Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Этнография - это область научного знания о народах (по-гречески - этносах), населяющих планету Земля. Именно народы создавали и создают культуры, государства и другие важные для человечества ценности. Взаимоотношение и сотрудничество между народами способствует мирным и добрососедским отношениям между странами, к которым стремится всё человечество.
Народов на Земле тысячи, и все они очень разные - есть среди них такие, которые насчитывают свыше 1 млн. человек, и есть очень малочисленные (меньше одной тысячи человек). Но и те и другие вносят свой вклад в общий фонд развития мировой цивилизации и культуры, все они должны пользоваться вниманием и заслуживать уважения.
Народоведение (так называли этнографию в дореволюционной России) изучает все народы, населяющие земной шар. Современное население мира насчитывает уже более 6 млрд. человек. Как существа социальные (общественные), люди объединяются в различные коллективы и сообщества.
Одна из самых исторически ранешних методик объединения людей это народная конфигурация общности. Народные общности или же этносы (в качестве синонима возможно применить еще понятие народы), складываются исторически на конкретных землях и предполагают собой устойчивые большого количества людей, соединенными схожими языками, культурами, а еще сознанием такого, собственно что входящие в их люд принадлежат к собст-венным общностям и выделяются от иных аналогичных множеств. Свойст-венные черты этносов, их языки, культуры и другие качества передаются из поколения в поколение.
Народоведение изучает разнообразные стороны и проявления жизнедеятельности народов. Для изучения народов просто необходимо знать, как и когда возникли народы, чем питаются, во что одеваются, как воспитывают детей, как взаимодействуют с другими народами, какие обычаи существуют в тех или иных этнических общностях. Иначе говоря, в центре внимания этнологии находятся такие вопросы, как:
· Возникновение народов, или этногенез;
· История развития народов, или этническая история;
· Характерные черты материальной и духовной культуры этносов (поселения, жилища, пища, одежда, украшения, устное народное творчество, народное искусство);
· Обычаи, наряды, верования народов и многое другое.
В современном мире всё большее значение приобретает знание о вероятном развитии тех или иных народов в будущем, растет ценность прогнозов, касающихся межэтнических отношений, особенно в крупных городах.
Целью нашей работы будет изучение аспектов этнографии как науки, Изучить и описать, как развивалась этнография в Верхнеуслонском районе.
ГЛАВА 1. ЭТНОГРАФИЯ КАК НАУКА
1.1. Основные термины и понятия по этнографии
Этнография — наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие — культуру, третьи — общество. И хотя одновременно было распространено мнение, что объект этнографии — народы, при этом принимались во внимание главным образом народы бесписьменные, находившиеся на ранних ступенях социально-экономического развития.
Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем, что, сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы, этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий, в большинстве отстававших в своем развитии. Этнография при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнографии же отводилась роль науки о «неисторических» народах.
Похожие концепции, впрочем, безвыходно стали неактуальными. Уже давным-давно стала явна несостоятельность разделения народов на «исторические» и «неисторические». Обширное признание между знатоков возымело представление о том, собственно что объектом этнографии счита-ются все народы, как отставшие в собственном развитии, например и высокоразвитые, как небольшие, например и многотысячные, как бывшие в минувшем, например и имеющие место быть нынче.
Аналогично большинству научных трудов, термин «этнография» мы будем считать производным от древнегреческих текстов. Одно из их «этнос» переводится как люд, другое — «графейн» означает строчить, обрисовывать. В кое каких иностранных государствах для обозначения науки, занимающей-ся исследованием этнографической проблематики, употребляется термин «этнология». При данном последняя рассматривается временами как теоре-тическая дисциплина и противопоставляется этнографии, которой отводится роль чисто описательной науки.
В российской дореволюционной литературе в качестве синонима этнографии временами употреблялся термин «народоведение». В государст-вах, где всераспространен германский язык, этнографии соответствует сово-купности этих 2-ух дисциплин, как «Solkskunde» (изучение личного народа) и «5olkerkunde» (изучение иностранных, ключевым образом внеевропейских народов).
В английских государствах этнография во многом совпадает с культурной и общественной антропологией, которые совместно с физиологической антропологией рассматриваются как урок о человеке в целом. Впрочем жалобе антропологии в английских государствах на всеобъятное исследование человека и населения земли как правило остаются не подкрепленными настоящими исследованиями; больше такого, недоступность точных критериев определения предмета культурно социальной антропологии делает опасность ее «растворения» в соседних дисциплинах, до этого всего в социологии.
Особенное пространство между огромнейших ученых-эволюционистов занимает Л. Г. Морган, чьи труды были высоко оценены классиками марксизма. Ф. Энгельс фиксировал, собственно, что Морган в границах собственного предмета автономно пришел к материалистическому осознанию ситуации. Морган был первым, кто предпринял попытку сделать периодизацию ситуации варварского общества на базе становления изготовления и культуры. Он зарекомендовал исторический нрав и смысл семейства как ведущей универсальной исторической ячейки варварского общества. Большущее забота уделено в его трудах эволюции семьи и брака, системам родства. Обширно популярны его труды по этнографии североамериканских краснокожих.
Вместе с тем Морган, как и большая часть других представителей эволюционистского направления, занимал идеалистические позиции по ряду методологических проблем. Ошибочными оказались некоторые его взгляды по истории семьи и брака. Нуждается в пересмотре на основании современных научных данных его периодизация истории первобытного общества. Однако все это не снижает заслуг Л. Г. Моргана в развитии этнографической науки и создании теории первобытного общества. Развитие эволюционизма в этнографии и эволюционная теория в целом оказали на науку своего времени огромное прогрессивное влияние и объективно способствовали победе материализма над учением церкви. В этом, как и в признании наличия закономерностей в историческом процессе и развитии культуры, в признании общности всей человеческой культуры, состоят важнейшие заслуги эволюционизма. Эволюционизм был также направлен против расизма и прочих антигуманных концепций.
Российская этнография сформировалась в облике научного направленности в то же время, собственно, что и на Западе, в середине 19 в. Дореволюционные ученые этнографы проводили широкие изучения как рос-сийского населения, например и иных народов, проживавших в Российской Империи. При данном большая забота уделялось исследованию устного этнического творчества (фольклора), социальной жизни, общины, семьи, вещест-венной и духовной культуры.
Наикрупнейшие научные работники (Д. Н. Анучин, В, Г. Богораз, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг и др.) делали труды, в коих изучались отдельные народы и абстрактные трудности этнографии. Широким признанием и в наше время использует концепция Д. Н. Анучина о всеохватывающем способе изучения при заключении трудных историкокультурных задач (с внедрением данных этнографии, археологии и антропологии). Выдающиеся удачи были достигнуты при исследовании иностранных народов (Н. Н. Миклухо-Маклай и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альмухамедова З. М. Заметки о диалектных особенностях русской речи в Казани и деревнях Подказанья // УЗ КГПИ. Вып.15. Казань, 1958.
2. Архангельский Н. Гостеприимство в семейном быту чуваш // Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1911. Т. XXVI. Вып.6.
3. Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Казань: Изд-во Казанского университета, 1966.
4. Бусыгин Е. П., Зорин Н. В. Этнография в Казанском университете. Казань: Изд-во КГУ, 2002.
5. Бусыгин Е. П. Многоцветье содружества. Этнографические материалы в произведениях первого студента казанского университета С.Т. Аксакова // Счастье жить и творить. Казань, 2007. С. 286-293.
6. Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков. Вятка, 1895.
7. Воробьев Н. И. Казанские татары. (Этнографический очерк) // Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925. С.133-166.
8. Воробьев Н. И. Чуваши. Чебоксары. 1956.
9. Губайдуллин Г. С. Из прошлого татар // Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925. С. 71-111.
10. Евсевьев М. Е. Мордва Татреспублики // Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925. С. 179-196.
11. Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М.,
1992.
12. ЛаптевМ. Казанская губерния. Материалы для географии и статистики России. СПб., 1861.
13. Лядов В. И. Европейская Россия в физическом и этнографическом отношениях. СПб., 1861.
14. Максимов А. К. К вопросу об ассимиляционной способности русского народа // Этнографическое обозрение. 1894. Вып. 4.
15. Максимов А. Из истории семьи у русских и инородцев // Этнографическое обозрение. 1902. Вып. 2.
16. Масленников Н. Из быта мордвы с. Кученяева Алатырского уезда Симбирской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1916. XXXIX, вып.4.
17. Насыри К. Избранные произведения. Казань, 1977.
18. Никольский Н. В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1911. Т. XXVI. Вып. 6.
19. Никольский Н. В. Этнографические заметки о чувашах Козмоде-мьянского уезда Казанской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1911а. Т. XXVII. Вып.4.
20. Никольский Н. В. Чуваши // Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925. С. 167-173.
21. Перетяткович Г. И. Поволжье в XV - XVI вв. Т. 1. М., 1877.
22. РиттихА.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Казань, 1871.
23. Сагитова Л. В. Этничность в современном Татарстане. Казань, 1998.
24. Сбоев В. А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань, 1856.
25. Смирнов И. Н. Программа для собирания сведений об обрусении инородцев Восточной России // Известия Общества археологии, истории и этнографии, 1882. Т. X, вып. 5.
26. Соколов В. Т. Мари // Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925.С. 173-178.
27. Тагиров Э. Р. Татарстан: национально-государственные интересы. Политическое эссе. Казань, 1996.
28. Тукай Г. Соч., т. 1. Казань, 1943.
29. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Репринтное воспроизводство. Казань: Фонд ТЯК, 1991.
30. Халиков А. Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань: ФЭН, 1994.
31. Шеин В. П. По вопросу о смешанных браках. СПб., 1907.
32. Шестаков П. Д. Заметки о влиянии русского языка на языки инородческие // Труды IV археологического съезда. Т.2. Казань, 1884.
33. ШкляевГ. К. Некоторые черты этнической психологии удмуртов // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. С. 370-383.
34. Шкляев Г. К. Межэтнические отношения в Удмуртии: опыт историко-психологического анализа. Ижевск, 1998.
35. Юсупова А. Ш. Татарско-русские и русско-татарские словари XIX века как лексиграфические памятники и источники изучения лексики татарского языка. Автореферат дисс. на соиск.уч.степ.док.филол. наук. Казань, 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tatarsko-msskie-i-mssko-tatarskie-slovari-xix-veka-kak-leksikograficheskie-pamyatшki-i-is