Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Критерий развития любого современного общества – это право человека на социальное обеспечение. Одновременно с появлением человеческого общества возникла потребность в социальном обеспечении. Независимо от уровня политического или экономического развития, всегда есть наименее защищённые слои населения, которые в силу не зависящих от них причин, не могут обеспечивать своё существование. Помимо тех, кто потерял возможность трудиться в силу состояния здоровья, есть и те, чья нуждаемость возникла в связи с экономической ситуацией – инфляцией, бедностью, безработицей. Развитые сейчас страны прошли через ряд социальных конфликтов, чтобы прийти к тому социальному обеспечению своих граждан, которого достигли .
Как видим, целью социального обеспечения является оказание помощи конкретному человеку в его сложившейся жизненной ситуации, непозволяющей ему трудиться и самостоятельно зарабатывать себе не жизнь. Именно адресность социальных выплат в настоящее время занимает важнейшее место среди принципов социальной политики.
Согласно ст. 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Но на сегодняшний момент большинству не только учёных-правоведов, но и простым гражданам очевидно, что права в области социального обеспечения в России, скорее, декларированы, чем исполняются. В отличие от наших европейских соседей, с созданной ими и эффективно действующей отраслью права социального обеспечения, в Российской Федерации права, о которых идёт речь, либо исполняются не в полном объёме, либо не исполняются. Протесты и митинги – тому подтверждение. Хотя и в европейских странах они также проходят. Это говорит нам и о том, что совершенствование законодательства – процесс непрерывный.
Таким образом, выбранная тема курсовой работы достаточно актуальна.
Цель работы – изучение права социального обеспечения, его понятийного аппарата и законодательного регулирования на разных уровнях. Следующие задачи ставятся для достижения указанной цели:
- дать общую характеристику права на социальное обеспечение;
- рассмотреть законодательное закрепление права на социальное обеспечение.
Предмет исследования – отношения, возникающие по поводу права на социальное обеспечение и по поводу его регулирования.
Объект исследования – законодательство, содержащее нормы права социального обеспечения.
Методологической основой стала система общенаучных и частно-научных методов познания: формально-логический, сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.
При написании использовалась научная литература и нормативные правовые акты. Над проблемой в области права человека на социальное обеспечение работали такие авторы, как: H.A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев, Р.И. Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1. Общая характеристика права на социальное обеспечение
1.1. Понятие и общая характеристика права на социальное обеспечение
Показательно суждение Г. Шварца: «Когда граждане голодают, не могут найти работу, болеют и никто не приходит к ним на помощь, ограничиваться защитой одних гражданских и политических прав явно недостаточно». Данное суждение говорит о значении права на социальное обеспечение. А теперь стоит рассмотреть, что же это за право.
В юридической литературе даются различные определения. Н.С. Бондарь считает, что социальные права «...имеют общественную направленность, выступают инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости, требуют детальной конкретизации в текущем законодательстве».
А. Шайо относит к социальным правам «все социальные услуги предоставленные государством гражданам в соответствии с их социальным статусом (пенсии престарелым и инвалидам, универсальная и бесплатная система здравоохранения, пособие по болезни, поддержка семьи, пособие по безработице)».
Некоторые авторы оценивают природу социальных прав негативно. Например, В. А. Четвернин полагает, что субъектами социальных прав выступают лишь «социально слабые, поэтому термин «социальные права» неточен, на самом деле это привилегии». Справедливее будет говорить о социальных льготах, а не о «привилегиях». К тому же, гарантированное для большинства населения право на неполное среднее образование или получение неотложной медицинской помощи не будет корректно назвать «привилегией».
М. В. Баглай и В. А. Туманов вообще не выделяют отдельную группу социальных прав, так как, что экономические, социальные и культурные права призваны гарантировать свободу человека в экономической, социальной и культурной сфере, дать ему возможность удовлетворять свои жизненные потребности.
Проанализировав различные определения можно назвать социальные права особым видом конституционных прав и свобод, тесно связанных с правом на неприкосновенность и защитой человеческого достоинства, которые заключаются в возможности каждого человека и гражданина стать получателем социальных услуг, социальной помощи. Сам объём предоставляемой социальной помощи зависит от экономического состояния государства. Хотя проводить такую связь опасно тем, что государство сколько угодно времени может оправдывать свою социальную политику имеющимся экономическим кризисом .
Следовательно, социальные права и свободы - это категория, имеющая самое непосредственное отношение к каждому человеку, а не только к лицам, находящимся в сфере «социального риска», в трудной жизненной ситуации. Такой вывод обусловливается тем, что «защита человеческого достоинства выступает уже не некой альтернативой для социальных прав в их традиционном понимании, как прав второго поколения, но, напротив, социальные права рассматриваются в качестве конституционного института обеспечения личных и политических прав и свобод человека и гражданина. »
Таким образом, социальные права являются связующим звеном для гражданских, политических прав и свобод, обеспечивая полноценную реализацию юридического статуса личности в России.
Социальная политика выражает правовую природу социальной сущности государства. Цель социальной политики государства - обеспечение в стране социальной справедливости, смягчение социальных противоречий в обществе, создание равных возможностей для всех граждан. На такой основе под руководством указанной цели и возникло социальное государство, стремящееся в первую очередь обеспечи
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12 дек. 1992г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант, 2018.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант, 2018.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант, 2018.
Судебная практика
1. Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 17-О «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2005.
2. Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 № 308-КГ17-971 по делу № А32-5144/2016 Об отмене решения фонда социального страхования о доначислении недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа // СПС КонсультантПлюс. 2018.
3. Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2017 № 51-КГ17-4 О признании права на получение единовременного пособия и взыскании пособия // СПС КонсультантПлюс. 2018.
Литература
1. Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России 2007-2016. – «Юстицинформ», 2017. – 326 с.
2. Азарова Е.Г., Антонова Н.В., Благодир А.Л., Сафонов А.Л., Воронин Ю.В., Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Роик В.Д., Миронова Т.К., Путило Н.В., Жаворонков Р.Н., Медведев А.В., Пудов А.Н., Ломакина Л.А., Серегина Л.В., Коршунова Т.Ю., Моцная О.В., Герасимова Е.С., Михайлов А.В., Кучма М.И., Чесалина О.В. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография (отв. ред. к.ю.н. Ю.В. Воронин, д.ю.н., проф. М.Л. Захаров). –Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, «Юридическая фирма «Контракт»», 2017. – 321 с.
3. Азарова, Е.Г. Судебная защита пенсионных прав (научно-практическое пособие) Е.Г. Азарова – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. – 408 с.
4. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (под редакцией Э.Р. Курманова). – СПС Гарант, 2018.
5. Кипинган Н.С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2010. – С. 142 – 147.
6. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. - М.: «Проспект», 2009. – 265 с.
7. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. - 656 с.
8. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // «Актуальные проблемы российского права», № 9, сентябрь 2017. – С. 153 – 162.
9. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография (отв.ред. академик РАН, д.ю.н., проф. Т.Я.Хабриева, д.ю.н., проф. Ю.А.Тихомиров; 7-е изд. доп. и перераб.). – «ИД Юриспруденция», 2015. – 544 с.
10. Нуртдинова А.Ф. Значение решений Конституционного Суда РФ для совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 68.
11. Поленина, С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С.В. Поленина / отв. ред. Р. О. Халфина. – М. : Наука, 1979. – 205 с.
12. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Л.В. Чистяковой, А.В. Касьянова). – «ИД «ГроссМедиа»»: РОСБУХ, 2018. – 193 с.
13. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2010 года. – М.: РИА Новости, 2011. – 46 с.
14. Рогачев, Д.И. Метод права социального обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук // Д.И. Рогачев. – М., 2002. – 178 с.
15. Роик, В.Д. Пенсионная система России: пути формирования институтов и эффективной модели пенсионного обеспечения (экономические аспекты) / В.Д. Роик // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К.Н. Гусова. – М., 2007. – С. 617 – 630.
16. Седельникова М.Г., Пузырёва А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // «Вестник Омской юридической академии», № 1, январь-март 2017. – С. 30 – 36.
17. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики // Вестник Пермского университета. Юридические науки, выпуск 4 - октябрь-декабрь 2015 г. – С. 100 – 109.