Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
На современном этапе в развитии теории и практики, психология, нейропсихология, коррекционная педагогика и специальная психология характеризуется глубоким внимания к углубленному изучению различных особенностей в психическом развитии детей, что характеризуется важным научно-практическим значением. На протяжении нескольких лет возрастает количество и разнообразие детей с отклонениями в развитии. Это создает необходимость в изучении детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определения программ коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
Важнейшее направление теоретической и практической разработки в области олигофренопедагогики считается исследование в особенности, возможности и педагогических условий формирования у обучающихся вспомогательной школы высших психических функций путем коррекционно-развивающего обучения.
Рассмотрением данной проблематики занимались такие педагоги и психологи, как: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и другие.
Основу идеи в развивающем обучении сформулирована работой Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь»: «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников» [9, с.13].
Конкретный методический путь использования процессов обучения в целях коррекции могут быть довольно разносторонними. Они зависят от объективного содержания в учебном материале, от способа сочетания практического и словесного средства обучения. Конкретную методическую сторону в коррекционно-развивающей работы отбирают учитывая особенность в интеллектуально-эмоциональной и волевой сферы обучающихся на том или ином этапе их обучения. Наряду с разнообразием конкретного методического направления в коррекционно-развивающей работе существует такая психолого-педагогическая структура:
- вводятся в содержание обучения разделы, предусматривающие восполнение пробела предшествующего развития, формируют готовность к восприятию самого тяжелого программного материала;
- используются методы и приёмы в обучении с ориентацией на «зону ближайшего развития» ученика, создаются оптимальные условия для реализации его потенциальной возможности;
- осуществляется коррекция в направленности учебно – воспитательного процесса, которое обеспечивает решение задачи в общем развитии, воспитании и коррекции познавательных деятельностей и речи ученика, преодолеваются индивидуальные недостатки в развитии;
- определяются оптимальные содержания в учебном материале и его отбирают с учетом поставленных задач [16, с.46].
Цель исследования – выявление психологических особенностей коррекционно-развивающего обучения детей.
Объект исследования – коррекционно-развивающее обучение.
Предметом исследования является психологическая особенность в коррекционно-развивающем обучении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники с целью выявления теоретических основ проблемы в коррекционно-развивающем обучении.
2. Обобщить основную идею и подходы разнообразных психологов к данной проблеме.
3. Выделить психологическую особенность коррекционно-развивающего обучения.
Практическая значимость исследования заключена в выявлении психологической основе организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения детей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Концепция коррекционно-развивающего обучения
В 1993 г. в Институте коррекционной педагогики РАО была создана единая концепция, получившая название «Кон¬цепция коррекционно-развивающего обучения в условиях об-щеобразовательной школы». Концепцией коррекционно-развивающего обучения была получена положительная оценка у большинства ведущих специалистов на экспертном совете в рамке Федеральной программы «Рос¬сийская школа», а также на экспертном совете общего среднего образования МО РФ.
В концепцией реализуется следующие ключевые положения:
1. комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, которая обеспечивает своевременность в выявлении и квалификации трудности в обучении, а также нахождение комплекса мер, лечебной, профилактической, коррекционной и развивающей, способствующей преодоле¬нию, компенсации недостатка;
2. вариативность учебного плана, образовательной и коррек-ционной программы, в том числе разноуровневой по содержа-нию и сроку обучения;
3. вовремя найденное и квалифицирование той или иной неблагоприятной ситуации в развитии – «предвестника» школь-ной трудности, организации коррекционно-развивающего вос-питания и обучения в дошкольных учреждениях;
4. активная интегрированность обучающихся в общеобразовательных классах массового типа из коррекционно-развивающего до¬школьной группы или класса после одного-двух лет обучения, а также по окончанию начальной ступени обучения;
5. максимальная социально-трудовая адаптация обучающихся в классе с коррекционно-развивающим обучением в подростко-вом возрасте к современному социальному климату (учитывая условия рынка труда) [16, с.38].
Зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения путем производства на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика.
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — «это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностя¬ми в обучении и адаптации к школе» [16, с.38].
Указанная форма дифферен¬циации осуществима при обычном традиционном построении в организации учебно-воспитательного процесса, но наилучше эффективна при создании специального класса (КРО), который позволит обес¬печить оптимальный педагогический режим для учеников с труд¬ностями в обучении и проблемой соматического и нервно-психического здоровья. Именно в таком классе возможна последовательная взаимодейственная диагностико-консультативная, коррекционно-развивающая, лечебно-профилактическая и социально-трудовая работа с детьми.
Важный фактор в системе коррекционно-развивающего обучения считается динамическая направленность специалистом школьного психолого-медико-педагогического консилиума за продвижением всех детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967
2. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. М.: Школа-Пресс, 1994
3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М., 1998
4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. М., 1984
5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 2002
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996
8. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999. №6. С. 25-29
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990
10. Носкова Л.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. М.: Педагогика, 1989
11. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. М., 1997
12. Репкин Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993
13. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. №1. С. 66-75
14. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т.: Т. 10. М., 1995
15. Фридман Л.Н. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования // Феникс. 1995. №3
16. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. М.: Владос, 1999
17. Шиф Ж.И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1972