации памяти в разных видах деятельности.
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения памяти
1.1. Понятие памяти
В науке память, которая рассматривается как познавательный процесс, начали активно изучать лишь в конце XIX века: именно в это время психология стала полноценной научной дисциплиной. В русле этой науки сформировалось современное понимание того, что такое память. Итак, это некая форма психического отражения, которая отвечает за сохранение, закрепление в сознании опыта или информации для последующего повторного её узнавания и воспроизведения. [5, с. 241-250]
Как уже говорилось ранее, память – это познавательный процесс, который отвечает за сохранение и воспроизведение полученной психикой информации.
Память человека всегда работает поэтапно. Сначала происходит запечатление информации, за это отвечают органы чувств. Затем информация запоминается и сохраняется в головном мозге или на уровне рефлексов. Важно отметить, что запоминание может быть преднамеренным, когда мы, например, учим билет для экзамена, или же непроизвольным. Именно непроизвольное внимание позволяет нам вспоминать, что мы видели или слышали в разных ситуациях. Если же говорить о механизме запоминания, то психологи выделяют механическое запоминание и осмысленное.
Механическое – это так называемое «зазубривание» информации. При осмысленном запоминании человек пытается понять связи и закономерности. Говоря о том, что такое память, нельзя не отметить и процесс сохранения информации. Именно благодаря этому этапу мы помним или не помним какое-то событие, факт, человека. Сохранение может быть динамическим, что неразрывно связано с оперативной памятью, а также статическим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М.: Прогресс, - 1980. - 528с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, - 1980. - 334с.
3. Белоконева Н. Секрет забывчивости. // Наука и жизнь. - 2004. - №5. - С.8-21
4. Бочарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. - Тернополь-Астон, - 1998. - 351с.
5. Бочарова С.П. Системный поход к изучению мнемических процессов // Исследования памяти Гл.1 М.: Наука, - 1990. - С.3-45
6. Бредбент Д.Е. Современные исследования кратковременной памяти. // Вопросы психологии. - 1966. - №3. С.45-69
7. Вейн А.М., Каменская В.И. Память человека. - М.: Наука, - 1973. - 223с.
8. Гальперин П.Я., Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. - М.:Эйдос, - 1968. - 412с.
9. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.: Педагогика, - 1980. - 183с.
10. Горбачева Е. Избирательная память // Вопросы психологии - 2001. - №5. - С.33-52
11. Грановская Р.М. Восприятия и модели памяти. - М.: Наука, - 1974. - 361с.
12. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, - 1972. - 96с.
13. Заика Е.В. Экспериментальная психология памяти: основные методики и результаты исследований. - Х.: ХГУ, - 1992. - 362с.
14. Заика Е.В., Лактинов А.Н., Бочарова С.П. Классические методы исследования памяти. - Х.: - 1990. - 347с.
15. Зинченко П.И. Память и ее развитие. - К.: Знание, - 1965. - 385с.
16. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. - Душанбе - 1974. - 142с.
17. Знаков Л.В. Память - М.: - Учпедгиз, - 1949. - 177с.
18. Иванов Э.Ф., Заика Э.В. Сохранение материала в логической памяти. // Вопросы психологии - 1976. - №3. - С.45-69
19. Идашкин Ю.В. К вопросу о непроизвольном запоминании. // Вопросы психологии - 1959. - №2. - С.78-92
20. Кисель С. Память в структуре личности. // Педагогика и психология - 2002. - №1-2. - С.18-35
21. Клацкин Р. Память человека. Структура и процессы. - М.: Мир, - 1978. - 271с.
22. Корж Н.Н., Садов В.А. Динамические особенности удержания в памяти эталонов длительности. // Психологический журнал - 1980. - №4. - С.95-101
23. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. - М.: Знание, - 1984. - 362с.
24. Корсакова Н.К. Память необходимо тренировать. // Психолог - 2005. - №8. - С.8-21
25. Кузикова С.Б. Основы возрастной психокоррекции. - Сумы: СДПУ, - 320с.
26. Кулагина И.Ю., Колючкий В.Н. Возрастная психология. - М.: Творческий центр, - 2003. - 464с.
27. Лапп Д. Улучшение памяти в любом возрасте. - М.: Мир, - 1993. - 186с.
28. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Эйдос, - 1995. - 132с.
29. Леонтьев А.Н., Розанов Т.В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действий. // Советская педагогика - 1956. - №10. - С.22-38
30. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. // Психологический журнал - 1981.- №5. - С.3-28