Фрагмент для ознакомления
2
Организацию можно представить как сложный организм, базу жизненного потенциала которого составляет корпоративная культура, которая развивается вместе с ее жизненным циклом. Корпоративная культура не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания предприятия в долгосрочной перспективе.
Существуют различные определения и трактовки термина «организация», в которых иногда этот термин применяется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве, что близко к понятию «организовывать». В других случаях организация представляется как объект, который имеет упорядоченную внутреннюю структуру, в котом сочетаются многообразные связи: физические, технологические, экономические, правовые и человеческие отношения. Таким образом, организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных сложных элементов и особое единство с внешним окружением.
Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития, поэтому организацию можно определить как самоорганизующуюся систему на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и заложено в основу теории предприятия. Предприятия рассматриваются как предмет междисциплинарного изучения и наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику предприятия, определяющее значение имеет и поведенческий подход, который выявляет динамику предприятия, систему отношений между людьми, их свойства и качества.
Целью данной работы является анализ жизненного цикла предприятия.
Объект исследования Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «СервисСтрой», которое занято строительными работами, является юридическим лицом и осуществляет свою коммерческую деятельности на основании российского законодательства.
Предмет исследования – жизненный цикл предприятия.
Исходя из цели, определены следующие задачи данной работы:
-дать характеристику жизненного цикла предприятия;
-охарактеризовать методику анализа жизненного цикла предприятия;
-рассмотреть модели ЖЦ;
-дать общую характеристику ООО «СервисСтрой»;
-провести оценку жизненных циклов ООО «СервисСтрой», пройденных организацией;
-разработать направления решений проблем жизненного цикла предприятия.
Теоретическую базу исследования составили работы таких авторов, как О.С.Виханского, Б.З. Мильнера, А.М. Смолкина и других авторов, а также материалы периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и структура жизненного цикла предприятия
Предприятия зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и затем прекращают свое существование, слишком долг существуют немногие, и не живут без изменений. Новые предприятия формируются постоянно, в то же время ежедневно сотни организаций ликвидируются навсегда, а те предприятия, которые умеют адаптироваться, процветают, другие, не способные принять изменения — разоряются и исчезают. Некоторые предприятия развиваются быстрее других, так как деятельность их более эффективна и поэтому каждый руководитель всегда должен знать, на каком этапе развития находится его фирма, и реально оценивать, соответствует ли принятый стиль руководства этому этапу.
Понятие жизненного цикла предприятия соотносится с предсказуемостью изменений состояний фирмы в течение времени ее существования. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят предприятия, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными . Концепции жизненного цикла постоянно изучаются, так как он используется для объяснения того, как фирма проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Предприятия имеют разные специфические и индивидуальные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла предприятия на временные отрезки подразделяется на следующие этапы .
1. Этап предпринимательства, на котором фирма находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели здесь являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, про-движение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности, на котором развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, складывается миссия предприятия. Коммуникации и ее структура все еще остаются неформальными, а коллектив предприятия затрачивает много времени на развитие механических контактов и имеют высокие обязательства и ответственность.
3. Этап формализации и управления, где структура предприятия стабилизируется, вводятся различные правила и процедуры. Основной упор делается на эффективность инноваций и стабильность, а органы по выработке и принятию управленческих решений являются приоритетными . Также возрастает роль высшего руководящего звена предприятия, руководители более взвешенно и ответственно подходят к процессу принятия решений. Причем роль каждого руководителя корректируется таким образом, чтобы выбытие тех или иных членов предприятия не вызывало осложнений для фирмы.
4. Этап выработки структуры, на котором фирма увеличивает объем выпуска продукции и расширяет рынок оказания услуг. На этом этапе руководство выявляет новые возможности развития предприятия, а организационная структура совершенствуется и становится более комплексной и отработанной, а механизм принятия решений децентрализуется.
5. Этап упадка наступает в результате конкуренции, когда организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители пытаются удержать рынки сбыта и стремятся к поиску новых решений и возможностей. Растет потребность в работниках с высокой квалификацией, наиболее ценных специальностей. Число конфликтов в предприятия нередко увеличивается, а механизм выработки и принятия решений строго централизован .
Основным критерием при выборе типа управления здесь является поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, проведение эффективной деятельности в настоящее время, но проведением планирования с учетом будущего. В этих условиях организация должна выбрать тип управления, который бы отвечал особенностям и задачам этого этапа и способствовал созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, для чего необходимы следующие условия.
Зрелость предприятия проявляется в том, что основной упор делается на эффективность инноваций и стабильность, растет объем продукции и рынок услуг, а руководители ищут новые возможности развития предприятия, что направлено на обеспечение стратегической выживаемости предприятия, сохранение и упрочение позиций на рынке.
На стадии зрелости особенно важно корректировать структуру управления предприятия, ликвидировать структуры и органы, которые систематически не выполняют свои задачи, а организовывать новые подразделения, создавать временные целевые структурные единицы для решения неотложных проблем, иметь специалистов для проведения анализа деятельности и составления планов перспективного развития и т. п.
Стадии жизненного цикла предприятия можно представить более детально (Приложение 1).
Концепция жизненного цикла может указать на определенные симптомы упадка предприятия, к которым относятся: снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы; растет конкурентная сила поставщиков; повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе; возрастает сложность управления приростом производственных мощностей; усложняется процесс создания товарных инноваций; снижается прибыльность фирмы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций. [Текст] /И.К.Адизес, - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 512 с.
2. Адизес, Ицхак К. Управление жизненным циклом корпорации [Текст] : пер. с англ. / И. Адизес, 2020. -384 с.
3. Брагин П.Е. Стратегический менеджмент [Текст] /П.Е.Брагин, -М.: Феникс, 2019. – 342 с.
4. Бобков В.Н. Основы менеджмента [Текст] /В.Н.Бобков, -М.: Дело, 2018. – 290 с.
5. Борисенко Д.И. Планирование на предприятиях строительной промышленности [Текст] /Д.И.Борисенко, -М.: Недра, 2018. – 310 с.
6. Волгин Н.А. Теория предприятия [Текст] /Н.А.Волгин, -М.: Рагс, 2018. – 312 с.
7. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] /Л.П.Владимирова, - М.: Дашков и К, 2019. – 460 с.
8. Верховцев А.В. Менеджмент [Текст]. -М.: ИНФРА-М, 2021. -355 с.
9. Зайцев Н.Л. Экономика предприятия [Текст] /Н.Л.Зайцев, -М.: Экзамен, 2020. – 380 с.
10. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] /В.В.Ковалев, О.Н.Волкова, - М.: Проспект, 2018. – 425 с.
11. Крейкова Т.Г. Экономика предприятия [Текст] /Т.Г.Крейкова, -СПб.: Питер, 2019. - 380 с.
12. Кибанов А.Я. Управление персоналом предприятия [Текст] /А.Я. Кибанов, -М.: Приор, 2020. - 514 с.
13. Конарева, Л. А. Жизненный цикл предприятия [Текст] / Л. А. Конарева // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2021. - № 11.- С.82-89.
14.Куранов, М. В. Анализ факторов, характеризующих функционирование предприятия на различных этапах жизненного цикла [Текст] / М. В. Куранов // Экономический анализ: теория и практика. - 2020. - № 4. - С. 65 - 68
15. Матвеева И.Д. Стратегическое управление [Текст] /И.Д.Матвеева, -М.: Кнорус, 2020. – 285 с.
16. Минин Э.В. Стратегическое управление [Текст] /Э.В.Минин, -М.: Академия, 2017. – 385 с.
17. Макарченко М.А. Основные модели жизненного цикла предприятия) [Текст] / М. А. Макарченко // ЭКО. - 2019. - № 6. - С. 36-50.
18. Мокрецов, Ю. В. Организация производства, обеспечивающая актуализацию жизненного цикла продукции [Текст] / Мокрецов Ю.В. // Экономический анализ: теория и практика. - 2021. № 8.С. 28-33.
19. Попов С.Г. Стратегический менеджмент [Текст] /С.Г.Попов, - М.: Ось-89, 2021. – 320 с.
20. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ООО «СервисСтрой» за 2021-2022 гг.
21. Райтер Г.. Для каждого этапа жизненного цикла компании характерно доминирование разного типа людей [Текст] / Г. Райтер // Управление персоналом. - 2019. № 17 (315). С. 6-16
22. Устав ООО «СервисСтрой», зарегистрированный ЦАО г.Тюмени 25 июля 2002 г.
23. Филонович, С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике [Текст] / С. Р. Филонович // Социологические исследования. - 2021. - № 4. С. 53-64
24. Шаров П.Е.. Модели жизненных циклов российских компаний: результаты эмпирического исследования [Текст] / П.Е. Шаров // Вопросы экономики. 2021. № 5. С. 19 - 35.
25. Яковлев Р.А. Маркетинг [Текст] /Р.А.Яковлев, -М.: Дело, 2021. – 310 с.