Фрагмент для ознакомления
2
Особое внимание уделяется роли человеческого фактора в повышении эффективности государственного управления и чувству ответственности в администрировании .
Несмотря на значительные изменения в обществе и государстве, содержательные аспекты этого научного наследия нельзя недооценивать. Действительно, наука административного права, как и другие юридические науки, ранее характеризовалась прежде всего проявлением государственно-политического подхода к изучению правовых явлений. Однако в последние годы эта тенденция была преодолена.
Изменения в государственном устройстве, в котором приоритет отдается интересам личности и общества, а не государства, привели к переоценке специфики административного права. Формирование нового научного подхода относится к концу 1980-х - началу 1990-х годов. В это время, после определенного "затишья", наука административного права получила новые возможности для своего развития.
Однако, к сожалению, наметилась тенденция, не способствующая ее эффективному развитию не только в области науки административного права, но и в других научных дисциплинах. Речь идет о процессе, который в последние десятилетия сопровождался разрывом связей между учеными - административистами в странах, входивших в состав СССР. Отрадно, что в последние годы эти отношения возобновились. Появление независимых государств на постсоветском пространстве привело к развитию отечественных отраслей юриспруденции, в том числе в области административного права.
4.Развитие административного права в современной России
После принятия в 1993 году новой Конституции Российской Федерации перед наукой административного права встали важнейшие задачи по развитию многих областей управления и административного права. Среди приоритетных направлений исследования административного права: сущность и современные задачи, функции и принципы государственного управления и местного самоуправления; формирование системы местного самоуправления и анализ ее важнейших элементов; проблемы функционирования исполнительной власти в России; принципы и функции современного административного права; создание новых административных законов и их дальнейшая систематизация и кодификация; административно-исполнительная деятельность; административное право .
В последнее десятилетие административное право получило бурное развитие в исследованиях многих российских ученых и государственных управленцев: в 1995-2003 гг. было издано большое количество учебной литературы по административному праву: профессора А. Б. Агапов, А. П. Алехин, Д. Н. Бахлав, Ю. М. Козлов, Н. М. Конин, профессор А. П. Коренев, профессор В. М. Манохин, профессор Д. М. Овсянко, профессор Л. Л. Попов, профессор Б. В. Росиский, преп. Ю. А. Тихомиров и другие исследователи опубликовали учебники и учебные пособия по административному праву.
Предметом теоретического анализа отношений в области норм административного права в настоящее время все чаще становится основная содержательная характеристика административно-правового регулирования. Административное право как система публичного права формирует и поддерживает функционирование правовых механизмов, созданных для осуществления административной власти, обеспечения общественной безопасности, эффективного управления государственными и общественными делами, защиты прав и свобод человека и гражданина, установления режима законности административных актов.
Как доктрину развития административного права в современной России ее можно рассматривать как совокупность научных взглядов и основных идей о целях, задачах, принципах, компонентах и основных направлениях развития административного права и подчиненных ему отраслей и институтов. Важное место в этой доктрине должно занимать обеспечение законной организации и функционирования публичной администрации в российском государстве на основе принципа разделения властей и признания высших ценностей личности, прав и свобод.
Конституция России вводит новый термин исполнительная власть и подчеркивает провозглашение важнейших политико-правовых принципов конституционного (правового) государства.
Согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе категорий законодательной, исполнительной и судебной власти. Прежде чем перейти к основным функциям исполнительной власти, т.е. к основным направлениям государственной административной деятельности, необходимо подчеркнуть приоритет публичного интереса в административной сфере. В настоящее время основные позиции в административной деятельности занимают следующие направления:
-реализация государственной политики через программы на всех уровнях Федерации;
-создание и регулирование правовых и организационных основ экономической жизни;
-управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
-регулирование функционирования различных органов негосударственного сектора;
-координация функционирования национализированных и ненационализированных секторов;
-экономическое, социальное, культурное и административное строительство;
-обеспечение реализации прав (включая их защиту) и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
-государственный контроль и надзор в контролируемой и регулируемой сфере.
Например, более четкий подход к определению административного права в Российской Федерации может быть найден путем уточнения терминологии.
Определение предмета административного права в Российской Федерации учитывает новые проявления сферы государственного управления и административной деятельности, наличие субъектов (органов), осуществляющих административные полномочия, и практическую реализацию предоставленных полномочий по осуществлению административной деятельности .
В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы с учетом государственного устройства Российской Федерации. Под объектами административного права можно понимать единые общественные отношения, реализующие задачи, функции и полномочия исполнительной власти, управленческие отношения внутри организации в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти и органов прокуратуры, управленческие отношения с участием субъектов местного самоуправления, индивидуальные управленческие отношения в сфере общественных отношений и различных общественных организаций (внешних и внутренних).
Вопрос о методе правового регулирования остается дискуссионным в современном административном праве. Советский метод, включавший в себя руководство партии, применение прямых директивных предписаний и других правовых средств недопустим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
3. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
4. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
5. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
6. Попов Л.Л. Административное право РФ: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
7. Серков П.П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования): Монография. В 3 частях. Части 2 и 3 / П.П. Серков. Москва: Норма, 2018. 1088 с.
8. Старилов Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / Отв. ред. Ю.Н. Старилов. Серия: Юбилеи, конференции, форумы. Вып. 7. Воронеж: Издательство Воронежского гос. ун-та, 2013. С. 275.