Фрагмент для ознакомления
2
Установленная законом формулировка подвергается справедливой крити-ке . В частности, в монографии И.И. Евтушенко обращено внимание на то об-стоятельство, что в данном основании не зафиксирована необходимость исправ-ления осужденного на момент принятия судебного решения об условно-досрочном освобождении или значительного прогресса на пути к исправлению осужденного . По мнению Д.А. Щербы ч. 1 ст. 79 УК РФ сформулирована та-ким образом, что требование окончательного достижения цели применения уго-ловного наказания в виде исправления осужденного должно быть реализовано не до принятия решения об условно-досрочном освобождении, а после . Мы согласны c данными учеными. Действительно, использование в формулировке основания фразы «для исправления не нуждается» означает незавершенность данного процесса на момент принятия решения об условно-досрочном осво-бождении.
Еще более четко данная позиция законодателя выражена в ч. 1 ст. 175 УИК РФ, где обвиняемому предложено в ходатайстве об условно-досрочном освобождении привести сведения, подтверждающие, что для его «дальнейшего исправления» нет необходимости в полном отбывании уголовного наказания, назначенного судом .
Таким образом, как материальный, так и процессуальный закон исходят из того, что на момент освобождения осужденного цель уголовного наказания – исправление осужденного, оказывается недостигнутой. При этом никакого ис-правительного воздействия со стороны органов, исполняющих уголовное нака-зание, на условно-досрочно освобожденных лиц, находящихся на испытатель-ном сроке, законом не предусмотрено. Таким образом, буквальное толкование ч. 1 ст. 79 УК РФ означает, что институт условно-досрочного освобождения не создает необходимых гарантий реализации требований ч. 2 ст. 43 УК РФ, кото-рая закрепляет цели уголовного наказания.
На наш взгляд, законодатель должен исключить данное противоречие, указав в ч. 1 ст. 79 УК РФ в качестве обязательного основания для условно-досрочного освобождения исправление осужденного. Для этого в ч. 1 ст. 79 УК РФ фразу «если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуж-дается в полном отбывании назначенного судом наказания» необходимо заме-нить на «если судом будет признано, что осужденный исправился и не нуждает-ся в полном отбывании назначенного судом наказания».
Отметим, что в судебной практике уже сейчас можно встретить решения, основанные на том, что обязательным условием для условно-досрочного осво-бождения является исправление осужденного. Приведем несколько примеров. Элистинский городской суд Республики Калмыкия в Постановлении от 19 июня 2015 г. по материалу № 4/1-61/2015 отказал в удовлетворении ходатайства осужденного Л.С.А. об условно-досрочном освобождении. При этом суд указал: «Доводы о том, что осужденный Л.С.А. соблюдает режим отбывания наказания, сами по себе не свидетельствуют о том, что он исправился и утратил обще-ственную опасность для общества, поскольку в соответствии со статьей 11 УИК РФ эти обстоятельства являются основными обязанностями осужденного и не могут быть признаны судом безусловным основанием для условно-досрочного освобождения.» .
В то же время, как правило, суд использует законодательные формули-ровки, не требующие полного исправления для условно-досрочного освобожде-ния осужденного. Так, например, Энгельсский районный суд Саратовской обла-сти в постановлении от 28 февраля 2019 по материалу № 4/1-1-59/19, удовле-творяя ходатайство осужденного, обосновал свое решение следующим образом: «Таким образом, данные, характеризующие личность Р.А.А., его отношение к окружающим, установленному порядку отбывания наказания, воспитательной работе за весь период его нахождения в исправительном учреждении, его наме-рение трудоустроиться свидетельствуют о позитивной направленности поведе-ния осужденного и позволяют сделать вывод, что осужденный для своего ис-правления не нуждается в полном отбывании наказания, назначенного судом, подлежит условно-досрочному освобождению от наказания, назначенного при-говором суда.» .
Отметим, что в самом судебном заседании участники в своих выступлени-ях доказывали именно факт исправления. Например, психолог рекомендовал принять решение об условно-досрочном освобождении, поскольку считал, что осужденный Р.А.А., вполне исправившийся в период отбывания наказания, стремится активно включиться в честную трудовую жизнь как во время пребы-вания в колонии, так и после освобождения. Прокурор в судебном заседании поддержал ходатайство осужденного, поскольку считал, что Р.А.А., с учетом его поведения во время отбывания наказания, наличия у него поощрения за не-продолжительный период времени пребывания в исправительном учреждении, отсутствие у него взысканий, вполне исправился и не нуждается в дальнейшем отбывании наказания.
Неоднородность судебной практики также является доводом в пользу то-го, что необходимо законодательно закрепить исправление осужденного в каче-стве обязательного основания для его условнодосрочного освобождения.
2.2. Контроль (надзор) за лицами, освобождёнными условно-досрочно
Поведение лица во время отбывания наказания в виде лишения свободы является одной из определяющих характеристик при установлении администра-тивного надзора после его освобождения. Данное положение имеет большое значение, поскольку во время отбывания наказания осужденный обязан соблю-дать установленные режимом содержания требования, которые, в свою очередь, сопоставимы с нормами, установ¬ленными в обществе. В связи с этим можно утверждать, что роль органов ФСИН России в обеспечении общественного по-рядка начинается с момента осуществления надзора за осужденным в исправи-тельном учреждении.
Непосредственно решение об установлении административного надзора принима¬ется судом, но по заявлению органа, исполняющего наказание. В заяв-лении исправи¬тельного учреждения указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в пе-риод отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению при-лагаются копия приговора суда и поста¬новление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административный надзор может также назначаться лицу, отбывшему уголовное на¬казание в виде лишения свободы и имеющему непогашенную либо неснятую судимость, совершившему в течение одного года два и более админи-стративных правонарушения против порядка управления и (или) администра-тивных правонарушения, посягающих на общественный порядок и обществен-ную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравствен-ность.
Федеральный закон «Об административном надзоре» от 03 марта 2011 № 64 в ч. 2. ст. 3 предусматривает две категории лиц, в отношении которых адми-нистративный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3. ст. 3 данного Закона:
- в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или осво-божденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо несня-тую судимость за со¬вершение преступления против половой неприкосновенно-сти и половой свободы не¬совершеннолетнего;
- в отношении лиц, совершивших преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Если в отношении второй категории Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об административ-ном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"» установил дополнения в ст. 18 и 86 УК РФ, регламентирующие правовое положение назначения административного надзора на уровне правовых последствий в от-ношении лиц, совершивших преступление при рецидиве преступлений, то в от-ношении первой категории таких правовых последствий в УК РФ не преду-смотрено. Для восполнения данных пробелов в целях профилактики рецидив-ной преступности предлагаем внести ряд изменений и дополнений в действу-ющее уголовное законодательство, связанных с установлением административ-ного надзора в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосно¬венности и половой свободы несовершеннолетнего. Кроме того, ес-ли лицу назначен административный надзор или административное ограничение и он совершает новое преступление, то при назначении наказания необходимо учитывать не только харак¬тер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного. Данное положение также требует свое-го законодательного закрепления и учета при назначении наказания такому ли-цу и определении мер уголовно-право¬вого принуждения.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голо-совании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 27.03.2019) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 ян-варя 1997 № 1-ФЗ (в 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. 28.04.2023) // Собрание законодатель-ства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
5) Федеральный закон «Об административном надзоре» от 03 марта 2011 № 64 // Российская газета. 2011. 04 апреля.
Материалы судебной практики
6) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказа-ния, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» // БВС РФ. 2009. № 7.
7) Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от от-бы¬вания наказания, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70546908 (дата обращения: 15.05.2023).
8) Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 21.08.2017 № 44у-106/2017 // Документ официально опубликован не был // До-ступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс»
9) Постановление Калининского районного суда Тверской области от 7.04.2016 по делу № 4/1-28/2016. // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
10) Постановление Элистинского городского суда Республики Калмы-кия от 19.06.2015 по материалу № 4/1-61/2015 // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
11) Постановление Энгельсского районного суда Саратовской области от 28.02.2019 по материалу № 4/1-1-59/19 // Доступ из справочной правовой си-стемы «Консультант Плюс»
Специальная литература
12) Бабаян С. Проблемы применения мер поощрения и взыскания // Пре¬ступление и наказание. 2017. № 6. С. 12-15.
13) Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправи-тельно-трудовых учреждениях : избр. тр. СПб. : Изд-во Юрид. центр Пресс, 2003. 624 с.
14) Васягина М. М. Проблемы правового статуса суда в производстве по делам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания / М. М. Ва-сягина, А. В. Шигуров // Юридическая наука. 2021. № 4. С. 125-128.
15) Громов В.Г. О политике уголовных наказаний в России // Правовая культура. 2019. № 1. С.10-15.
16) Дроздов А.И., Орлов А.В. Актуальные проблемы условно-досрочного освобождения от от¬бывания наказания // Актуальные проблемы российского права. 2018. №1 (86). С. 158-165.
17) Евтушенко И. И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация: монография / И. И. Евтушенко; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Волгогр. гос. техн. ун-т, Камыш. технол. ин-т (фил.) Волгогр. гос. техн. ун-та. Волгоград: Политехник, 2005. С.59. 170 с.
18) Коваль Е. А. Акты прокурорского реагирования: практикум / Е. А. Коваль, Р. В. Федосеев, А. В. Шигуров. Саранск, 2021. 76 с.
19) Крысин В. А. Учебное уголовное дело: учебное пособие / Крысин В. А., Шигуров А. В., Смолин А. Г. Саранск: Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. 301 c.
20) Малин П. М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные про-блемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. 216 с.
21) Рамазанов Д. М. Условно-досрочное освобождение как разновид-ность освобождения от наказания // Евразийский юридический журнал. 2019. № 12(139). С. 307-308.
22) Стрыгина С.В. Исторические основы формирования принципа спра-ведливости в праве // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-5. С. 81-84.
23) Ткачевский Ю. М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. // Вестн. Москов. ун-та. Сер. Право. 1997. № 2. С. 16-17.
24) Черненко Т.Г., Масалитина И.В. Некоторые вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Вестник Кузбасского ин-ститута. 2019. №1 (38). C. 74-83.
25) Шигурова Е. И. Недостатки правового регулировании применения мер процессуального принуждения при производстве по уголовному делу / Е. И. Шигурова, А. В. Шигуров // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2020. № 1 (8). С. 64-73.
26) Щерба Д. А. Условно-досрочное освобождение от отбывания нака-зания: вопросы теории и практики : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Хаба-ровск, 2007. 22 с.