Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Важность настоящей работы состоит в том, что сегодня остается все меньше представителей малых народов. Саамы – это один из таких народов.
К сожалению, сегодня саамы расселены по территории четырех государств – Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Суммарно саамов осталось около 82 тысяч человек. К сожалению, на территории России саамов осталось только около 2000 человек.
Поэтому важно изучать и поддерживать один из самых древних народов населявших северную часть Европы и Крайний Север. Кроме этого нужно помнить, что саамы успешно выживают в условиях тундры и заполярья, сохраняя национальную культуру и быт.
При этом стоит отметить, что сегодня Россия прилагает довольно большие усилия по изучению и сохранению культуры данной народности. В частности, в курс школьной программы включен такой предмет как «Язык земли Кольской». В рамках данного предмета школьники изучают язык саамов. Конечно, изучение данного курса не превращает детенй в знатоков саамского языка. Однако этот предмет позволяет составить общее представление о языке и культуре данного народа.
Помимо самого языка школьники знакомятся с традициями и культурой саамов. В рамках изучения предмета проводятся празднования национальных саамских праздников, готовится тематическая программа и т.д.
К сожалению, данный курс школьники проходят в начале средней школы. Соответственно это 5-7 класс. В таком возрасте школьники недостаточно сознательны, что бы оценить важность открываемого ими мира саамского языка и культуры.
Однако с другой стороны нужно признать, что сегодня в России существует только два музея, в которых можно ознакомиться с культурой и бытом саамов. Оба находятся в городе Мурманске. Очень плохо развита продажа продукции саамов.
Более того нужно отметить, что современные саамы живут по-прежнему обособленно от других жителей Мурманской области. Сами саамы предпочитают ограничивать число контактов с другими людьми. Единственное исключение из этого правила – это ученые и торговцы товарами приезжающие к саамам для обмена товарами.
Цель исследования – выявить место календаря в традиционной культуре Саамов.
Объект исследования – культура Саамов.
Предмет исследования – календарь в традиционной культуре Саамов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить основные традиции народа Саамов;
3. Дать характеристику календаря принятого у Саамов;
4. Определить место календаря в культуре Саамов;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Саамы. История происхождения.
1.1. История и традиции Саамов
Ученые полагают, что саамы, или лопари (группа финно-угорских народов), произошли от древнейшего населения Северной Европы. В нашей стране — на Кольском полуострове — осталось всего 2 тысячи представителей малочисленной народности, большая часть которых живет в селе Ловозеро. За пределами России — в Норвегии, Швеции и Финляндии — около 80 тысяч саамов [8].
На Руси саамов считали шаманами и предсказателями. Возможно, потому, что они поклонялись явлениям природы, деревьям и горам. И по сей день саамские рыбаки продолжают бросать в воду медные монеты вовсе не для того, чтобы вернуться, а чтобы получить от духов реки богатый улов. Кстати, самым богатым саамом однажды станет тот, кто выловит из воды все монетки.
Рыбная ловля — один из главных промыслов этого народа, помимо охоты и оленеводства. Впрочем, оленям отводилась особенная роль — они служили пищей, транспортом (саамы передвигались на оленьих упряжках), их шкурами накрывали чумы, также из шкур шили одежду. Зимняя одежда пеццк (печок) шилась из двух оленьих шкур. В мужском костюме к кожаным шортам (огузенье) пристегивалась высокая кожаная обувь (тоборки) из дубленой оленьей кожи. А головной убор латушка имел четырехугольную форму, символизирующую оленьи рога. Для национальной саамской одежды использовались яркие ткани, которые декорировались тесьмой и бисером. Женщины-саамы — искусные вышивальщицы [7].
Раньше здесь повсюду слышалось звучание шаманского бубна, свистковой флейты и колокольчиков на шее вожака оленьего стада. Сегодня саамы сменили оленьи и собачьи упряжки на снегоходы, надели под оленьи шкуры термобелье. Но до сих пор местные жители поют песни о жизни в тундре, о переездах на оленьих упряжках и пересказывают мифы и легенды своего удивительного народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что саамы – это один из самых древних народов населявших территорию современной Скандинавии, а так же Кольский полуостров на Севере России. В принципе, можно утверждать, что саамы по языковому и культурному фону имеют много общего с карело-финской группой.
В конце ХХ века проводились исследования со стороны Финляндии с целью выявления родственных связей между финами, карелами и саамами.
В настоящее время перед руководством Финляндии, Швеции, Норвегии с одной стороны и России с другой о необходимости соединения всех частей саамского народа. Известно одно, что подобного рода переговоры ведутся, но их результативность остается низкой или даже около нулевой, т.е. никакой.
Кроме этого стоит отметить, что саамы, проживающие во всех вышеперечисленных странах, продолжают вести традиционный образ жизни, поддерживают собственную культуру и традиции. Более того они разговаривают на своем родном языке [1].
Можно так же отметить, что помощь, передаваемая саамам в стойбища в тундре, не противоречит их национальным традициям. По крайней мере, эти запасы позволяют саамам спокойно перезимовать в условиях арктического климата.
1.2. Происхождение народа Саамы и их культуры
Происхождение этнонима
Саамов еще называют – сами, самм. Саамы соседи - финны, скандинавы, русские - называли их саамами (этимологизированными финнами как «обитатели маргинальной земли»).
Места жительства [10]
Саами живет в Норвегии, Швеции, Финляндии, России.
Историческая справка
В древнем Новгороде, а затем и в московских источниках саамов называли «терек лоп» или «лопари».
Мы встречаем первые данные, написанные о саамах древними авторами, которые называют их финнами. Тацит говорил об этом (1 век до н.э.): эти люди счастливее тех, кто «вздыхает на плуге, устает, когда строит дома, страдает от страха перед своей собственностью».
Ученый А.И. Келсиев сказал, что «саамки честны, добры, полезны, гостеприимны, веселы, идеально кротки в семейной жизни».
статистика
В 20-м веке в северных регионах Норвегии, Швеции, Финляндии и даже на Кольском полуострове проживало 31 000 человек.
религия
В XV-XVI веках началась христианизация саамов. Сами верующие в Скандинавии - лютеране, в России - православные. Однако дохристианские верования и ритуалы, связанные с оленеводством, рыболовством и поклонением священным сейдским камням, давно сохранились.
В 20 веке среди саамов были приверженцы шаманизма.
Язык [11]
По саамскому языку они входят в угро-финскую группу, но занимают несколько обособленное место. Это связано с тем, что треть
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонов Д.П., Братков К.И., Гурин Я.В., Черноног Д.Н. Календарь в культуре и традициях саамов // Вестник Государственной полярной академии. - 2014 - № 8(13). - С. 29-37.
2. Горелов А.А. К проблеме содержания и направленности современных исследований культуры саамов / Горелов А.А., Гадельшин Р.М., Никитин С.Н. // Вестник Государственной полярной академии. - 2015 - № 3(8). - С. 43-50.
3. Гурин Я.В., Черноног Д.Н., Братков К.И., Антонов Д.П. Анализ традиционных представлений малых нардов Севера России на календарное летоисчесление // Вестник Государственной полярной академии. - 2015 - № 5(10). - С. 32-39.
4. Евсеев С.П. Тенденции развития общества саамов / Евсеев С.П., Щенникова М.Ю. // Вестник Государственной полярной академии. - 2014 - № 1(6). - С. 54-61.
5. Измайлова В.П. Традиции в культуре саамов. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
6. Ильин А.С., Суворов Д.Е. История саамов. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
7. Карнаухов Г.З. Малые народы в России. Особенности быта. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
8. Котов М.С., Егоров С.С. Традиции и быт саамов. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
9. Михайлова Ю.С., Орлова Ю.И. Саамы. Угрозы для традиционного общества. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
10. Титова Н.С. Ценности современных саамов. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
11. Федорова О.Д. Культура и фольклор народов Крайнего Севера. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.