Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала не только для того, чтобы молодое поколение могло жить и работать в новой социально-экономической ситуации, но и для того, чтобы оно могло постоянно самообразовываться, быть мобильным и креативным, решать нестандартные задачи в своей сфере деятельности. И здесь важнейшим фактором является развитие творческих способностей. Новая парадигма современного образования, заданная новым ФГОС дошкольного образования, провозглашает систематическое развитие творческих способностей.
По общему мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятным возрастом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Это связано с тем, что именно в этом возрасте закладываются психологические основы творческой деятельности. Дети этого возраста способны создавать новые картины, конструкции, образы и фантазии, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, Б.М. Теплов; педагоги: Т.С. Комарова, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская и др.
Занятия оригами предоставляют прекрасную возможность для развития творческих способностей. Оригами активно способствует развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, улучшая их глазомер и общую сенсорную моторику. Оно развивает такие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение и логику. Повышает творческое мышление, скорость, ловкость и оригинальность детей.
Развитие творчества через оригами позволяет детям активно участвовать в продуктивной деятельности и приобретать знания и навыки, которые становятся достоянием всей жизни. Опыт, приобретенный дошкольниками, впоследствии становится основой для формирования множества новых понятий и навыков в учебе, работе и жизни.
Необходимость использования оригами для обучения детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети учатся через игру, отмечали и доказывали такие великие педагоги, как Е.И. Васильченко, В.Б. Косминская, Т.С. Комарова, А.С. Макаренко и многие другие. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Оригами играет важную роль в изучении конструктивного творчества детей, в том числе известными отечественными педагогами Д.В. Куцаковым, 3.В. Лиштваном и Л.В. Пантелеевой. По мнению этих исследователей, оригами активно способствует развитию моторики рук у дошкольников, улучшает их глазомер и общую сенсорную моторику. Умственное развитие, включая внимание, восприятие, воображение, интеллект и логику. Повышению творческого мышления, скорости, ловкости и оригинальности.
Проблема: каковы особенности использования техники оригами как средства повышения творческих способностей детей
Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства оригами, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить влияние оригами, на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие творческая способность.
2. Выявить роль использования оригами в развитии творческих способностей старших дошкольников.
3.Провести диагностику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
.4 Разработать программу развития творческих способностей у старших дошкольников используя оригами.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить плодотворнее, если включить в систему образования программу, включающую занятия оригами.
Методы исследования:
- теоретические ― изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические ― наблюдение, беседа, изучение документации, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, педагогический эксперимент;
Практическая значимость исследования заключается в разработке экспериментальной программы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста используя оригами. Разработанная программа может быть полезна для развития творческих способностей
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
Вопрос развития творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является чрезвычайно важным. Именно в процессе организации творческой деятельности в различных образовательных областях решается главная задача - всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, спонтанности, активности, реализации собственных идей и созданию новых идей.
Вопрос развития творческих способностей детей на протяжении многих лет вызывает пристальный интерес у многих ученых. Это связано с растущей потребностью современного производства в мотивированных людях, способных формулировать новые проблемы, находить решения в сложных ситуациях и постоянно совершенствовать знания, которые общество накопило в своей жизни и трудовой деятельности. Как отмечают исследователи, знания устаревают быстрее, чем люди успевают их использовать. Чтобы успешно жить и конкурентоспособно действовать в современном обществе, люди должны быть готовы к постоянным изменениям, иметь мобильную рабочую силу и уметь творчески решать производственные проблемы, сохраняя свою уникальность.
С философской точки зрения изучаются вопросы о природе творчества, в психологии творчество изучается как процесс, психологический "механизм" творческого поведения; в педагогике процесс создания чего-то нового изучается с точки зрения ребенка, овладения творческой деятельностью и целенаправленного развития творческих способностей [15].
Известный русский философ Николай Бержаев писал: "Творчество есть не создание культурных продуктов, а понимание воздействия и подъема всей личности, указывающее на другую, высшую жизнь, на новое существование" [1].
С.Л. Рубинштейн изучал механизм творчества как психический процесс, называя его "деятельностью, в которой производится нечто новое и оригинальное, входящее в историю науки и искусства и в самого творца"[2].
Психолог К.К. Платонов назвал творчество высшей формой существования мышления, которое выходит за пределы, требуемые уже известными средствами для решения возникших проблем [8]. Более полное определение творчества дал психолог Ю.А. Пономарев. По его мнению, творчество - это "необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, которые изменяются вместе с формами творчества. Творчество человека - лишь одна из этих форм" [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 2005 – 240 с.
2. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. / Т.А. Барышева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 206 с.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2014. 60 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2017.
5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 2018 – 192 с.
6. Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.
8. Левин В.А. "Воспитание творчества" М.: Просвещение, 1987.
Леонтьев, Л.Н. О формировании способностей / Л.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1960. – №1. – С. 32-37.
9. Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2009 – 462 с.
11. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2011 – кн.1. Общие основы психологии. – 688
12. Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014/
13. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
14. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.
15. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1997.
16. И. А. Рябкова «Художественно- творческая деятельность. Оригами», «Учитель» 2015 год.
17. Т. И. Тарабарина “Оригами и развитие ребёнка» Издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.
18. Теплов Б.М.Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 2011
19. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011.
20. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.