Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы связана с интересом к народному творчеству культуры мордвы, ее особенностями и трансформации традиционных элементов песенного искусства, характерных для культуры мордвы.
Цель данной работы привела к постановке задачи: 1) определить основные формы трансляции мордовской песенной традиции в современный период; 2) выявление направлений бытования мордовского исполнительского стиля - бурдонно-гетерофонная полифония; 3) проследить степень сохранности несчастных песенных жанров мокши и эрзи; 4) сопоставить некоторые данные и записи этнографических исследований, проведенных в 1970–1980-е гг. Мордовский этномузыколог Н. И. Бояркин, с результатами и выводами последних экспедиций, организованных кафедрой. Таким образом, полезные исследования мокшано-эрзянской песенной традиции являются следствием ее актуального состояния электоральной активности. Для достижения цели и задач исследования в работе потребовались следующие методы: поисково-исторический, законопослушный в изучении и анализе временных эффектов; Появились, позволили выявить и сопоставить авторские взгляды на мордовскую песенную традицию и особенности ее функционирования; социологические, попадающие в медицинские интервью и полевые исследования.
Настойчивость в том, что в представленной перспективе неизбежно возникают вопросы, которые еще не рассматривались. Единственная работа, которую можно назвать в этом отношении, это кандидатская. кандидатская диссертация С. В. Колесниковой, профессора кафедры народной музыки Французского исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, на тему «Народно-песенная артикуляция в профессионально-исполнительском фольклористике (на примере средних певческих коллективов Республики Мордовия)» . Значительный вклад в сбор и изучение песенной культуры мордвы вносит педагогическое исследование. Автор сопоставляет артикуляцию девятки (Республика Мордовия) и шестидесятилетия (Саранск) второстепенных групп и делает выводы о манере их пения в зависимости от типа певческого коллектива и степени соответствия этой манеры аутентичной артикуляции мокшано-эрзянской традиции, но в случае ракурса вопрос сужается до проблемы народно-песенной артикуляции, а практический материал, собранный в результате личной работы автора диссертации, следует с точки зрения артикуляционных особенностей исполнения мордовских песен. Практическая значимость обширных статей Анализ достаточно обширного исследовательского материала и характер выводов. Основные положения работы актуальны в ходе наблюдения за песенной традицией мордвы.
1. История фольклора культуры мордвы
Длительный период народное творчество было основой жизни мордовского народа. Как писал И. Рюйтель, «в то время, когда зарождалась этническая культура и фольклор как ее неотъемлемая часть, не было письменности и письменной культуры, а наследственно охраняемое народное творчество было единственным изданием художественного самовыражения народа» . У мордвы этот период продлился до 1927 г., когда он официально совпал с мокшанским и эрзянским языками. Песня играла важную роль на протяжении веков, поэтому даже сейчас, когда живая фольклорная традиция мордвы постепенно исчезает, уступая место современной форме и культуре, мы имеем 23 района, где почти каждое село или район в центре имеют собственный фольклорный ансамбль.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бояркин Н. И. Аутентичный и вторичный фольклор: вопросы теории и практики // Фольклор и современная духовная культура финно-угров: материалы науч. симпозиума (г. Саранск, 17-18 июня 1992 г.). Саранск: НИИ регионологии, 1993. С. 26-36.
2. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
3. Бояркин Н. И. Стили мордовской вокальной полифонии // Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1. С. 4-8.
4. Бояркина Л. Б. К проблеме изучения мордовского субстрата в русской музыке // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях: сб. науч. трудов. Ижевск: УрО РАН, 2002. С. 211-228.
5. Бояркина Л. Б. Уникальные ценности народной культуры (прошлое и настоящее левженских музыкальных традиций) // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. С. 131-135.
6. Булычева Н. Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.
7. Дорохова Е. А. Мордовские параллели в южнорусском фольклоре: иллюзия очевидности // Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 202-217.
8. Жордания И. М. Мордовские и грузинские многоголосные традиции в контексте Евразии // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 117-134.
9. Исаева С. А. Мордовское многоголосие как объект нематериального культурного наследия // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 197-201.
10. Колесникова С. В. Народно-песенная артикуляция в контексте исполнительского фольклоризма (на примере вторичных певческих коллективов Республики Мордовия): автореф. дисс. ... к. культ. Саранск, 2020. 22 с.
11. Памятники мордовского народного музыкального искусства: в 3-х т. / сост. Н. И. Бояркин; под ред. Е. В. Гиппиуса. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. Т. 2. 320 с.
12. Разумовская Е. Н. Плачи «под язык» и «под иканье» - особые вокально-ансамблевые формы причетной традиции // Экспедиционные открытия последних лет: народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х - 1990-х годов: ст. и материалы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 9-59.
13. Рюйтел И. Фольклор и современная культура: теоретические аспекты проблемы // Фольклор и современная духовная культура финно-угров: материалы науч. симпозиума (г. Саранск, 17-18 июня 1992 г.). Саранск: НИИ регионологии, 1993. С. 18-25.
14. Сырескин А.И., Старостина Т.А. О некоторых композиционных особенностях свадебных песен теныушевской мордвы // Проблемы композиции народной песни. -Науч. тр. МГК им. П.И. Чайковского. - Сб. 10. - М.: МГК, 1997. - С. 127-134.
15. Топоров В.Н. Об одном архаичном переживании: похороны Сидора Карповича // Имя: Семантическая аура. - Ин-т Славяноведения РАН. - Отв. ред. Т.М. Николаева. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С.67-89.
16. Урсегова Н.А. Свадебная причетно-песенная традиция русских старожилов Сибири. - Автореф. на соиск____канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2000. - 16 с.
17. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 1. - Эпические и лиро-эпические песни. - Сост. JI.C. Кавтаськин. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1963. - 399 с.
18. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 1, кн. 2. - Исторические песни XVI-XVIII в. - Сост. А. Шаронов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 352 с.
19. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 2. - Лирические песни. - Сост. Л.С. Кавтаськин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 372 с.
20. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 6, ч. 1. - Эрзянская свадебная поэзия. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — 472 с.
21. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 6, ч. 2. - Мокшанская свадебная поэзия. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. - 400 с.
22. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 7, ч. 3. - Календар-но-обрядовые песни и заговоры. - Общ. ред. Б. Кирдана. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.-304 с.
23. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. — Т. 8. — Детский фольклор. - Сост., подстрочный пер., предисл. и коммент. Э.Н. Таракиной. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 300 с.
24. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 9 - Мордовские народные песни Заволжья и Сибири. - Сост. И. Сибиряк. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.-332 с.
25. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Т. 11.- Народные песни мордвы Пензенской области. - Сост. В. Беляков. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-197 с.
26. Федянович Т.П. Черты сходства свадебной обрядности русских и мордвы // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. - Под ред. К.В. Чистова. - Л.: Наука, 1978. - С. 247-259.
27. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории.-Л.: Наука, 1986.-304с.
28. Шаронов А.М. Русско-мордовские фольклорные отношения (исторические песни XVI-XVIÏÏ в.). Автореф.... на соиск. канд. филологич. наук. - Саранск, 1973. - 21 с.
29. Шамова Л.Н. Причетные формы мордвы-эрзи в бассейне реки Суры Среднего Поволжья (проблемы типологии и генезиса). - Автореф. на соиск. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2010.-21 с.
30. Шамова Л.Н. Свадебные песни мордвы-эрзя Присурья // Музыковедение. -2008.-№2.-С. 52-57.
31. Шахматов A.A. Мордовский этнографический сборник. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1910. - 848 с.
32. Шахов П.С. Мордовский фольклор в Сибири // VIII Конгресс этнографов и антропологов России 1-5 июля 2009 г. - Тезисы докладов. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. - С. 556-557.
33. Шахов П.С. Музыкальный стиль свадебных причитаний сибирской мордвы-эрзи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Вопросы теории и практики. - Вып. 5. - Тамбов: Грамота, 2014. - С. 210-215.