Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов гостиничного предприятия способствуют повышению уровня ее рентабельности, а это укрепление ее финансового положения, а, следовательно, увеличение денежных средств, которые могут быть направлены на развитие гостиничного бизнеса.
Повышение финансового результата гостинцы становиться главной задачей ее руководства, так как сфера гостеприимства продолжает оставаться одним из динамично и интенсивно развивающихся секторов мировой и российской экономики. Определяющим фактором, способствующим развитию гостиничного сектора индустрии гостеприимства, является структура туристского потока, поскольку именно она определяет объем и качественные характеристики спроса на услуги размещения.
Удовлетворение меняющихся потребностей клиентов и стимулирование повторных обращений за предоставление им гостиничных услуг - важнейшие направления в деятельности гостиничных организаций во всех странах мира. Развитие средств телекоммуникаций, массовой информации и связанных с ними технологий, способствуют росту ожиданий со стороны клиентов в отношении качества обслуживания, профессионализма работников, разнообразия предлагаемых гостиничных услуг. Поэтому, в современном гостиничном бизнесе жесткую конкурентную борьбу выдерживают только гостиницы, которые могут предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без использования новых подходов к менеджменту, маркетингу и внедрения передовых технологий.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению доходов гостиницы «Кемпински Мойка 22».
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты формирования доходов предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на доходы гостиницы «Кемпински Мойка 22»;
разработать мероприятия по улучшению финансового результата гостиницы;
провести оценку экономической эффективности мероприятий.
Объект исследования - гостиница «Кемпински Мойка 22».
Предмет исследования – методика формирования финансовых результатов гостиничных предприятий.
Методологическая база исследования: анализ научной литературы, статистический анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования: повышение потока клиентов в гостиницу в сезон и межсезонье, повышение объемов продаж услуг в гостинице, повышение уровня рентабельности гостиницы.
Источниковая база исследования. В работе будет использоваться научная литература отечественных и зарубежных авторов, статистические данные.
Научная разработанность проблемы. Проблеме управления доходами предприятия посвящены труды таких авторов как, Лихачевой, О.Н., Любушина, Н.П., Михайлова Д.М., Климовой Н.В. и т.д. Однако до сих пор проблема не до конца решена и требует продолжение анализа и разработки практических рекомендаций.
1.РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
На сегодняшний день в Петербурге функционирует около 637 гостиниц, среди которых 12 носят статус пятизвездочных, 32 гостиницы относятся к категории четырех-звездочных, 51 гостиница имеет уровень трех звезд. Также имеется 34 гостиницы эконом-класса, 38 хостелов и 455 мини-отелей.
В 2018 году в России будет проходить Чемпионат мира по футболу, и российское правительство пообещало расселить по гостиничным номерам каждого болельщика-иностранца. Правительство России, главы соответствующих комитетов и городские власти Санкт-Петербурга пообещали футбольным болельщикам, которые приедут в 2018 году на Чемпионат мира по футболу в РФ, что проблем с наличием свободных гостиничных номеров не возникнет, большую часть их примут отели и мини-гостиницы Петербурга. То есть в Петербурге можно ожидать начала активной строительной кампании по возведению отелей и гостиниц самого различного уровня.
В данный момент ведутся активные поиски инвесторов, которые будут заинтересованы в строительстве новых гостиниц в Санкт-Петербурге. Вместе с этим существенное место в развитии отечественного гостиничного бизнеса занимает и туризм в Петербург как одно из главных направлений развития города[11, с. 25].
В 2015 году в Санкт-Петербурге открылись два брендированных отеля – первый объект под брендом Indigo в России (119 номеров). Также открываются мини-отели, например, «Пижама на Лиговском», «Хостел Пункт Назначения», «Уголок» и другие.
В настоящее время на стадии активного строительства в Санкт-Петербурге находится 7 гостиниц с общим номерным фондом около 1200 номеров , появление которых на рынке ожидается до конца 2017 года, если сроки вывода гостиниц не будут переноситься на более отдаленный период.
Далее, на сегодняшний день, не смотря на кризисные явления в экономике России, рынок гостиничных услуг Санкт-Петербурга демонстрирует рост ряда показателей. В 2015 году самое серьезное падение показателя RevPAR (доходность на номер) к 2013 году зафиксировано в наиболее дорогих отелях (сегмент «люкс» и верхний предел верхнего сегмента) – снижение составило от 10% до 15%, тогда как в высоком ценовом сегменте, верхнем пределе среднего сегмента и в среднем сегменте снижение было не таким существенным – 6-7%. По рынку в целом показатель RevPAR снизился на 8%.
В 2016 году гостиничный рынок Петербурга демонстрирует рост показателей. По итогам полугодия показатель доходности на номер (RevPAR) увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 18% - до 3 тыс. руб. За исключением среднего сегмента, где RevPAR снизился на 1,5%, в остальных сегментах наблюдалась позитивная динамика показателя.
Петербургский экономический форум позитивно отразился на гостиничном рынке Северной столицы: доходность на номер в июне в среднем по рынку выросла на 80%.
В свете кризисных условий в экономике России, санкций со стороны Евросоюза, с 2015 году наблюдается снижение потока туристов. Так, поток иностранных туристов снизился на 20%.
В результате сокращения туристического потока наблюдалось и сокращение заполняемости гостиниц, при этом в разных сегментах показатели снижения отличались. Наибольшее снижение средней заполняемости наблюдалось в гостиницах верхнего ценового диапазона. С одной стороны, количество иностранных туристов, традиционно останавливающихся в сетевых отелях привычных брендов, сократилось. С другой стороны, внутренние туристы ориентированы на более экономичные варианты.
Динамику петербургского рынка важно рассмотреть в контексте: большинство туристических городов Европы демонстрировали гораздо более высокие результаты. Так, если загрузка гостиниц Петербурга в среднем за первое полугодие 2016 года составляла 57%, то в Праге и Венеции – 68%, в Будапеште – 69%, в Эдинбурге – 85% и так далее. Но наблюдающийся тренд в любом случае позитивен, и остается надеяться, что интерес российских туристов к городу сохранится на таком же уровне и в дальнейшем [12, с. 9].
Доходность на номер люксовых гостиниц (Luxury) Петербурга выросла на 30% за 1-е полугодие 2016 года – до 7,5 тыс. руб., что стало следствием увеличения тарифов на 11% (до 14,5 тыс. руб.) и заполняемости на 19% (8,2 п.п.). Следовательно, цены люксовых гостиниц по-прежнему привлекательны для иностранных гостей, но в то же время слишком высоки для внутреннего спроса. В свою очередь загрузка на уровне 51% превышает показатель не только аналогичного периода прошлого года, но и 2012 года (на 13%, или 6,1 п.п.).
RevPAR в верхнем пределе верхнего сегмента (Upper Upscale) вырос на 19% (до 4,2 тыс. руб.). Заполняемость на уровне 60% свидетельствует о возможности отелей этой категории наращивать тарифы.
Если рассматривать верхний сегмент (Upscale), то необходимо отметить, что заполняемость гостиниц верхнего сегмента достигла рекордного значения – 66%, в то же время средний тариф остался на уровне прошлого года, что делает данные отели крайне привлекательными для зарубежных гостей.
В верхнем пределе среднего сегмента (Upper Midscale) показатель RevPAR вырос на 6% (до 2,6 тыс. руб.) в равной степени за счет роста тарифа и загрузки, что в целом можно назвать положительной динамикой.
В среднем сегменте (Midscale) не наблюдается увеличения спроса: гости, чувствительные к цене, не могут себе позволить приехать в Петербург, тогда как другие предпочитают останавливаться в отелях более высоких категорий [29].
В целом можно сделать вывод о том, что кризис оказал негативное влияние на гостиничный рынок Санкт-Петербурга, но в то же время есть и позитивные аспекты. Число иностранных туристов, безусловно, сократилось, в то же время, по новому курсу гостиницы Санкт-Петербурга, которые прежде западные туристы считали весьма дорогостоящими, очень выгодны по цене для иностранных гостей. Следовательно, есть возможности роста рынка гостиничных услуг. Кроме того, в свете закрытия Турции и Египта, ослабления рубля, объем внутреннего туризма вырос. С учетом резкого падения курса рубля к валютам многие российские туристы отказались от поездок за рубеж и предпочли отдых в России, причем в числе самых популярных направлений внутреннего туризма оказался Санкт-Петербург.
Таблица 1.1 – Критерии выбора гостиниц Санкт-Петербурга
Гостиница Цель приезда, %
бизнес командировка учеба/ стажировка лечение осмотр города погостить у друзей другое
Октябрьская 7,9 6,8 11,1 0 0 0 0
Россия 10,5 15,9 13,9 0 33,3 0 0
Ибис 15,9 2,3 0 0 11,1 2,5 5,6
Карелия 0 15,9 0 0 0 0 0
Санкт-Петербург 7,9 15,9 2,8 0 0 0 5,6
Прибалтийская 21,1 11,4 5,5 0 0 0 5,6
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями»
2. ГОСТ Р 51185–2017 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» от 01.07.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net (дата обращения: 11.04.2017)
3. ГОСТ Р 50645 – 94 «Туристско–экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net (дата обращения: 11.04.2017)
4. Апатовская Т. Брендинг в индустрии гостеприимства как метод конкурентной борьбы малых гостиниц с глобальными цепочками // Бренд–менеджмент. – 2016. – №3. – С. 34–37.
5. Асанова И.М., Жуков А.А. Деятельность службы приема и размещения: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: юнити, 2016. – 288 с.
6. Бальба Н.Г. Современные тенденции информационных технологий гостиничного управления // 5 звезд. Отели. Рестораны. Туризм. – 2017. – № 3. – С. 34–37.
7. Белоусова И. С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства / И. С. Белоусова // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1183–1185.
8. Воронцова М.Г., Быстров С.А. Гостиничный бизнес: теория и практика. – СПб.: Питер, 2017. – 245 с.
9. Гареев Р. Р. Совершенствование обслуживания и методов контроля качества на гостиничных предприятиях / Гареев Р. Р. // РИСК –2011. — № 4. — С. 394–398.
10. Гареев Р. Р. Формирование системы управления качеством в несетевых трехзвездочных гостиничных предприятиях: автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05)/ Гареев Роман Робертович. — Москва, 2016. — 24 с.
11. Гареев Р. Р. Сущность и особенности гостиничного качества / Гареев Р. Р. // РИСК –2015. — № 2. — С. 209–212.
12. Голубева А. Ю. Создание и распространение систем качества в гостиничных предприятиях / А. Ю. Голубева // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 408–412.
13. Джонсон М., Херрманн А. – Ориентация на клиента – ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 2. – С. 45–48.
14. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г. Долинская, И.А. Соловьёв. – М.: Изд–во стандартов, 2011 – 17 с.
15. Елканова Д. И., Осипов Д. А., Романов В. В., Сорокина Е. В. Основы индустрии гостеприимства: учеб. пособие. / Елканова Д. И., Осипов Д. А., Романов В. В., Сорокина Е. В. — М.: Дашков и Ко, 2010. – 248 с.
16. Жуков А.В. Обеспечение конкурентоспособности гостиничных услуг на основе применения инсентив–программ: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Жуков Александр Вадимович; [Место защиты: Государственный университет управления].– Москва, 2015. – 172 с.
17. Зайнагабдинова Л. Р. Анализ качества гостиничных услуг / Л. Р. Зайнагабдинова // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 471–474.
18. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент. – М. : ИНФРА – М, 2011. – С. 32
19. Кобяк М. В., Скобкин С. С. Управление качеством в гостинице — М.: Магистр, 2016. — 511 с.
20. Косач О.Ю. Качество продукции как основной фактор конкурентоспособности: методика расчета для производителей хлебопекарной отрасли // Российское предпринимательство. — 2011. — № 3 Вып. 2 (180). — С. 127–133.
21. Кревенс Д. Стратегический менеджмент: пер. с англ. М., 2017. – 290 с.
22. Маркетинг. Словарь. /Азоев Г.Л., Завьяллов П.С., Лозовский Л.Ш. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2016 – 422 с.
23. Маркетологу на заметку: расчет некоторых показателей // Энциклопедия маркетинга, – 2016 – ULR: http://www.marketing.spb.ru/lib–mm/tactics/marketing_ratios.htm
24. Млоток Е.Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке, – М.: Инфо, 2011. – 96 с.
25. Маркцева О.С. Качество как экономическая категория в аграрном секторе // АПК: экономика и управление. – 2010. – № 7. – С. 23–26.
26. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. Пособие. — М.: Дело и сервис, 2015. — 304 с.
27. Обзор гостиничного рынка Санкт–Петербурга. І полугодие 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.1rre.ru/upload/iblock/35d/analitics_realty_hotel_23_07_2016_96975.pdf. – – Дата обращения 16.12.2016.
28. Портер М.Е. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М., 2016.– 330 с.
29. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отрасли и конкурентов: пер. с англ. М., 2017. – 266 с.
30. ПорочкинаЮ. Е., Иванова Т. П. Особенности качества гостиничной услуги // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 4 (12). — С. 74–79.
31. Похомчикова Е. О. Понятие и структура индустрии гостеприимства // Вестник Кемеровского Государственного университета. — 2015. — № 4–3 (60). — С. 266–274.
32. Рыночная экономика. Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2017. – 452 с.
33. Скобкин С. С. Как создать систему качества услуг в гостинице. Журнал — М.: Парад отелей 2011 № 5 (17) – С. 55–59
34. Семенченко А. Г. Специфические и отличительные особенности гостиничных услуг // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2016. — № 10–2. — С. 135–140.
35. СтарчиковаН. Г. Маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2011. — № 4. — С. 393–396.
36. Суворова Д.А., Тесленко И.В. Организация работы службы приема и размещения в гостинице ООО «Сибирская» / IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 2016. - С. 3-35
37. Спицнадель В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). Учебное пособие. — СПб.: Бизнес–Пресса, 2017. — 336 с. – С. 147
38. Томпсон–мл. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. М., 2017.– 173 с.
39. Ульянов В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 329 с.
40. Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство. – М.: «Финансы и статистика», 2011. – 337 с.
41. УСН в Санкт–Петербурге: изменения в 2016 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://naloglit.ru/usn–v–sankt–peterburge–izmeneniya–v–2016–godu/ Дата обращения 14.12.2016
42. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 312 с.
43. Холодцова И.И. Нормативно–правовой аспект управления качеством гостиничных услуг в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – № 5(43). – С. 47–51.
44. Черевичко Т.В. Теоретические основы гостеприимства: учеб. пособие. – М. : Флинта : МПСИ, 2011. – 288 с.
45. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2010. – 489 с.
46. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. – М.: Издательство ЭКМОС, 2011. – 168 с.
47. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. 3–е издание, исправленное и дополненное. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2011. – 352 с.
48. Scott M.D. Front office role expectations as defined by hotel management and by front office personnel a comparative study, Rochester Institute of Technology RIT Scholar Works, theses, 2016. 92 р.