Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Л.С. Выготский, 1956, ТВ. Драгунова, 1976, А.Н. Леонтьев, 1994, B.C. Столин, 1983, Д.И. Фельдштейн, 1997, Д.Б. Эльконин, 1994 и др.).
Становление самосознания личности традиционно рассматривается без учёта ее индивидуально-творческой роли в процессе присвоения общепринятых стандартов. Содержательная сторона самосознания часто рассматривается лишь с позиции формирующих социокультурных влияний. При этом, как один из критериев уже развитого самосознания, декларируется активная позиция самостоятельной личности. Вырисовывается противоречие между ходом процесса и его результатом. Учитывая, что поведение человека, его отношение к себе, возникает в контексте и относительно внутренних значений и интерпретаций, в данной работе мы предлагаем разрешить обозначенное выше противоречие следующим образом, социум задает юноше типичные нормативы поведения, которые юноша в соответствии со своими индивидуальными психологическими особенностями, детерминирующими самопроявление личности, трансформирует. Причем, степень активности трансформации индивидуальны и каждый человек занимает свою позицию на шкале "социально заданное - индивидуально трансформированное". Существующие представления о психологических особенностях лиц юношеского возраста в период становления самосознания носят в основном описательный, констатирующий характер. При этом, некоторые феномены, свойственные только юношескому периоду, такие как идеализация, преданность и поклонение кумирам остаются без должного объяснения. Поэтому представляется актуальным выявить психологические особенности самосознания, свойственные собственно юношескому возрасту и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается.
Объект исследования: лица младшего и старшего юношеского возраста. Две группы испытуемых, каждая в количестве 10 человек.
Предмет исследования: психологические особенности самосознания в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания, изменяется в различные возрастные периоды, приобретая устойчивый характер. Исходя из вышесказанного, можно определить цели нашей работы:
- выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа "Я" лиц юношеского возраста;
- проследить динамику изменения соотношения компонентов самосознания юношей.
Задачи исследования:
1. Из теоретических источников:
А. Выявить структуру самосознания лиц младшего и старшего юношеского возраста;
Б. Выявить содержательно-смысловые особенности самосознании юношей, их функции и роли;
2. Определить специфику связей формальных и содержательных характеристик самосознания в старшем юношеском возрасте.
Методы исследования: При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент в двух возрастных группах, их самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ.
В работе использовался блок методик, направленный на изучение содержательно- структурных особенностей самосознания юношей:
1). методика личностного дифференциала (ЛД),
2). методика определения мотивации достижения;
3). опросник Плутчика – Келлермана – Конте (Life Style Index);
4). методика Дембо-Рубинштейн.
5). тест-опросник самоотношения В.В.Столина.
6) тест двадцати ответов М.Куна.
7) математико-статистические методы обработки полученных данных.
Новизна исследования. Впервые ставится задача изучения особенностей самосознания лиц, принадлежащих разному юношескому возрасту как самостоятельному периоду психического развития.
Теоретическая значимость работы связана с тем, что особенности самосознания связываются в ней с созданием юношами своеобразного индивидуального мифа о себе, своем будущем и своем месте в окружающем мире. Процесс становления самосознания рассматривается как динамическая структура, что позволяет выстраивать алгоритм развития. Это дает возможность анализа индивидуальных особенностей и различий в самосознании у юношей.
Практическая значимость работы состоит в выявлении особенностей и реально действующих механизмов развития самосознания, что дает реальную возможность психологической помощи старшим лиц юношеского возрастам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о дальнейшем жизненном пути.
Глава 1. Теоретические основы исследования самосознания в юношеском возрасте
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский («студенческий») возраст, – юношеский период развития человека (16-17 — 20-21), – это начало самостоятельной, взрослой жизни.
16–17 лет — 20–21 год, – это, в широком смысле, юношеский этап развития личности. Наряду с этим, в данном возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет — ранняя юность, 17-20 лет — собственно (в узком смысле) юность, 20-21 год — поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками.
Развитие современной молодежи происходит в специфической ситуации множественных социальных и духовных проблем мирового уровня. С течением времени культура исторически трансформировалась, что привело к сдвигу социального самоопределения с разделяемых всеми внешних ориентиров на внутренние ориентиры. Произошедшие перемены предъявляют к молодежи серьезные требован
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников, Ростов на Дону, 2000г.
2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный юноша. М., 1991.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.
4. Боброва В. Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности лиц юношеского возраста, Ростов на Дону, 1966г.
5. Блонский П.П. Психология, 2000г.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии 1978, М. 4; 1979
7. Божович Е. Д. Психология особенного развития личности лиц юношеского возраста, 1969г.
8. Варга А.Я., В.В.Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
10. В. Вишневский Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности лиц юношеского возраста, 1984г.
11. Возрастная и педагогическая психология /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
12. Вопросы психологии развития личности лиц юношеского возраста и юноши, Тюмень, 1969г.
13. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка, - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956г.
14. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности, Под ред. Щадрикова В.Д., 1989г.
15. Драгунова Т.В. Юноша, М., 1976г.
16. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у лиц и юношей. Л., 1982.
17. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990, 1 с. 19-27.
18. Ивашкин В. Психологическое изучение школьников, 1990г.
19. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. 195с.
20. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.:Просвещение, 1988.
22. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.- с.93-96, 101-110.