Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СОВЕТСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
1.1. Понятие развлекательной программы
На протяжении долгой истории человечества люди всегда сталкивалась с различными психологическими барьерами, которые были связаны с восприятием развлечения как части жизни. При этом развлечение внедрялось в художественную культуру достаточно медленно, дифференцировано по каждому историческому этапу. При этом формировалось устойчивое представление о развлечении как о пустой трате времени [6].
Данная ситуация серьезно усугубилась в тот момент, когда развлечение перешло в контекст массовой культуры, что сформировало новое направление досуга людей, связанное с различными мероприятиями, основой которых являются развлечения [1].
Досуговая культура, которая возникла в рамках данного явления, стала очень динамичной и упрощенной, что позволило людям получать от нее положительные эмоции, давать расслабление и покой. Самое важное, что досуговая культура и ее воздействие на человека не были обусловлены никакими внешними факторами – национальными, социальными, политическими и т.д. [1].
В научной литературе выделяется три основных причины, которые обуславливают связь массовой культуры и развлечения как социально-культурного явления [2]:
1. Основными признаками массовой культуры и развлечения являются динамичность, интересность и привлекательность для зрителя.
2. Основным транслятором массовой культуры является самое зрелищное средство массовой коммуникации – телевидение, которое обладает такими характеристиками как драматизм и эффектность.
3. Зачастую идеологический контент массовой культуры можно спрятать за призмой развлечений, причем в рамках развлекательных программ до зрителя можно донести достаточно важную и значимую информацию [4].
В силу расплывчатости и многогранности понятия «развлекательное телевидение» определение его в научной литературе очень многообразно. В связи с тем, что развлекательное телевидение находится в постоянном противопоставлении общественно-политическому, важно отметить, что развлечение является тем компонентом программной сетки, который не предполагает идеологизированные элементы. Развлечение не предполагает актуальной политики или идеологии. При этом надо сказать, что данный подход является очень радикальным, поскольку телевидение, несмотря ни на что характеризуется как часть общества [6].
1.2. Классификация развлекательных программ на советском телевидении
Примерно со второй половины 1960-х годов прошлого века советское телевидение начинает искать пути к проблемному и образному разговору со зрителем. Во взаимосвязи с кино, театром и, прежде всего, литературой рождались новые виды телевизионного искусства, такие, как телетеатр, телефильм. Эстетика телефильма основана на принципах кинематографа, но в то же время обладает свойственными именно телевидению специфическими чертами [7].
На советском телевидении стремительно развивались и развлекательные жанры. Развлечение предполагает получение удовольствия, радости, позитивных эмоций, уход от реальности, снятие напряжения. Зачастую массовая аудитория устает и перегружается от серьезных экономических, социальных, политических проблем, а культурно-развлекательные передачи не только развлекают и просвещают, но и отвлекают от каких-то трудностей. Отечественное развлекательное телевидение имеет достаточно долгую историю [1].
В его советском периоде [3]:
– 1957–1970 годы – зарождение и формирование развлекательного телевидения;
– 1970 год – первая половина 80-х годов – время усиления идеологического контроля на телевидении, затормозившего развитие развлекательного телевещания;
– вторая половина 1980-х годов – переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения.
Те передачи, которые сейчас называют научно-популярными и культурно-просветительскими, в той или иной степени имели элемент развлекательности. Помимо доставляемого эстетического удовольствия и позитивного настроя такие программы выполняли и функции просвещения. Эта тема представляет для нас большой интерес, поскольку ее можно отнести к первоистокам, к началу развития развлекательных передач на отечественном телевидении [4].
На советском телевидении количество программ было крайне ограничено. Люди смотрели то, что им показывали на телеэкране. Каждая новая передача становилась достоянием общественности. Люди торопились к «голубому экрану», старались не пропустить ни одного выпуска.
Благодаря культурно-развлекательным передачам советские люди могли, так сказать, совершить «виртуальное путешествие», посмотреть разные страны, узнать, как живут люди на других континентах, и познакомиться с их культурой. Важной составляющей в таких передачах была личность ведущего, который являлся высоким профессионалом в той области, которой была посвящена программа. В советских передачах начинают активно использовать прием персонификации. В кадр обязательно вводился человек небезызвестный, который со временем и становился лицом передачи [5].
Основными и наиболее популярными развлекательными программами советского телевидения были «КВН» (творческий конкурс), «Клуб путешественников» (трвэел-журналистика), «В мире животных» (познавательная программа), «Что? Где? Когда?» (интеллектуальное шоу), «Кинопанорама» (культурно-познавательная программа).
Выводы по первой главе
В первой главе курсовой работы, которая называется «Теоретические аспекты изучения развлекательных программ на советском телевидении», были сделаны следующие выводы:
1. Основной целью функционирования развлекательной программы является обеспечение досуга зрителей, создание обстановки легкости, расслабления, отвлечения от жизненных забот. При этом развлекательные программы могут быть как познавательными, так и юмористическими, самое главное, что они должны быть далекими от политики, экономики и других серьезных сфер общественной жизни.
2. На советском телевидении существовало не так много развлекательных программ, а потому они были любимы зрителями. Однако большинство из них носило, скорее, познавательный характер, т.е. они были полезны для интеллектуального и личностного развития зрителя, что говорит об их высоком качестве.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акинфеев, С.Н. Развлекательное телевидение: классификация, определение, жанры / С.Н. Акинфеев // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvlekatelnoe-televidenie-klassifikatsiya-opredelenie-zhanry (дата обращения: 20.05.2023).
2. Александрова, А.М., Велигодская, С.М., Фурманова, Е.Н. Современные аспекты исследования эффективности работы телеканала: проблемы и перспективы / А.М. Александрова, С.М. Велигодская, Е.Н. Фурманова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Журналистика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2023. – С. 99–112.
3. Долгова, Ю.И., Ершов, Н.О., Чан, Т.Т.З. Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения / Ю.И. Долгова, Н.О. Ершов, Т.Т.З. Чан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение, журналистика». – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-formatnye-osobennosti-razvlekatelnogo-televideniya (дата обращения: 20.05.2023).
4. Елисеева, М.И., Шарова, В.М. Основные компоненты развлекательных программ на ТВ в контексте социально-экономической трансформации российского общества: теория и методология исследования / М.И. Елисеева, В.М. Шарова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной журналистики». – Казань: Казанский государственный университет, 2022. – С. 73–85.
5. Куприянова, В.С., Хаматова, Н.Г., Шиловская, Е.К. Структура телевидения как предмет научно-практического исследования: история и современность / В.С. Куприянова, Н.Г. Хаматова, Е.К. Шиловская // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 60–72.
6. Лазутчикова, А.Е., Армянова, Е.Е., Синопская, Г.В. Основные развлекательные программы советского экрана: содержательный и технологический аспект / А.Е. Лазутчикова, Е.Е. Армянова, Г.В. Синопская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы массовых коммуникаций в современном мире». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2022. – С. 88–101.
7. Синеокова, А.А. Современные тенденции работы ведущего телевизионного развлекательного проекта / А.А. Синеокова // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – URL: https://moluch.ru/archive/391/86176/ (дата обращения: 19.05.2023).