Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эта работа посвящена исследованию и анализу современного состояния культуры и общества алтайцев, поэтому в первую очередь следует охарактеризовать этнографические работы об этой культуре. Корпус этих работ достаточно обширен и имеет долгую, почти трехвековую историю. Учитывая специфику объекта исследования, моё основное внимание было сосредоточено на изучении работ, освещающих материальную и праздничную культуру алтайцев. Работы Г.И. Спасского, А.М. Горохова, П.А. Чихачева, В.И. Вербицкого, В.В. Радлова, Г.Н. Потанина, А.В. Адрианова, С.П. Швецова представляют собой первые исследования культуры народов, проживавших на территории Республики Алтай в XIX веке. Следует отметить, что, несмотря на принципиальную ценность трудов этих учёных для алтаистики, не все они одинаково информативны с точки зрения специфического интереса к таким элементам этнической культуры как праздничная культура и мир вещей.
Исследователи первой половины XIX века уделяли больше внимания религиозным концепциям аборигенов Алтая, их языку и фольклору, в то время как систематическое и детальное описание материальной культуры, социальных отношений, хозяйственного уклада отходило на второй план. Важное исключение составляет работа В.В. Радлова, в которой собран богатый материал относительно пищи, одежды и жилища, бытовавших у алтайцев в середине – второй половине XIX в.
Первая половина XX в. ознаменована появлением плеяды учёных, написавших классические этнографические труды по культуре алтайцев. Так, уникальные материалы по духовной и музыкальной культуре алтайцев оставил А.В. Анохин. Институционализировавшаяся советская этнография активно развивалась благодаря исследованиям аборигенов Южной Сибири, в том числе алтайцев, проводившимся Н.П. Дыренковой, С.А. Токаревым, Л.П. Потаповым. В статьях и книгах этих учёных культура аборигенного населения Алтая представлена наиболее систематично. Особую важность для этого исследования имеют труды Л.П. Потапова, посвящённые целостному описанию пищи, одежды, жилища народов Алтая (многие из этих работ были созданы и во второй половине ХХ в.) Кроме этого, отношения обмена и взаимопомощи, важные для современной социальной жизни алтайцев, не могут быть поняты адекватно без знания работ всех перечисленных учёных, посвящённых этой теме.
Алтайская этнография второй половины ХХ в., наиболее яркими представителями которой были Л.П. Потапов, Е.М. Тощакова и Н.И. Шатинова, представляет исключительную ценность сразу по нескольким причинам. Монографии Е.М. Тощаковой и Н.И. Шатиновой являют собой исследования, из которых можно почерпнуть информацию об изменениях культуры алтайцев, проходивших в послевоенный период. Авторы формально концентрируются на «традиционных» чертах современной им народной культуры, то есть на различных элементах этнической культуры, которые сохранялись в повседневной жизни алтайцев во второй половине ХХ века. Показательно то, что интересы авторов как начала, так и конца этого периода, имели ярко выраженную тенденцию к описанию отношений в семье, ценностей и норм, определяющих функционирование этого социального института. Возможно, это показывает, что в советский период этническая культура, лишившись содержательной публичности, кроме той, которую создаёт искусство, и профессиональная сфера культуры, была глубоко семейной.
К 90-м годам ХХ века алтайская этнография имела уже несколько магистральных путей развития. Один из них шёл в рамках традиционного этнографического описания, сложившегося в первой половине и устоявшегося в начале второй половины ХХ века. Это характерно для работ В.П. Дьяконовой, Н.А. Тадиной, Е.Е. Ямаевой, В.Н. Муйтуевой. Другое направление, активно развивающееся и сегодня, видело своей целью – путём привлечения новых данных – переосмыслить представления об этногенезе, этнической истории, религиозных воззрениях алтайцев, их фольклоре. Среди представителей этого направления стоит отметить работы Л.И. Шерстовой, Э.Л. Львовой, А.М. Сагалаева и И.В. Октябрьской, Д.В. Арзютова, Д. Ю. Доронина. В этот же период важное место заняли работы, опирающиеся на материал, собранный не качественными, а количественными методами. Наконец, ряд исследователей предприняли успешные попытки расширить предметное поле. Изменения в культуре алтайцев (под воздействием политических свобод, новых возможностей коммуникации и в то же время социально-экономического упадка) не кажутся им движением по оси «сохранение – потеря» этнической культуры. Напротив, в своих работах они подчёркивают гибкость культуры, адаптирующей новые для неё объекты в привычное смысловое поле, и вместе с тем учитывают процессы вовлечения элементов этнической культуры в сферу политики и изменение традиционных представлений в связи с трансформациями социального и экономического характера. Так, С.П. Тюхтенева, анализируя развитие этнической культуры алтайцев с 60-х годов XX в. до настоящего времени, критикует применение к этому процессу унифицирующей категории «возрождение» и предлагает видеть несколько этапов, различающихся между собой прежде всего мотивами людей, влиявших на культурные изменения. Наряду со специальной литературой необходимо отметить работы, в которых этническая культура алтайцев изучалась в межкультурном контексте. Описание этнографического материала, полученного во время полевых работ, лежит в основе диссертации. Тем не менее, те вопросы, которые обрамляют исследовательскую перспективу работы и задают в ней вектор движения мысли, происходят из корпуса теоретических текстов, ставших классическими для социальной и гуманитарной мысли.
Известно, что при исследовании этнической истории алтайцев и других народов, не имеющих или не сохранивших собственных письменных источников, значительную роль играет их фольклорное наследие: мифы, легенды, предания, эпос и иные жанры. Они помогают выяснить и уточнить то, что отсутствует или недостаточно отразилось в летописях и хрониках соседних народов. Поэтому при подготовке работы было проанализировано большое количество фольклорно-этнографического материала. Прежде всего, это известные сборники В. Вербицкого, Г. Потанина, Е. Ямаевой и И. Шинжина, публикации в газете "Алтайдын Чолмоны" и журнале "Эл Алтай".
Историографию народов Алтая можно разделить по проблемнохронологическому принципу, выделить дореволюционный, советский и современный этапы развития. Исследователи из "дореволюционного периода" справедливо считали, что до них не было серьезных исследовательских попыток подойти к решению проблемы происхождения Алтайцев. Дореволюционной науке это казалось даже непосильной задачей. В. Радлов прямо заявлял: "Едва ли окажется когда-либо возможным разрешить вопрос о происхождении древнейших обитателей Сибири".
Совершенно иначе подходят к данному вопросу советские историографы. Они отрицают деление народов на исторические и неисторические, разрабатывают методы и приемы изучения истории и происхождения так называемых «неисторических» народов и выявляют новые виды ценных научных источников для подобных исследований, учатся владеть ими. К такого рода источникам относятся прежде всего различные типы археологических памятников и весьма многочисленные виды этнографических материалов, разнообразные антропологические материалы, данные фольклора и языка, этнонимики и топонимики и т. д. Само собой разумеется, что большое значение в комплексе перечисленных источников придается всякого рода сведениям, содержащимся о народах в любых письменных источниках.
Таким образом, каждый последующий в историко-временном отношении пул исследователей основывается на уже существующих работах, но использует современные аналитические инструменты, уточняя и расширяя знания, иногда отказываясь от утверждений предыдущих исследователей, сделавших неверные выводы, не владея научным набором проведения этнографических изысканий.
Целью данной работы является хронологический обзор этнографических исследований алтайцев с упоминанием проблем, заблуждений и их развенчанием в более поздние периоды в ходе этнографических экспедиций.
Глава I Изучение алтайцев в досоветский период
1.1 Первые исследователи Алтая
"Обычно принято относить начало этнографического изучения алтайцев к 20-м и 30-м годам XIX в., когда по Алтаю путешествовали ботаники Ледебур и Бунге (1826) и геолог Гельмерсен (1834). Известно, что в опубликованных дневниках упомянутых ботаников, особенно у Бунге, содержится немало записей этнографического содержания. Здесь мы найдем описание алтайских зайсанов, с которыми встречался каждый из путешественников по пути своего маршрута. Довольно подробно это описывает Бунге, уделяя внимание и внешнему быту зайсанов, их одежде, жилищу, взаимоотношениям с подчиненным им населением. Но Бунге не ограничивается описанием быта только богатых и знатных алтайцев. От его внимания не ускользает и быт рядовых бедняков алтайцев — скотоводов и охотников, их хозяйство, например, мотыжное поливное земледелие Более всего замечаний у Бунге относится к верованиям алтайцев. У него есть заметки о шамане, о шаманском бубне, о камлании и жертвоприношении, об идолах и т. п. Тем не менее, случайные маршрутные наблюдения Ледебура и даже Бунге при всем их обилии и ценности не могут считаться этнографическим описанием алтайцев. В этом отношении больше оснований считать этнографической работу Гельмерсена «Телецкое озеро и телеуты», появившуюся в русском переводе в 1840 г. Правда, при этом нужно учитывать, что под телеутами Гельмерсен описал, собственно говоря, кумандинцев и что эта его работа также не является первой этнографической работой об алтайцах. К этому времени уже вышли из печати две работы нашего просвещенного соотечественника, неутомимого ученого и путешественника Григория Спасского. Первая из этих статей является настоящей и действительно первой этнографической работой по алтайцам. В ней Григорий Спасский описывает быт телеутов, или теленгутов, довольно широко основываясь как на собственных наблюдениях, так и на известных ему опубликованных материалах (Миллер, Георги). Он пишет о происхождении телеутов, их наружном виде и нравах, о жилище, одежде и пище, о промыслах, о занятиях женщин, причем описание этих сторон жизни дает под отдельными рубриками.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Аксёнова Л.Н. История Горного Алтая. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. Горно-Алтайск : ЮчСюмер - Белуха, 2006. С. 207.
2 Аксенова Л. Н. История и культура Горного Алтая. 8 класс. Учеб. пособие. Горно-Алтайск, 2017. С. 192.
3 Ан С.А., Фомин В.Е. История культуры Алтая. Ч.1 Культура Алтая с древнейших времен до начала 20 века. Учебное пособие в трех частях. – Барнаул: Пикет, 1999. С. 148.
4 Анохин А. В. Предания алтайцев о своих царях-богатырях / Томские епархиальные ведомости. № № 14, 15. Томск. 1912 [Электронный ресурс] // Духовенство русской православной церкви в ХХ веке: биографическая база данных и собрание материалов. URL: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/1067/
5 Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки. [Электронный ресурс] Бийский краеведческий музей имени В.В.Бианки. URL: http://www.biysk.museum.ru
6 Витовтова Г. И., Ивонин А. Р., Дивина Н. С. Земля Сибирская, Алтайская… Часть I. Древний период — первая половина X IX века. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1999. С.264.
7 Екеев Н.В. Алтайская этногония//
https://userdocs.ru/istoriya/33493/index.html#:~:text=В%20XX%20веке%2C%20особенно%20в,Г.%20Самаева%20и%20других%20исследователей
8 Зверева М.Ю. Коляскина Е.А. Возможности изучения истории, культуры и быта коренных народов Алтая в общеобразовательной школе. ВКР. Бийск, 2019 //http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/ipisgd_03_06_2019_03_46_42.pdf
9 Иркитова А.А., Мукаева Л.Н., Мишкина М.П. История и культура Горного Алтая: 9 класс. Ч. I: (1900 – 1945 гг.). Учеб. пособие. Горно-Алтайск, 2014. С. 182;
10 Иркитова А.А., Мукаева Л.Н., Мишкина М.П. История и культура Горного Алтая: 9 класс. Ч. II: (1945 – 2010 гг.). Учеб. пособие. Горно-Алтайск, 2014. С. 130.
11 Каташ С.С. Мифы, легенды Горного Алтая / Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1978. 112 с. 34
12 Кучияк П.В., Гарф А.Л. Алтайские сказки. // М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939. С.100
13 Национальный музей им. А.В. Анохина [Электронный ресурс] http://musey-anohina.ru/index.php
14 Никифоров Н.Я. Аносский сборник: собрание сказок алтайцев. Омск, 1915. / Переиздан – Горно-Алтайск, 1995. С.263.
15 Панфилова Т.Е., Панфилова И.А. Историческое краеведение: Алтайский край, краткий справочник. Барнаул: «Мир камня»,2010 [Электронный ресурс] // Педпортал: билиотека материалов для работников школы. URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/istoricheskoe-kraevedenie-altayskiy-kray-304757.
16 Полосьмак Н.В. Двадцать лет спустя // Наука из первых рук, 2013. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvadtsat-let-spustya (дата обращения: 25.04.2019).
17 Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы (ак-алахинские курганы) // Новосибирск: Наука, 1994. 120 с.
18 Полосьмак Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.) / Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. с. – 232
19 Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. Часть I. Санкт - Петербург, 1866. [Электронный ресурс] // Все для студента: поиск книг, журналов. URL: https://www.twirpx.com/file/2138572/.
20 Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип // Новосибирск: Наука, 1991. С.155.
21 Скубневский В.А. История Алтая. Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. С. 480.
22 Суразаков С.С. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М. 1973
23 Студенческая Лаборатория этнокультурных исследований Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина.
24 Этнографическое изучение алтайцев. 20.02.2012 /Сайт "Алтай – настоящий горный рай"// http://putevoditel-altai.ru/load/altajcy/ehtnograficheskoe_izuchenie_altajcev/48-1-0-683
25 Ямаева Е. Е., Трифанова С. В., Суховеркова С. Н. История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Учеб. пособие. Горно-Алтайск, 2015. С. 216.