Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты правового регулирования деятельности органов социальной защиты населения 4
1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения 4
1.2 Понятия, задачи системы органов социальной защиты населения 7
1.3 Процедура приема граждан органами социальной защиты населения 11
2. Применение нормативно-правовых актов в деятельности УСЗН Октябрьского района г.Красноярска 14
2.1 Анализ реализации правовых норм по вопросам социальной защиты населения в УСЗН Октябрьского района г.Красноярска 14
2.2 Актуальные проблемы применения нормативно-правовых актов в деятельности УСЗН Октябрьского района г.Красноярска 21
2.3 Пути решения проблем в области применения нормативно-правовых актов в деятель-ности УСЗН Октябрьского района г.Красноярск 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы соци-ально- экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащи-щенных слоев населения. Исходя из этого, социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики в Крас-ноярском крае.
В связи с тем, что на рубеже веков в системе социальной защиты населения отсутствовал персонифицированный учет льготных категорий граждан, имеющих право на льготы, ак-туальным вопросом региональной политики социальной защиты населения становится принцип адресности.
Целью данного исследования является изучение актуальных проблем правового регули-рования деятельности УСЗН Октябрьского района г.Красноярска.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- изучены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения;
- определены понятия, задачи системы органов социальной защиты населения;
- рассмотрена процедура приема граждан органами социальной защиты населения;
- проведен анализ реализации правовых норм по вопросам социальной защиты населения в УСЗН Октябрьского района г.Красноярска;
- выявлены актуальные проблемы применения нормативно-правовых актов в деятельно-сти УСЗН Октябрьского района г.Красноярска;
- исследованы пути решения проблем в области применения нормативно-правовых актов в деятельности УСЗН Октябрьского района г.Красноярска.
1. Теоретические аспекты правового регулирования деятельности органов социальной защиты населения
1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения
Правовые основы социальной защиты населения базируются на нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность органов власти в сфере социальной защиты населения и отражают три уровня правовой системы (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 — Основные нормативные акты в сфере социальной защиты населения по уровням правовой системы
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конститу-ционные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции РФ. Однако, Конститу-ция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных га-рантий. В этой связи, каждый субъект РФ вправе самостоятельно, исходя из своих мате-риальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий, в частно-сти:
- может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета;
- может быть предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т.д.
Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учи-тываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашен-ные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «соци-альная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участи-ем РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международным правовым до-кументом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозгла-шает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
К источникам права граждан на социальное обеспечение и социальную защиту относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Поста-новления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государствен-ной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами. Обеспечение соци-альных прав граждан – важное направление, в котором Государственная Дума РФ проде-лала значительную работу.
Эти нормативные правовые акты лежат в основе реализации социальной политики госу-дарства.
Активная правотворческая деятельность последних трех лет оказала существенное влия-ние на содержание социальных законов: в них закреплен принцип адресности социаль-ной помощи и объективности её предоставления в соответствии с экономическими усло-виями и административной правосубъектностью граждан.
В Российской Федерации действуют Федеральные законы: №5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах»10, №181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите инвалидов в РФ»11, №122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»12, №195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в РФ»13. В этих законах четко обо-значен принцип адресности на социальную защиту.
Следует отметить, что в социальных законах, принятых Государственной Думой, встре-чались и чисто декларативные документы, например, Федеральный закон №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»14. Этот первый российский нормативный акт, направленный на закрепление и защиту прав ре-бенка «регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» (ст. 2).
Рассматриваемый закон не только и не столько закрепляет права ребенка, сколько уста-навливает гарантии их обеспечения. Закон предусматривает обеспечение прав ребенка на: охрану здоровья (ст. 10); профессиональную подготовку и занятость (ст. 11); отдых и оздоровление (ст. 12); пользование социальной инфраструктурой для детей (с
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).
2. Закон о социальной поддержке отдельных категорий граждан от 27 декабря 2004 года № 68/2004.
3. Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населе-ния».
4. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовой-това Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С. Монография / Под общей редакци-ей Г.П. Медведевой. Москва, 2016.
5. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.
6. Кручко Г.В. Этапы формирования организационной структуры системы социаль-ной защиты населения Красноярского края как самостоятельной экономической отрасли региона// Проблемы социальной защиты населения. II Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей,- Пенза, 2016. – С. 20
7. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы:. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.
8. Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот”)» аналитического центра при Правительстве РФ.
9. Статья Д. А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие — обре-тение новой динамики». Официальный сайт Государственной социальной поддержки граждан: [Электронный ресурс]. Режим доступа: - «http://www.socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/".
10. Тяпкина Т.Ю. Исторические аспекты становления и развития системы социального обслуживания в России // Science and Practice: new Discoveries Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur'eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2015. С. 190-199.
11. Тяпкина Т.Ю. Особенности пенсионной системы в современной России В сборни-ке: Профессионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 120-125.
12. Тяпкина Т.Ю. Пенсионная система Российской Федерации // В сборнике: Профес-сионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 125-133.
13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы. – М.: Юрайт, 2016. – 557 с.
14. Шимановская К.А., Тяпкина Т.Ю., Козловская Д.И. Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации В сборнике: Организа-ционно-административная деятельность в системе социальной защиты населения Сбор-ник научных статей. Москва, 2016. С. 46-52.
15. Экономические основы социальной работы / Под ред. И.Н. Маяцкой. – М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. С. 264.
16. Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»: [Электронный ресурс]. — Ре-жим доступа: — http://www.vopreco.ru/ (дата обращения: 03.03.2017). Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2.
17. Официальный сайт Правительства России: [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа: — http://government.ru/.
18. http://www.gosuslugi.krskstate.ru