Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения проблемы семейно-брачных отношений у иудеев связана с тем, что евреи проживают по всему миру и достаточно активно применяют собственные традиции во всех отраслях жизни вне зависимости от территории проживания. Многие национальности смущает тот факт, что евреи стараются поддерживать и развивать собственную культуру на чужих территориях, но данная национальность не считает возможным жить по чужим обычаям, стараясь сохранить свои культурные особенности.
Семейные отношения и брак являются важной частью жизни любого этноса, многие национальности давно перешли на европейские традиции вступления в брак и проживания с супругом, но иудеи и в этой сфере сохранили свои принципы, опираясь на священные писания и собственные исторические корни.
Для каждого настоящего иудея принципиально важно, чтобы в их семьи не вмешивались «чужие», иноверцы, которые могут «испортить» их род, а потому и к брачным отношениям и воспроизведению потомства они относятся очень серьезно, несмотря на то, что многие представители данной нации – вполне современные люди.
Цель исследования – проанализировать семейно-брачные отношения у иудеев.
Объект исследования – иудеи.
Предмет исследования – семейно-брачные отношения у иудеев.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Проанализировать иудаизм как религиозное течение.
2. Изучить еврейство как национальность, выявить происхождение и национальные особенности евреев.
3. Описать истоки и современное состояние свадебных традиций иудеев.
4. Изучить правила вступления в брак у евреев.
5. Определить божественное начало иудейской семьи.
6. Проанализировать семейные ценности в современном Израиле, охарактеризовать права и обязанности супругов и принципы воспитания детей.
Методы исследования: историографический, описательный, анализ научной литературы и электронных ресурсов, сравнительный, моделирование, классификация, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 6 параграфов, заключения и списка литературы и источников.
Глава 1. Иудейство как социально-культурное явление
1.1. Иудаизм как религиозное течение
Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т.е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.
Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма .
Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм – одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических.
Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Бога, Создателя всего сущего.
Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос») .
После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды – «йеуди» – стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» – это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.
При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название יַהֲדו ת («яадут») – «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).
Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Бог обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры – это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них .
В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Богом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, – вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.
В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов – потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины – это не священнослужители, а учителя.
В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой – религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин» .
В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими – ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д.
Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение :
1. Бог творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.
2. Бог единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один – наш Б-г, который был, есть и будет.
3. К Богу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.
4. Бог первый, и Он же последний.
5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.
6. Всё, что сказали пророки – истина.
7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он – «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.
8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.
9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.
10. Бог знает все дела людей и все их мысли.
11. Бог воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.
12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.
13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.
С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Боге человечеству. Бог заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван .
Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.
Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов – деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях .
Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» – описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.
В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
Монографии
1. Ильина В.С., Егорова Ю.А. Краткая история мировых религий. – Вологда: Литера, 2015. – 380 с.
2. Красакова И.А., Федосеенко Г.В., Курскиева А.М. Иудейство и еврейство: духовные и национальные основы жизни современного Израиля. – Красноярск: Параметр, 2016. – 460 с.
3. Логачева О.В. Иудаизм как религия и социально-культурное явление. – Нижний Новгород: Левый берег, 2015. – 288 с.
4. Новожилова А.А., Сычева Ю.В. История развития еврейской нации. Эволюция взглядов на проблему в течение ХХ-ХХI веков. – Смоленск: Эдельвейс, 2015. –288 с.
5. Переделкина А.М., Фурсенко А.Я., Кудрявцева И.И. Основные факторы развития современной еврейской культуры: Европа, Россия, США. – Ярославль: Издательский дом «Ярославская книга», 2014. –370 с.
6. Соколовский С.С., Фомин П.В. Проблемы изучения национальных особенностей иудеев. – Самара: ИД ВолгаМедиа, 2015. – 514 с.
7. Терентьев Э.С., Попов И.Ю. Психология семьи. – Калининград: Янтарь, 2014. – 360 с.
8. Чепрасов А.В., Кузнецова Т.М. Национальные модели семейных отношений. – Сыктывкар: Омега, 2015. – 560 с.
Статьи
9. Аристархова В.П., Грошина Д.В. Исторические предпосылки формирования иудейских семейных традиций. Сравнительный анализ семейных отношений в еврейских семьях в России и за рубежом // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 3 «Социальные науки». – Владивосток: Издательство ДВУ, 2017. – С. 48–66
10. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика традиционной еврейской семьи. Оценка доминирующих традиций, запретов и обычаев // Материалы научно-практической конференции «Социально-культурные особенности евреев: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 79–90
11. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Особенности еврейской культуры в современном российском обществе: основные социально-культурные противоречия // Материалы межвузовской научно-практической конференции «История развития мировой и российской культурологии в XX и XXI веках». – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. – С. 89–102
12. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Практические особенности исследования брачных и семейных традиций у современных евреев // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования брачных отношений в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–136
13. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы формирования иудейских семей на современном этапе развития мировой культуры: проблемы и перспективы изучения психологии семейных отношений евреев // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области психологии семейных отношений: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
14. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Теоретические и практические особенности исследования социальных и культурных факторов развития иудейской культуры // Материалы научно-практической конференции «Актуальные практические особенности развития религиозных течений в России и за рубежом». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–113
15. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Создание иудейской семьи: социальные и психологические факторы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения социальных и культурных проблем в современном обществе». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
16. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции исследования современной еврейской культуры: концептуальные особенности изучения социальных характеристик межличностных и межгрупповых отношений евреев // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения культурных особенностей национальных меньшинств, проживающих в Российской Федерации». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–91
17. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Опыт анализа основных традиций и обычаев в еврейских семьях. Социально-культурный аспект // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о семейных ценностях в России». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–112
18. Федоренко Г.М., Смыслова А.А., Финагентова О.Л. Структурные компоненты семьи: национальный и культурологический аспекты // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы этнической психологии». – М.: Адамант, 2014. – С. 46–61
19. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение истоков иудейской культуры // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития этнографии в России». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–101
20. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Современная еврейская община. Основные направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Культурология и этнография. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2016. – С. 88–99
21. Яковенко С.С. Основные направления исследований современной еврейской культуры: проблемы и перспективы // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 88–100
Интернет-ресурсы
22. Еврейская свадьба: традиции и обычаи // Про моду. Информационно-развлекательный портал. – [Электронный ресурс] http://promodu.com/svadba/evrejskaya-svadba.html (Дата обращения: 28.09.2018)
23. Еврейская семья // Все о семье. Информационно-развлекательный портал. – [Электронный ресурс] http://family-abc.ru/etnografiya-semi/item/82-evrejskaya-semya (Дата обращения: 27.09.2018)
24. Пантелят Р.М. Еврейская семья // Иудаизм и евреи. Энциклопедия иудаизма – [Электронный ресурс] https://toldot.ru/evrejskayaSemya.html (Дата обращения: 27.09.2018)
25. Рэйбин М. Особенности и традиции в иудаистской семье // Мир в семье. Секреты семейного счастья. Информационно-развлекательный портал. – [Электронный ресурс] http://mirvsemye.ru/semya-v-iudaizme.php (Дата обращения: 27.09.2018)
26. Традиции брака в иудаизме // Воспитание характера. Информационный сайт для детей и подростков. – [Электронный ресурс] http://www.goodcharacter.ru/tradicii/171-udaismtradicii (Дата обращения: 26.09.2018)
27. Традиции еврейской свадьбы // Русская Веста. Информационный сайт. – [Электронный ресурс] http://rusvesta.ru/planirovanie/scenarij/evrejskaya-svadba.html (Дата обращения: 28.09.2018)
28. Хупа – еврейский брак // Московская еврейская община «Сокол-аэропорт». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://jewish.msk.ru/index.php/khupa-evrejskij-brak (Дата обращения: 26.09.2018)
29. Ценности еврейской семьи // Еврейская культура и традиция. – [Электронный ресурс] http://callofzion.ru/pages.php?id=275 (Дата обращения: 26.09.2018)