Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Маркетинговые коммуникации на различных стадиях жизненного цикла проекта
Одним из факторов, существенно осложняющих столь необходимую интеграцию маркетинговых коммуникаций, является все возрастающая проектная ориентация деятельности компаний.
Классическое управление проектами выделяет два вида организации человеческой деятельности: операционную и проектную.
У операционной и проектной деятельности есть ряд общих характеристик: выполняются людьми, ограничены доступностью ресурсов, планируются, исполняются и управляются. Операционная деятельность и проекты различаются, главным образом, тем, что операционная деятельность – это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными.
Операционная деятельность применяется, когда внешние условия хорошо известны и стабильны, когда производственные операции хорошо изучены и неоднократно испытаны, а функции исполнителей определены и постоянны.
Разработка же продукта, осуществление разовых изменений, направленных на совершенствование компании в целом или ее подсистем, требует проектной формы организации деятельности.
Проектная организация деятельности используется в следующих условиях:
‒ постоянное изменение требований к результату деятельности;
‒ изменение набора и силы влияния факторов, определяющих результативность деятельности;
‒ использование производственных технологий впервые;
‒ постоянный поиск новых возможностей развития компании или ее подсистем;
‒ реализация деятельности, требующей интеллектуальных усилий и творчества.
Управление проектами как управленческая культура и технология позволяет сегодня существенно повышать эффективность деятельности любого предприятия. Одной из основных задач маркетинга проекта является тщательная интеграция всех маркетинговых инструментов, сопровождающих появление новой ценности как результата проектной деятельности, с уже сформированным или формируемым образом компании.
Особую важность интеграционные процессы приобретают в маркетинговом сопровождении проекта, когда источником маркетинговых коммуникаций являются не только постоянно функционирующие группы субъектов, определяемые организационной структурой предприятия, но и временные проектные группы. При этом проектная и операционная деятельность компании может рассматриваться как две группы источников, порождающие внешние маркетинговые коммуникации и требующие их разноуровневой интеграции.
Разработка механизмов создания непротиворечивых маркетинговых коммуникаций для повышения эффективности проектной деятельности, а также повышение эффективности деятельности всего предприятия за счет грамотного маркетингового сопровождения любого проекта, реализуемого компанией, является сегодня значимым этапом развития теории и практики как маркетинга, так и проектного управления. Особого внимания требует процесс разработки комплекса маркетинговых коммуникаций проекта, учитывающий особенности этапов его жизненного цикла. Одной из ключевых характеристик проекта является описание этапов его жизненного цикла. На основе жизненного цикла проекта определяется структура проекта, состав работ, формы и методы управления проектом, распределение всех видов ресурсов. Но эффективное управление жизненным циклом проекта и процессами, происходящими каждой из его фаз, невозможно без учета циклического развития самой организации, ее бизнес-процессов, продуктов, идей.
Анализ жизненных циклов организации, ее продукта и проекта позволят нам определить их соподчиненность. Так жизненный цикл нового продукта может начаться на любой фазе жизненного цикла организации. Как при создании организации мы определяем продукты, которые будем предлагать рынку, и начинаем процедуру их разработки. Так и в начале фазы спада мы можем пытаться пролонгировать жизненный цикл организации за счет вывода на рынок нового товара.
Создание нового продукта по определению является проектной деятельностью. Современная теория маркетинга уделяет достаточно большое внимание проблеме маркетингового сопровождения продукта на различных этапах его жизненного цикла, определяя при этом специфику маркетинговых усилий. Но в рамках жизненного цикла продукта может последовательно или параллельно выполняться несколько проектов, относящихся к различным фазам жизненного цикла продукта. Проектный механизм управления при этом традиционно используется только на этапах разработки и выведения на рынок нового продукта. Сегодня все чаще проектные технологии используются для осуществления целенаправленных внутриорганизационных изменений. В этом случае жизненный цикл проекта будет связан с жизненным циклом организации напрямую, а не через жизненный цикл продукта. Понимание взаимосвязей жизненного цикла организации, продукта, проекта позволяет формировать эффективную систему управления развитием организации. В рамках данной работы мы рассмотрим некоторые элементы механизма формирования маркетинговых коммуникаций проекта на различных фазах его жизненного цикла, не учитывая различия проектов по виду, масштабу, сфере реализации.
1.2. Фазы маркетингового сопровождения продукции
Название и число последовательных фаз проекта на практике определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны вовлеченных в проект организаций. Традиционно же выделяют четыре фазы: концепция, разработка, реализация, завершение. Именно на этих фазах мы рассмотрим необходимость маркетингового коммуникационного сопровождения проекта.
1. Концептуальная фаза, на которой проводятся все работы, связанные с формированием концепции проекта.
Успешная реализация данной фазы предполагает реализацию процедуры сбора данных, позволяющих проанализировать текущее состояние организации, выявить действительную потребность в проекте, возможность инвестиционного обеспечения. Данный анализ позволяет подготовить декларацию о намерениях, служащую базой для формирования набора альтернатив, определения критериев их оценки, выбора и утверждения концепции проекта.
Определяя критерии оценки альтернатив проекта, необходимо рассматривать в качестве обязательных такие как «имиждевость», «степень соответствия маркетинговой стратегии».
Разработав концепцию проекта, важно донести ее суть с помощью маркетинговых коммуникаций до основных субъектов проекта и компании, формируя лояльность внутренних аудиторий компании к процессу проектирования и его результату. В случае, когда результатом проектной деятельности является новый продукт, уже на фазе инициации необходимо оценить возможность интеграции данного продукта с существующей продуктовой линейкой, со сложившимся образом компании на рынке. Также необходимо продумывать возможность использования для продвижения будущих результатов проекта уже действующей коммуникационной политики компании, определять уровни интеграции коммуникационных инструментов отдельного проекта с уже существующими. Необходимо учитывать и возможность коммуникационного эффекта, направленного на усиление образа компании за счет продвижения новых результатов проектной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атоева Ш.А., Сидоров А.П. Использование информационных технологий в рамках жизненного цикла товара для оптимизации финансовой деятельности компании // В сборнике: Финансы без границ: технологии, инструменты, риски. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 18-30.
2. Багиев Г.Л., Пинчук А.В. Концепт маркетинга и внедрение в экономику территорий цифровых инноваций // В сборнике: Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Краюхина, Г.Л. Багиева. 2019. С. 34.
3. Бурлаков В.В. Маркетинг как инструмент управления латентностью инноваций // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3. С. 21-26.
4. Верещагин М.А. Особенности маркетингового управления жизненным циклом товара на рынке химической продукции // В сборнике: Исследование социально-экономического развития территорий в условиях санкций и угроз глобальных вызовов. материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 117-123.
5. Гавва Р.В., Ложкомоева Е.Н. Оценка влияния маркетинга инноваций на развитие инновационного потенциала промышленных предприятий // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2019. № 3. С. 41-48.
6. Глухов С.А., Плеханов С.В. Тенденции применения маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла товара // Экономическая безопасность и качество. 2020. № 1 (38). С. 32-37.
7. Жукова Т.Н. Маркетинг инноваций: учебное пособие / Санкт-Петербург, 2019.
8. Ибрагимхалилова Т.В., Ибрагимхалилова Д.В. Маркетинговые инновации в комплексе маркетинга // В сборнике: Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности Материалы IV Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2019. С. 171-173.
9. Иванов А.В. Проведение маркетинговых исследований на различных этапах жизненного цикла товара // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 5. С. 101-103.
10. Инновации и маркетинг: стратегическая роль, компоненты и характеристика инноваций / Бакович А.И., Акинчиц Т.С., Пузыревская А.А. // В сборнике: молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам CXXXVII международной научно-практической конференции. 2019. С. 56-58.
11. Инновации и развитие - выигрышная комбинация маркетинга / Бакович А.И., Акинчиц Т.С., Пузыревская А.А. // В сборнике: молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам CXXXVII международной научно-практической конференции. 2019. С. 53-55.
12. Карамова М.А. Жизненный цикл товара как фактор динамического ценообразования в розничной торговле // В сборнике: проблемы эффективного использования научного потенциала общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 93-98.
13. Квасов А.С., Сизо С.С. Маркетинг гостиничного бизнеса: инновации // Управление и экономика в XXI веке. 2019. № 3. С. 15-21.
14. Короткова Т.Л. Маркетинг инноваций: Учебник и практикум / Москва, 2019. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп)
15. Лосонделе Э., Юлдашева Ф. Инновации в сфере гостиничного маркетинга // В сборнике: туристический, гостиничный и ресторанный бизнес: инновации и тренды материалы региональной научно-практической конференции. 2019. С. 38-49.
16. Маркетинг инноваций в 2 ч. Часть 1 Молчанов Н.Н., Евстафьев Д.С., Лялина М.Б., Молчанов А.Н., Муравьёва О.С., Спиридонова Е.А., Шарахин П.С.
17. Маркетинг инноваций в 2 ч. Часть 2 / Молчанов Н.Н., Евстафьев Д.С., Лялина М.Б., Молчанов А.Н., Муравьёва О.С., Спиридонова Е.А., Шарахин П.С. Учебник и практикум / Москва, 2019. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).
18. Наумова П.А., Гордеев А.Е. Интернет-маркетинг и маркетинг инноваций: анализ зарубежного и российского опыта // В сборнике: Тенденции развития мировой торговли в XXI веке Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию учебного заведения. Пермь, 2019. С. 60-66.
19. Особенности жизненного цикла товара и инновации / Кулеш И.А., Акинчиц В.Р., Пузыревская А.А. // Студенческий вестник. 2020. № 3-3 (101). С. 26-27.
20. Саенко В.Г., Ракульцев К.Б. Адаптация функций маркетинга инноваций на отдельных стадиях движения продукта // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2019. № 2. С. 202-208.
21. Серышев Р.В., Шавлак Е.А. Роль цифровых моделей в управлении жизненным циклом товаров // Экономика и управление в машиностроении. 2020. № 6. С. 9-12.
22. Синяева И.М. Модель digital - маркетинга для практического продвижения инновации // Маркетинг и логистика. 2019. № 5 (25). С. 54-62.
23. Синяева И.М. Модель DIGITAL-маркетинга, как элемент коллаборации для продвижения инноваций // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2019. Т. 10. № 4. С. 372-381.
24. Скобкина Е.А. Маркетинг инноваций: понятие, этапы развития, проблемы исследования // В сборнике: advanced science сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 98-100.
25. Слепцова Ю.Н. Виды маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла товара // Научный журнал. 2020. № 1 (46). С. 42-46.
26. Сыров Д.И., Шушунова Т.Н. Учет специфики рынка инноваций при управлении системой маркетинга инновационного продукта // Успехи в химии и химической технологии. 2019. Т. 33. № 12 (222). С. 28-30.
27. Товарная политика предприятия и жизненный цикл товара / Ермолаева Е.Л., Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12 (128).
28. Учебник и практикум / Москва, 2019. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).
29. Фомина Н.М., Май-Борода Г.Н. Маркетинг инноваций как направление повышения результативности инновационной деятельности компаний // Студенческий. 2019. № 41-2 (85). С. 27-28.
30. Хаймоев В.Н. Облачная система управления операциями жизненного цикла товара (QR WMS), работающая с мобильным приложением // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2020615718, 29.05.2020. Заявка № 2020614366 от 14.05.2020.
31. Хаймоев В.Н. Программный комплекс поддержки жизненного цикла товаров мобильный склад с использованием QR кодов // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2020616854, 25.06.2020. Заявка № 2020615957 от 22.06.2020.
32. Шаблова Е.Г. Правовое обеспечение управления жизненным циклом продукции (товара)в условиях цифровой экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 4. С. 180-184.